ПрСДНСДОВИе 3 страница

Право, как бы его ни понимали, в своем инструментальном воз­действии на общественные отношения мыслится в качестве опреде­ленных правил поведения, в виде общих норм, рассчитанных на ти­пичное массовидное воплощение в фактической жизнедеятельности.

Норма права — особая разновидность социальных норм наряду с нормами морали, нормами каких-то отдельных (негосударственных) социальных общностей. От других норм, ее отличают, во-первых, все­общий характер, своего рода обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений независимо от их воли и желания. Во-вторых, правовая норма в отличие, например, от морали призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок. В-третьих* право­вая норма отличается от других субъеетом своего подтверждения в ка­честве таконой. Окончательно норма признается правовой только го­сударством. До того она может существовать, может обосновываться учеными, ею могут руководствоваться сами участники общественных отношений, но пока полномочные органы государства не признали ее, не поставили под свою защиту, данную норму трудно рассматри­вать в качестве правовой. Это еще один отличительный признак пра­вовой нормы — обеспеченность ее государственной поддержкой, го­сударственной защитой, силой государственного принуждения.


Глава 3. Понятие пр»щ Источники и нормы права. Правовые отношения 37

Норма права — признаваемое и обеспечиваемое государством обще­обязательное правило, m которого вытекают права н обязанности участ­ников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба повеления-

Норма права — критерий правомерности поведения. Отсюда при­обретают значение такие качества правовой нормы, как ее формаль­ная определенность, конкретность, позволяющие практику решить юридическое дело.

По своей структуре каждая норма включает в себя три элемента (части): диспозицию, гипотезу и санкцию.

Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведе­ния, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство.

Плпотеза содержит перечень условий, при которых норма действует.

Санкция называет поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, на­против, нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Ино­гда в статье закона формулир)*тся только часть нормы, а другие ее части след>гг обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте.

Своей структурой, а также содержательными признаками норма права отличается от иных проявлений права, прежде всего от индиви­дуального предписания. Последнее основывается на норме и исчер­пывается разовым исполнением. Индивидуальное предписание рас­считано на строго определенный случай, на однократное действие, на конкретных лиц. С другой стороны, норма права отличается от общих принципов права. Последние, хотя и носят нормативный характер, все-таки проявляют себя через нормы права» нуждаются в конкрети­зации, не выходят напрямую на гипотезы и санкции, без чего трудно представить себе определенность правового регулирования.

Для каждого адресата нормативных правовых актов имеет значе­ние действие содержащихся в нем норм. Казалось бы, действие акта и действие его норм не следовало разделять. Однако это делать прихо­дится, поскольку законодатель заранее оговаривает действие отдель­ных правовых норм в принимаемом им акте. Так, например, некото­рые нормы части первой Налогового кодекса вступают в силу только после принятия второй его части.

Правовые нормы действуют: 1) во времени; 2) пространстве; 3) по кругу лиц.

Действие во времени связано с моментом вступления нормативного акта в юридическую силу и с моментом утраты им юридической силы.

Законы России вступают в силу по истечении 10 дней со дня их опубликования в официальных изданиях («Российская газета* и «Со­брание законодательства Российской Федерации*).


31Раздел 1. Государство и прею. Иж роль §жшни обществ*


Гдвва 3 Понятие при*. Исгочникн и нормы мрлв* Правовые отношении 39



Публикуются законы по истечении семи дней со дня их принятия. Это обшее правило. Но в законе может быть указана дата, когда соот­ветствующие нормы вступают в юридическую силу

Постановления и распоряжения Правительства России вступают в силу с момента их принятия, если в самом нормативном aKTt не указа­но иное. Акты Правительства, затрагивающие права и свободы чело­века, вступают в силу по истечении семи дней после опубликования.

Некоторые акты вступают в силу с момента получения их адреса­том. Акты местных органов власти и управления (самоуправления), как правило, вступают в силу с момента оповещения населения.

