Право, как бы его ни понимали, в своем инструментальном воздействии на общественные отношения мыслится в качестве определенных правил поведения, в виде общих норм, рассчитанных на типичное массовидное воплощение в фактической жизнедеятельности.
Норма права — особая разновидность социальных норм наряду с нормами морали, нормами каких-то отдельных (негосударственных) социальных общностей. От других норм, ее отличают, во-первых, всеобщий характер, своего рода обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений независимо от их воли и желания. Во-вторых, правовая норма в отличие, например, от морали призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок. В-третьих* правовая норма отличается от других субъеетом своего подтверждения в качестве таконой. Окончательно норма признается правовой только государством. До того она может существовать, может обосновываться учеными, ею могут руководствоваться сами участники общественных отношений, но пока полномочные органы государства не признали ее, не поставили под свою защиту, данную норму трудно рассматривать в качестве правовой. Это еще один отличительный признак правовой нормы — обеспеченность ее государственной поддержкой, государственной защитой, силой государственного принуждения.
|
|
Глава 3. Понятие пр»щ Источники и нормы права. Правовые отношения 37
Норма права — признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, m которого вытекают права н обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба повеления-
Норма права — критерий правомерности поведения. Отсюда приобретают значение такие качества правовой нормы, как ее формальная определенность, конкретность, позволяющие практику решить юридическое дело.
По своей структуре каждая норма включает в себя три элемента (части): диспозицию, гипотезу и санкцию.
Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство.
Плпотеза содержит перечень условий, при которых норма действует.
Санкция называет поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формулир)*тся только часть нормы, а другие ее части след>гг обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте.
Своей структурой, а также содержательными признаками норма права отличается от иных проявлений права, прежде всего от индивидуального предписания. Последнее основывается на норме и исчерпывается разовым исполнением. Индивидуальное предписание рассчитано на строго определенный случай, на однократное действие, на конкретных лиц. С другой стороны, норма права отличается от общих принципов права. Последние, хотя и носят нормативный характер, все-таки проявляют себя через нормы права» нуждаются в конкретизации, не выходят напрямую на гипотезы и санкции, без чего трудно представить себе определенность правового регулирования.
|
|
Для каждого адресата нормативных правовых актов имеет значение действие содержащихся в нем норм. Казалось бы, действие акта и действие его норм не следовало разделять. Однако это делать приходится, поскольку законодатель заранее оговаривает действие отдельных правовых норм в принимаемом им акте. Так, например, некоторые нормы части первой Налогового кодекса вступают в силу только после принятия второй его части.
Правовые нормы действуют: 1) во времени; 2) пространстве; 3) по кругу лиц.
Действие во времени связано с моментом вступления нормативного акта в юридическую силу и с моментом утраты им юридической силы.
Законы России вступают в силу по истечении 10 дней со дня их опубликования в официальных изданиях («Российская газета* и «Собрание законодательства Российской Федерации*).
31Раздел 1. Государство и прею. Иж роль §жшни обществ*
Гдвва 3 Понятие при*. Исгочникн и нормы мрлв* Правовые отношении 39
Публикуются законы по истечении семи дней со дня их принятия. Это обшее правило. Но в законе может быть указана дата, когда соответствующие нормы вступают в юридическую силу
Постановления и распоряжения Правительства России вступают в силу с момента их принятия, если в самом нормативном aKTt не указано иное. Акты Правительства, затрагивающие права и свободы человека, вступают в силу по истечении семи дней после опубликования.
Некоторые акты вступают в силу с момента получения их адресатом. Акты местных органов власти и управления (самоуправления), как правило, вступают в силу с момента оповещения населения.
Очень важное значение в действии закона во времени имеют понятия «обратная сила закона» и «переживание закона». По общему правилу которое действует в правовой системе России, закон обратной силы не имеет. Закон не распространяет свое действие на те отношения» которые возникли до его вступления в законную силу Но законодатель может это сделать в отдельных случаях. Однако это его право ограниченно. Он не может, например, издать нормы с обратной силой, если они устанавливают ответственность за какое-либо деяние либо ужесточают эту ответственность. Есть конституционные ограничения обратной силы закона и есть соответствующие трактовки этих норм Конституционным Судом РФ. Так, ст. 57 Конституции РФ прямо фиксирует: «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют*.