Очень важное значение в действии закона во времени имеют по­нятия «обратная сила закона» и «переживание закона». По общему правилу которое действует в правовой системе России, закон обрат­ной силы не имеет. Закон не распространяет свое действие на те от­ношения» которые возникли до его вступления в законную силу Но законодатель может это сделать в отдельных случаях. Однако это его право ограниченно. Он не может, например, издать нормы с обрат­ной силой, если они устанавливают ответственность за какое-либо деяние либо ужесточают эту ответственность. Есть конституционные ограничения обратной силы закона и есть соответствующие трактов­ки этих норм Конституционным Судом РФ. Так, ст. 57 Конституции РФ прямо фиксирует: «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют*.

Иногда имеет место ситуация, как бы противоположная обрат­ной силе закона. Это случается тогда, когда адресат права продолжает руководствоваться старым, отмененным или замененным законом, поскольку он не может одномоментно выйти из тех отношений, в ко­торые он вступил, руководствуясь действовавшими на то время нор­мами.

Действие нормативных актов в пространстве связывается с их рас­пространением на государственную территорию. К ней относятся тер­ритория земли, внутренние и территориальные воды, недра, воздуш­ное пространство над этой территорией, территории посольств, воен­ных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства.

Территориальные пределы действия нормативных актов выражают суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законода­тельство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку законодательство само это допускает в обшей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстер-


риториальное действие правовых актов, когда законодательство дан­ного государства распространяется за пределами его территории (дей­ствует в отношении граждан и организаций, находящихся на террито­рии других государств).

В федеративных государствах территориальные пределы действия нормативных актов обусловлены внутриполитическими отношения­ми. Э качестве общего правила нормативные акты субъектов Феде­рации действуют на собственной территории, акты местных органов власти и управления — на управляемой ими территории. Однако распространено и другое: юридические акты, принятые государст­венными органами одних административных и политических единиц, признаются в качестве таковых на территории других. Столкновения нормативных актов равноправных (однопорядковых) органов реша­ются на основе коллизионных норм, установленных фыкральнь/ми властями. Коллизионные нормы существуют также на случай столк­новения актов, изданных в разное время, в разном объеме, разными органами.

Действие по кругу лиц означает, по общему правилу, распростране­ние нормативных требований на всех адресатов в рамках территори­альной сферы действия того или иного акта. Но из данного правила есть три исключения

Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники диплома­тических и консульских представительств и некоторые другие ино­странные граждане пользуются правом экстерриториальности (наде­лены дипломатическим иммунитетом), следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законода­тельства об административных правонарушениях.

Во-вторых, проживающие на территории государства иностран­ные лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами страны, в некоторых правоотно­шениях не могут выступать носителями прав. Они не могут, напри­мер, избирать и быть избранными в органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в вооруженных силах и органах внутренних дел.

В третьих, некоторые нормативные акты, например предусматри­вающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностран­ного законодательства или нет.

Адресатами нормативных актов могут быть вес граждане или опре­деленные группы населения, все должностные лица ти отдельные нх категории.


40 Раздел I. Государство и irpoo. Их роль в жизни обществ*

§ 5. Закон и подзаконные нормативные акты

Одной из внешних форм выражения права является закон.

Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государст­венную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и госу­дарственной жизни.

Законы — первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит а том, что:

все остальные правовые акты должны исходить из законов и нико­гда не противоречить им;

они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами;

законы никто не вправе отменить кроме органа, их издававшего.

Законы принимаются высшими органами государственной власти (парламентами) или непосредственно народом в ходе референдума.

Подзаконный нормативный акт — одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе законе, во испол­нение его, для конкретизации законодательных предписаний, или их тол­кования, или установления первичных норм.

Не органы, издающие акты, и даже не характер акта (управленче­ский, толкования и тл.) определяют его принадлежность к подзакон­ным актам. Главное свойство состоит в отражении иерархии норма­тивных актов, их соподчиненности по юридической силе. Верховен­ство закона и подзаконность иных актов нашли конституционное закрепление.