Иногда имеет место ситуация, как бы противоположная обратной силе закона. Это случается тогда, когда адресат права продолжает руководствоваться старым, отмененным или замененным законом, поскольку он не может одномоментно выйти из тех отношений, в которые он вступил, руководствуясь действовавшими на то время нормами.
Действие нормативных актов в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию. К ней относятся территория земли, внутренние и территориальные воды, недра, воздушное пространство над этой территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства.
|
|
Территориальные пределы действия нормативных актов выражают суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку законодательство само это допускает в обшей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстер-
риториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств).
В федеративных государствах территориальные пределы действия нормативных актов обусловлены внутриполитическими отношениями. Э качестве общего правила нормативные акты субъектов Федерации действуют на собственной территории, акты местных органов власти и управления — на управляемой ими территории. Однако распространено и другое: юридические акты, принятые государственными органами одних административных и политических единиц, признаются в качестве таковых на территории других. Столкновения нормативных актов равноправных (однопорядковых) органов решаются на основе коллизионных норм, установленных фыкральнь/ми властями. Коллизионные нормы существуют также на случай столкновения актов, изданных в разное время, в разном объеме, разными органами.
Действие по кругу лиц означает, по общему правилу, распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Но из данного правила есть три исключения
Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом), следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.
|
|
Во-вторых, проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами страны, в некоторых правоотношениях не могут выступать носителями прав. Они не могут, например, избирать и быть избранными в органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в вооруженных силах и органах внутренних дел.
В третьих, некоторые нормативные акты, например предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.
Адресатами нормативных актов могут быть вес граждане или определенные группы населения, все должностные лица ти отдельные нх категории.
40 Раздел I. Государство и irpoo. Их роль в жизни обществ*
§ 5. Закон и подзаконные нормативные акты
■
Одной из внешних форм выражения права является закон.
Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.
Законы — первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит а том, что:
все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;
они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами;
законы никто не вправе отменить кроме органа, их издававшего.
Законы принимаются высшими органами государственной власти (парламентами) или непосредственно народом в ходе референдума.
Подзаконный нормативный акт — одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе законе, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний, или их толкования, или установления первичных норм.
Не органы, издающие акты, и даже не характер акта (управленческий, толкования и тл.) определяют его принадлежность к подзаконным актам. Главное свойство состоит в отражении иерархии нормативных актов, их соподчиненности по юридической силе. Верховенство закона и подзаконность иных актов нашли конституционное закрепление.
Подзаконные акты являются незаменимым средством обеспечить исполнение законов. В механизме реализации законодательных норм подзаконным актам наряду с процессуальными законами принадлежит основополагающее значение в качестве юридической основы всей праворсализуюшей деятельности.
В зависимости от положения органов, издающих подзаконные акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов, подзаконные акты делятся на несколько видов. Ведущее место среди подзаконных актов принадлежит указам президента, постановлениям правительства. Министры издают приказы и инструкции; местные органы власти и управления принимают решения и распоряжения.
Конституционный Суд РФ в ряде своих решений признал возможность регулирования указами Президента РФ тех отношений, которые должны регулироваться законом, но только в тех случаях, когда закон по каким-либо причинам не принимается и есть потребность
Глава }. Понятие прдва. Источники и нормы право. Правовые отношения 41
*
преодолеть имеющийся в законодательстве пробел. Такой указ действует до принятия соответствующего закона.
§ 6. Перевод требований законов н подзаконных актов в реальные общественные отношения
Принятие правовых норм само по себе означает лишь половину де- • ла. Основная цель состоит в их проведении в жизнь, в переводе «бумажного права» в право действующее, реально осязаемое. * Перевод нормативных предписаний в жизнь, деятельность граждан, их объединений, должностных лиц и органов государства по выполнению адресованных им норм охватывается понятием реалнзашн права. Ее можно рассматривать как процесс и как конечный результат.
Как конечный результат реализация права означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и комплексом фактически последовавших действий. Так,.согласно нормам, регулирующим индивидуальную трудовую деятельность, граждане до начала занятия ею должны: получить разрешен ие; уплатить государственную пошлину за выдачу документа на разрешение; получить регистрационное удостоверение или приобрести патент
Только эти действия, а не какие-либо эквиваленты, и только в полном их объеме будут обозначать реализацию требований закона. Реализацией права достигается тот результат, к которому законодатель стремится и который, по его мнению, должен привести к какой-то полезной иели. Достижение последней (в нашем примере, скажем, развитие какого-то промысла, каких-то услуг) выходит за рамки реализации права. Юриста интересуют лишь действия, которые требует закон.
Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной сторон. С объективной стороны она представляет собой совершение определенными средствами, в известной последовательности, в сроки и в местах, предусмотренных нормами права, правомерных действий. С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предписываемых действий. Субъект может быть заинтересован в реализации права, может осуществлять правовые предписания из сознания общественного долга или из страха неблагоприятных последствий. Но главное в этом процессе — скрупулезное следование предписанному образу действий, условиям места и времени их совершения. Реализация не состоится, если одно какое-либо из обязательных условий будет нарушено.
I
*Д Раздал I. Государствам права Их роль в 'жизни общества
По разным основаниям выделяются разные формы реализации правовых норм. По характеру правореализующнх действий, обусловленных содержанием правовой нормы, следует выделить четыре формы: соблюдение, исполнение, использование и применение права.
Соблюдением реализуются запрещающие нормы, н суть этой формы
состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находя
щихся под запретом. j J: s,.1у|».:#r;
, Исполнение требует активных действий, связанных с претворением
в жизнь обязываюшнх предписаний.
. -Испальзоёоние права направлено на осуществление правомочий лица, и, следовательно» по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение.
Особое место занимает применение праеа как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.
История знает два основных средства понуждения воли людей и реализации государственных велений — обещание награды и угроза физическим принуждением или лишением каких-то благ
В правовом государстве значительно меняются сфера и объем репрессивно-карательных и принудительных мер, открывается возможность своеобразного «самообеспечения» правовых предписаний.
Однако «самообеспечение» норм права в обществе нельзя принимать упрощенно. Нельзя не видеть также, что в определенные периоды развития ряда государств получили гипертрофированное использование методы командно-волевого, административного нажима, собственно принудительные и даже репрессивные методы, *,
Заинтересованность участников общественных отношений в реализации принадлежащие им прав проявляется в сфере действия управо-мочивающнх норм, а более широко — за пределами действия запретов, ограничений и обязываюших велений. Государство не обещает наград за сам факт реализации уполномочивающих норм. Тем более не грозит лишениями на случай отказа от реализации предоставленных прав. Содержание управомочивающнх норм удовлетворяет волю их адресатов, а сам результат осуществления прав приносит желаемые блага.
При осуществлении обязывающих норм затрачиваются человеческие силы. В качестве определенной компенсации государство обещает КВКИе-то блага. Исполнение обязанностей пол угрозой возможно, но оно не будет качественным. Какой-то круг людей в обществе исполняет юридические обязанности по внутреннему >3ежденчю, по чувству долга.
Правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их нарушения. Это могут быть лишение свободы, штраф, исправительные работы И др.
Глава 3. Понятое г.рьш. Источники и нормыnpatat Правопые отношения 43
В целях обеспечения процесса реализации правовых норм широко используются политические (например, средства партийною воздействия) и идеологические (пропаганда, убеждение) методы* Несмотря на департизацию государственного аппарата, большое значение партийные метопы имеют в воздействии на должностных лиц и представителей власти. Но дошеющее значение имеет другое* За надлежащее исполнение ими своих юридических обязанностей государство платит заработную плату Неисполнение обязанностей влечет применение дисциплинарных взысканий» вплоть до увольнения с должности. Нарушение запретов образует состав должностного преступления или проступка и наказывается в соответствии с санкцией закона.
Правоприменение — это решение конкретного дела, жизвещюго случая, определенной правовой ситуации,:>то «-приложение* зэков*, общих правовых норм к конкретным липам» конкретным обстоятельствам*
Правоприменение — это организующая деятельность- Действия правоприменяюшего лица или органа ориентированы на то, чтобы направить развитие отношений между людьми (их формированиями) в русло закона. Применением правовых норм занимаются компетентные органы н должностные лица и только в рамках предоставленных им полномочий, i
Правоприменение имеет место там, где адресаты правовых норм не могут реализовывать свои предусмотренные законом права и обязанности без своего рода посредничеств компетентных государственных органов. Нельзя получить пенсию, нельзя получить очередное воинское звание, нельзя отсидеть на гауптвахте, нельзя реализовать свое право на отдых (получить очередной отпуск) и т.д. без разрешения компетентного оргэда, хотя бы к тому времени были, в действительности, налицо все условия, предусмотренные законом для возникновения прав и обязанностей. Другими словами, часть правовых норм реализуется через правоприменение, правоприменительную деятельность, правоприменительные акты.