Подзаконные акты являются незаменимым средством обеспечить исполнение законов. В механизме реализации законодательных норм подзаконным актам наряду с процессуальными законами принадле­жит основополагающее значение в качестве юридической основы всей праворсализуюшей деятельности.

В зависимости от положения органов, издающих подзаконные ак­ты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов, подзаконные акты делятся на несколько видов. Ведущее место среди подзаконных актов принадлежит указам президента, постановлени­ям правительства. Министры издают приказы и инструкции; мест­ные органы власти и управления принимают решения и распоря­жения.

Конституционный Суд РФ в ряде своих решений признал возмож­ность регулирования указами Президента РФ тех отношений, кото­рые должны регулироваться законом, но только в тех случаях, когда закон по каким-либо причинам не принимается и есть потребность


Глава }. Понятие прдва. Источники и нормы право. Правовые отношения 41

*

преодолеть имеющийся в законодательстве пробел. Такой указ дейст­вует до принятия соответствующего закона.

§ 6. Перевод требований законов н подзаконных актов в реальные общественные отношения

Принятие правовых норм само по себе означает лишь половину де- • ла. Основная цель состоит в их проведении в жизнь, в переводе «бу­мажного права» в право действующее, реально осязаемое. * Перевод нормативных предписаний в жизнь, деятельность граждан, их объединений, должностных лиц и органов государства по выполне­нию адресованных им норм охватывается понятием реалнзашн права. Ее можно рассматривать как процесс и как конечный результат.

Как конечный результат реализация права означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воз­держаться от совершения определенных поступков и комплексом фактически последовавших действий. Так,.согласно нормам, регули­рующим индивидуальную трудовую деятельность, граждане до начала занятия ею должны: получить разрешен ие; уплатить государственную пошлину за выдачу документа на разрешение; получить регистраци­онное удостоверение или приобрести патент

Только эти действия, а не какие-либо эквиваленты, и только в пол­ном их объеме будут обозначать реализацию требований закона. Реали­зацией права достигается тот результат, к которому законодатель стре­мится и который, по его мнению, должен привести к какой-то полез­ной иели. Достижение последней (в нашем примере, скажем, развитие какого-то промысла, каких-то услуг) выходит за рамки реализации пра­ва. Юриста интересуют лишь действия, которые требует закон.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объ­ективной и субъективной сторон. С объективной стороны она пред­ставляет собой совершение определенными средствами, в известной последовательности, в сроки и в местах, предусмотренных нормами права, правомерных действий. С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предпи­сываемых действий. Субъект может быть заинтересован в реализации права, может осуществлять правовые предписания из сознания обще­ственного долга или из страха неблагоприятных последствий. Но главное в этом процессе — скрупулезное следование предписанному образу действий, условиям места и времени их совершения. Реализа­ция не состоится, если одно какое-либо из обязательных условий бу­дет нарушено.


I

*Д Раздал I. Государствам права Их роль в 'жизни общества

По разным основаниям выделяются разные формы реализации правовых норм. По характеру правореализующнх действий, обуслов­ленных содержанием правовой нормы, следует выделить четыре фор­мы: соблюдение, исполнение, использование и применение права.

Соблюдением реализуются запрещающие нормы, н суть этой формы
состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находя­
щихся под запретом. j J: s,.1у|».:#r;
, Исполнение требует активных действий, связанных с претворением
в жизнь обязываюшнх предписаний.

. -Испальзоёоние права направлено на осуществление правомочий лица, и, следовательно» по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение.

Особое место занимает применение праеа как комплексная власт­ная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.

История знает два основных средства понуждения воли людей и реализации государственных велений — обещание награды и угроза физическим принуждением или лишением каких-то благ

В правовом государстве значительно меняются сфера и объем репрессивно-карательных и принудительных мер, открывается воз­можность своеобразного «самообеспечения» правовых предписаний.