Применение правовых норм — это властная организующая деятельность компетентных органов и ляп» имеющая своей целью содейсгеие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав н обязанностей, а также контроль за данным процессом.
Определенная последовательность совершения комплексов действий в ходе правоприменения дает основание говорить о трех стадиях правоприменительной деятельности: 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) установление юридической основы дела; 3) решение дела.
Правоприменительный акт — Это госуларственно-власгный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъек-
44 Раздел I. Государство и пр«о. Их роль в жизни обществ*
-
том по конкретному юридическому делу в целях выявления наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормативного осуществления.
В переводе требований должного, содержащихся в законах и подзаконных актах, основополагающую роль, как убеждаемся, играет правовое созпанне.
Нормы права, содержащиеся в различных источниках права, а также правоотношения, которые складываются на основе норм, призваны вызвать желаемые законодателю варианты поведения людей. Для этого соответствующие предписания, зафиксированные права и обязанности должны пройти через волю и сознание людей.
Никакая человеческая деятельность немыслима вне сознания индивидов. Ни один правовой акт, ни одно правовое отношение не реализуется вне опосредующей их правовой психологии и правовой идеологии.
Правовое сознание является разновидностью социального сознания, и, следовательно, к нему относятся вековые споры материалистов и идеалистов о первичности и вторичности (производности) материи и сознания вообще. Не вдаваясь в подробности, отметим здесь главное; сознание, несомненно, находится под определяющим воздействием бытия, но, с другой стороны, само бытие является результатом воплощения мыслей и чувств людей. Индивидуальное и коллектив)roe сознание в обществе и государстве — локомотив исторического движения.
Как особая форма общественного сознания правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли.
Правосознание предполагает:
осмысление и ощущение права;
оценку права;
осознание необходимости создания развитой системы законодательства;
осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов; • восприятие процесса и результатов реализации права;
соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими и т.д.)-
Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения.
Глава 3. Понятие правд. Источники и кормы прав*. Правовые отношения 45
С некоторой долей условности можно утверждать, что для большого числа людей нормативом поведения служит именно правосознание, поскольку они не знают конкретных нормативных правовых предписаний, никбгда не сталкивались с правовыми актами. Однако здесь легко впасть и в другую крайность, а именно: недооценить роль законодательства в формировании правосознания. Причем не обязательно напрямую. Чаше всего косвенно — через правоприменительную практику (решение юридических дел в судах и управленческих учреждениях), через общение с друзьями и коллегами и tjl *
По своей структуре правосознание разделяется на правовую психологию и правовую идеалогаю. ту и Другую составляющую можно характеризовать на уровне индивида (индивидуальное правосознание), группы (групповое) или общества в целом (общественное).
Правовая психология отражает преимущественно созерцательный момент познания. Это прежде всего область чувств, настроений, эмоций, представлений, иллюзий. Они навеяны знакомством с жизненными реалиями и, в особенности, с явлениями государственно-цравовой жизни.
Лраеовая идеология отражает преимущественно результаты абстрактного мышления. Он& включает в себя концептуально оформленные идеи и понятия о необходимости и роли права, о tro обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь. Ведущими в правовой идеологии являются идеи;
неотъемлемых прав и свобод человека;
закона как акта высшей юридической силы;
законности;
охраны права государством и связанности самого государства правом.
§ 7. Правовые отношения
Одна из первейших целей органа, издающего правовые нормы, состоит в наделении участников общественных отношений правами и обязанностями, в установлении между ними определенных связей. В результате издания нормативных актов часто возникают новые общественные отношения, но даже те, что существовали до принятия каких-то норм, поскольку стали предметом правового регулирования, приобретают новое качество. Именно в этой плоскости ставится вопрос о правовых отношениях.
Правовые отношения — это особая юридическая сяязь между участниками социального общения, наделенными взаимно корреспондирующими (связанными) правами и юридическими обязанностями.
Правовые отношения — это своеобразная форма или даже модель фактических общественных отношений. Отождест&чять те и другие не
-
■
46 >л' Раздел L Государство н прж>. Их роль в житц общества
Глава 3- Понятие права. Источники н нормы прела. Правовые отношения 47
следует. Например, супруги, состоящие в зарегистрированном браке,
Moiyr не поддерживать межоу собой никаких фактических отношений
и жить в разных городах и странах, но правовые отношения от этого
не рвутся; В юридической связи они продолжают пребывать, что вле
чет заесгёой определенные последствия. - *' ■
Правовые отношения призваны регулировать поведение определенных сторон и тем самым конкретизировать государственную волю, выраженную в правовых нормах. На основе норм права и в полном соответствии с ними посредством правоотношений вносится элемент упорядоченности в реальные общественные отношения.
Правовые отношения в своей совокупности и в реальном воплощении составляют правовой порядок общества. Поэтому для надлежащей правовой ориентации гражданину полезно иметь представление не только о действующих в обществе правовых нормах, но и о тех отношениях, которые складываются на основе нормативных предписаний.
Каждое правоотношение может быть охарактеризовано по его со--ставу:
субъекты правоотношений — граждане (физические лица), должностные лица, органы» учреждения, организации;
содержание правоотношений, которое составляют субъективные права и юридические обязанности сторон (субъектов) правоотношений;
объекты правоотношений, т.е. фактические действия (поступки) сторон» на которые неправлено содержание правоотношений и с проведением которых правоотношение прекращается.
Так же как и нормы права, правоотношения подразделяются по отраслевому признаку: конституиионно-правовые, административно-Правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д. Принадлежность правоотношения к тому или другому виду обусловливает специфику его состава. В последующих главах учебника будут охарактеризованы основания возникновения, содержание, объекты правоотношений и их участники в той или другой отрасли права. Здесь же обратим внимание на три понятия, относящиеся к любым правоотношениям; правосубъектность, правоспособность и дееспособность.
Правосубъектность означает признаваемую государством чью-либо способность выступать в качестве носителя субъективных прав и юридических обязанностей и, следовательно, в качестве сгороны правового отношения. Правосубъектность включает в себя правовой статус субъекта права, его правоспособность и дееспособность.
Правовой статус — это вся совокупность прав и обязанностей, принадлежащих субъекту права.
Правоспособность — способность субъекта быть носителем прав и обязанностей в конкретных правоотношениях.
Дееспособность — способность физического лица своими действиями приобретать и осуществлять принадлежащие ему права и обязанности.
' Применительно к организациям, а иногда и по отношению к гражданам (вступить в брак, избирать и быть избранными и тж) правоспособность и дееспособность неразделимы..
Для возникновения правовых отношений необходимо наличие
действующих норм права. Но не только норм. Реальные правовые свя
зи устанавливаются лишь по наступлении юридических фактов. Так,
возникновение наследственных правоотношений следует за смертью
наследодателя, семейные правоотношения складываются после сово
купности действий, связанных с регистрацией брака, трудовые право
отношения — после принятая на работу и тл..-г..
Обстоятельства, которые прея>смотрены в законе и иных источниках права в качестве основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений, называются юридическими фактами. Это могут быт> и события» и действия людей. Причем последние могут являться юридическими фактами независимо от проявления воли человека на вступление в правовое отношение (например, авторское право и соответствующие правоотношения возникают у поэта независимо от того, думал ли он об этом, сочиняя очередное стихотворение). В особую группу юридических фактов объединяются неправомерные действия людей.
Субъективное право и юридическая обязанность образуют содержание правоотношения.
Содержание правоотношения легче всего проследить на каком-то типичном жизненном прнмьре. Возьмем договор купли-продажи квартиры. Каковы субъективные права и юридические обязанности продавца н покупателя после заключения договора (удостоверения его у нотариуса)? Права зга троякого рода. Продавец, во-первых, приобретает возможность потребовать от покупателя передачи оговоренной в договоре суммы, т.е. претендовать на определенные действия со стороны обязанного лица. Во-вторых, он имеет возможность выбора варианта собственного поведения в этой части, например, воздержаться от получения денег; не заяатять претензий. В-третьнх, он приобретает возможность требовать определенных действий со стороны гарантов договора, в частности, искать защиту й суде, если покупатель уклоняется от уплаты, В свою очередь покупатель может требовать освобождения проданной квартиры, но может и не въезжать в нес. Он также может обратиться в суд с иском о выселении бывшего собственника квартиры.