Однако «самообеспечение» норм права в обществе нельзя прини­мать упрощенно. Нельзя не видеть также, что в определенные перио­ды развития ряда государств получили гипертрофированное исполь­зование методы командно-волевого, административного нажима, собственно принудительные и даже репрессивные методы, *,

Заинтересованность участников общественных отношений в реали­зации принадлежащие им прав проявляется в сфере действия управо-мочивающнх норм, а более широко — за пределами действия запретов, ограничений и обязываюших велений. Государство не обещает наград за сам факт реализации уполномочивающих норм. Тем более не грозит лишениями на случай отказа от реализации предоставленных прав. Со­держание управомочивающнх норм удовлетворяет волю их адресатов, а сам результат осуществления прав приносит желаемые блага.

При осуществлении обязывающих норм затрачиваются человеческие силы. В качестве определенной компенсации государство обещает КВКИе-то блага. Исполнение обязанностей пол угрозой возможно, но оно не будет качественным. Какой-то круг людей в обществе исполняет юридические обязанности по внутреннему >3ежденчю, по чувству долга.

Правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой на­ступления неблагоприятных последствий в случае их нарушения. Это могут быть лишение свободы, штраф, исправительные работы И др.


Глава 3. Понятое г.рьш. Источники и нормыnpatat Правопые отношения 43

В целях обеспечения процесса реализации правовых норм широко используются политические (например, средства партийною воздей­ствия) и идеологические (пропаганда, убеждение) методы* Несмотря на департизацию государственного аппарата, большое значение пар­тийные метопы имеют в воздействии на должностных лиц и предста­вителей власти. Но дошеющее значение имеет другое* За надлежащее исполнение ими своих юридических обязанностей государство пла­тит заработную плату Неисполнение обязанностей влечет примене­ние дисциплинарных взысканий» вплоть до увольнения с должности. Нарушение запретов образует состав должностного преступления или проступка и наказывается в соответствии с санкцией закона.

Правоприменение — это решение конкретного дела, жизвещюго слу­чая, определенной правовой ситуации,:>то «-приложение* зэков*, общих правовых норм к конкретным липам» конкретным обстоятельствам*

Правоприменение — это организующая деятельность- Действия правоприменяюшего лица или органа ориентированы на то, чтобы направить развитие отношений между людьми (их формированиями) в русло закона. Применением правовых норм занимаются компетент­ные органы н должностные лица и только в рамках предоставленных им полномочий, i

Правоприменение имеет место там, где адресаты правовых норм не могут реализовывать свои предусмотренные законом права и обязан­ности без своего рода посредничеств компетентных государственных органов. Нельзя получить пенсию, нельзя получить очередное воин­ское звание, нельзя отсидеть на гауптвахте, нельзя реализовать свое право на отдых (получить очередной отпуск) и т.д. без разрешения компетентного оргэда, хотя бы к тому времени были, в действитель­ности, налицо все условия, предусмотренные законом для возникно­вения прав и обязанностей. Другими словами, часть правовых норм реализуется через правоприменение, правоприменительную деятель­ность, правоприменительные акты.

Применение правовых норм — это властная организующая деятель­ность компетентных органов и ляп» имеющая своей целью содейсгеие ад­ресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав н обязан­ностей, а также контроль за данным процессом.

Определенная последовательность совершения комплексов дейст­вий в ходе правоприменения дает основание говорить о трех стадиях правоприменительной деятельности: 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) установление юридической основы дела; 3) ре­шение дела.

Правоприменительный акт — Это госуларственно-власгный инди­видуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъек-


44 Раздел I. Государство и пр«о. Их роль в жизни обществ*

-

том по конкретному юридическому делу в целях выявления наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормативного осуществления.

В переводе требований должного, содержащихся в законах и под­законных актах, основополагающую роль, как убеждаемся, играет правовое созпанне.

Нормы права, содержащиеся в различных источниках права, а так­же правоотношения, которые складываются на основе норм, призва­ны вызвать желаемые законодателю варианты поведения людей. Для этого соответствующие предписания, зафиксированные права и обя­занности должны пройти через волю и сознание людей.

Никакая человеческая деятельность немыслима вне сознания инди­видов. Ни один правовой акт, ни одно правовое отношение не реализу­ется вне опосредующей их правовой психологии и правовой идеологии.

Правовое сознание является разновидностью социального созна­ния, и, следовательно, к нему относятся вековые споры материалистов и идеалистов о первичности и вторичности (производности) материи и сознания вообще. Не вдаваясь в подробности, отметим здесь главное; сознание, несомненно, находится под определяющим воздействием бытия, но, с другой стороны, само бытие является результатом вопло­щения мыслей и чувств людей. Индивидуальное и коллектив)roe созна­ние в обществе и государстве — локомотив исторического движения.

Как особая форма общественного сознания правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли.

Правосознание предполагает:

осмысление и ощущение права;

оценку права;

осознание необходимости создания развитой системы законода­тельства;

осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов; • восприятие процесса и результатов реализации права;

соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, полити­ческими и т.д.)-

Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется право­сознанием и в какой степени полно регулирует она общественные от­ношения.


Глава 3. Понятие правд. Источники и кормы прав*. Правовые отношения 45

С некоторой долей условности можно утверждать, что для большо­го числа людей нормативом поведения служит именно правосозна­ние, поскольку они не знают конкретных нормативных правовых предписаний, никбгда не сталкивались с правовыми актами. Однако здесь легко впасть и в другую крайность, а именно: недооценить роль законодательства в формировании правосознания. Причем не обяза­тельно напрямую. Чаше всего косвенно — через правоприменитель­ную практику (решение юридических дел в судах и управленческих учреждениях), через общение с друзьями и коллегами и tjl *

По своей структуре правосознание разделяется на правовую психо­логию и правовую идеалогаю. ту и Другую составляющую можно ха­рактеризовать на уровне индивида (индивидуальное правосознание), группы (групповое) или общества в целом (общественное).

Правовая психология отражает преимущественно созерцательный мо­мент познания. Это прежде всего область чувств, настроений, эмоций, представлений, иллюзий. Они навеяны знакомством с жизненными реа­лиями и, в особенности, с явлениями государственно-цравовой жизни.

Лраеовая идеология отражает преимущественно результаты абст­рактного мышления. Он& включает в себя концептуально оформлен­ные идеи и понятия о необходимости и роли права, о tro обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь. Ведущи­ми в правовой идеологии являются идеи;

неотъемлемых прав и свобод человека;

закона как акта высшей юридической силы;

законности;

охраны права государством и связанности самого государства правом.

§ 7. Правовые отношения

Одна из первейших целей органа, издающего правовые нормы, со­стоит в наделении участников общественных отношений правами и обязанностями, в установлении между ними определенных связей. В результате издания нормативных актов часто возникают новые об­щественные отношения, но даже те, что существовали до принятия каких-то норм, поскольку стали предметом правового регулирования, приобретают новое качество. Именно в этой плоскости ставится во­прос о правовых отношениях.

Правовые отношения — это особая юридическая сяязь между участ­никами социального общения, наделенными взаимно корреспондирую­щими (связанными) правами и юридическими обязанностями.

Правовые отношения — это своеобразная форма или даже модель фактических общественных отношений. Отождест&чять те и другие не


-


46 ' Раздел L Государство н прж>. Их роль в житц общества


Глава 3- Понятие права. Источники н нормы прела. Правовые отношения 47



следует. Например, супруги, состоящие в зарегистрированном браке,
Moiyr не поддерживать межоу собой никаких фактических отношений
и жить в разных городах и странах, но правовые отношения от этого
не рвутся; В юридической связи они продолжают пребывать, что вле­
чет заесгёой определенные последствия. - *' ■

Правовые отношения призваны регулировать поведение опреде­ленных сторон и тем самым конкретизировать государственную волю, выраженную в правовых нормах. На основе норм права и в полном со­ответствии с ними посредством правоотношений вносится элемент упорядоченности в реальные общественные отношения.

Правовые отношения в своей совокупности и в реальном воплоще­нии составляют правовой порядок общества. Поэтому для надлежащей правовой ориентации гражданину полезно иметь представление не только о действующих в обществе правовых нормах, но и о тех отноше­ниях, которые складываются на основе нормативных предписаний.

Каждое правоотношение может быть охарактеризовано по его со--ставу:

субъекты правоотношений — граждане (физические лица), должно­стные лица, органы» учреждения, организации;

содержание правоотношений, которое составляют субъективные пра­ва и юридические обязанности сторон (субъектов) правоотношений;

объекты правоотношений, т.е. фактические действия (поступки) сторон» на которые неправлено содержание правоотношений и с про­ведением которых правоотношение прекращается.

Так же как и нормы права, правоотношения подразделяются по от­раслевому признаку: конституиионно-правовые, административно-Правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д. Принад­лежность правоотношения к тому или другому виду обусловливает специфику его состава. В последующих главах учебника будут охарак­теризованы основания возникновения, содержание, объекты право­отношений и их участники в той или другой отрасли права. Здесь же обратим внимание на три понятия, относящиеся к любым правоотно­шениям; правосубъектность, правоспособность и дееспособность.

Правосубъектность означает признаваемую государством чью-либо способность выступать в качестве носителя субъективных прав и юридических обязанностей и, следовательно, в качестве сгороны пра­вового отношения. Правосубъектность включает в себя правовой ста­тус субъекта права, его правоспособность и дееспособность.

Правовой статус — это вся совокупность прав и обязанностей, принадлежащих субъекту права.

Правоспособность — способность субъекта быть носителем прав и обязанностей в конкретных правоотношениях.


Дееспособность — способность физического лица своими дейст­виями приобретать и осуществлять принадлежащие ему права и обя­занности.

' Применительно к организациям, а иногда и по отношению к граж­данам (вступить в брак, избирать и быть избранными и тж) правоспо­собность и дееспособность неразделимы..

Для возникновения правовых отношений необходимо наличие
действующих норм права. Но не только норм. Реальные правовые свя­
зи устанавливаются лишь по наступлении юридических фактов. Так,
возникновение наследственных правоотношений следует за смертью
наследодателя, семейные правоотношения складываются после сово­
купности действий, связанных с регистрацией брака, трудовые право­
отношения после принятая на работу и тл..-г..

Обстоятельства, которые прея>смотрены в законе и иных источниках права в качестве основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений, называются юридическими фактами. Это могут быт> и события» и действия людей. Причем последние могут являться юридическими фактами независимо от проявления воли человека на вступление в правовое отношение (например, авторское право и соот­ветствующие правоотношения возникают у поэта независимо от того, думал ли он об этом, сочиняя очередное стихотворение). В особую груп­пу юридических фактов объединяются неправомерные действия людей.

Субъективное право и юридическая обязанность образуют содержа­ние правоотношения.

Содержание правоотношения легче всего проследить на каком-то типичном жизненном прнмьре. Возьмем договор купли-продажи квар­тиры. Каковы субъективные права и юридические обязанности продав­ца н покупателя после заключения договора (удостоверения его у нота­риуса)? Права зга троякого рода. Продавец, во-первых, приобретает возможность потребовать от покупателя передачи оговоренной в до­говоре суммы, т.е. претендовать на определенные действия со стороны обязанного лица. Во-вторых, он имеет возможность выбора варианта собственного поведения в этой части, например, воздержаться от полу­чения денег; не заяатять претензий. В-третьнх, он приобретает возмож­ность требовать определенных действий со стороны гарантов договора, в частности, искать защиту й суде, если покупатель уклоняется от упла­ты, В свою очередь покупатель может требовать освобождения продан­ной квартиры, но может и не въезжать в нес. Он также может обратить­ся в суд с иском о выселении бывшего собственника квартиры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: