Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания

Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом оказывают на организм человека сложные и многообразные воздействия. Правильно организованные занятия физической культурой улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма человека. Регулярная физическая активность способствует повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды, укреплению иммунитета.

В то же время неграмотная организация занятий, отсутствие врачебного контроля и медицинских рекомендаций по организации тренировочного процесса, могут неблагоприятным образом сказаться на состоянии здоровья студентов и привести к отрицательным результатам тренировки.

Для исключения отрицательного воздействия от занятий физическими упражнениями необходимо регулярно проходить врачебное освидетельствование и вести самонаблюдение при занятиях физическими упражнениями.

Врачебный контроль при занятиях физической культурой и спортом включает в себя комплексную программу медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физкультурой и спортом, с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготовленности, а также достижению высоких спортивных результатов.

Цель врачебного контроля в процессе физического воспитания – содействовать максимальному использованию средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья занимающихся, повышению функциональных возможностей и общей работоспособности организма, достижению высоких спортивных результатов.

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

1) регулярные медицинские обследования занимающихся;

2) врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований;

3) санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, физкультурно-оздоровительных мероприятий

и спортивных соревнований;

4) медицинское обслуживание спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий;

Все занимающиеся физической культурой должны проходить медицинские обследования:

- первичные – перед началом занятий; - повторные – для занимающихся в физкультурно-оздоровительных группах - один раз в год, для занимающихся спортом в зависимости от особенностей вида спорта и квалификации спортсменов – 3-4 раза в год;

- дополнительные – перед спортивными соревнованиями, после перенесенных заболеваний, травм и длительных перерывов в занятиях физическими упражнениями, а также по направлению преподавателя физической культуры, тренера и по желанию самого студента. Без дополнительного медицинского осмотра, на основании лишь первичного или повторного освидетельствования занимающиеся могут быть допущены только к участию в массовых физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых внутри вуза.

Врачебное освидетельствование предусматривает обследование лиц, занимающихся физкультурой и спортом, а также приступающих к занятиям впервые. Методика обследования (краткая или углубленная) и его периодичность определяются контингентом занимающихся (их возрастом, полом, спортивной квалификацией) и характером занятий (учебная программы, оздоровительная и лечебная физкультура, спортивная тренировка).

Обследование по краткой методике проводят среди лиц, занимающихся по обязательной программе физического воспитания в учебных заведениях, в группах общей физической подготовки, в физкультурных коллективах предприятий, организаций, а также среди начинающих физкультурников и спортсменов. Обследование проводят врачи – специалисты по врачебному контролю, врачи – терапевты районных поликлиник, здравпунктов учебных заведений, медпунктов стадионов, бассейнов и других спортивных сооружений.

Периодичность обследования – не реже одного раза в год. При этом обследование студентов приурочивают к началу учебного года. Повторные обследования в течение года проводят по показаниям, перед соревнованиями и при появлении жалоб.

При врачебном освидетельствовании студентов используют методы клинического обследования и функциональной диагностики, а также специальные приемы и пробы, разработанные в спортивной медицине.

На основании данных врачебного освидетельствования обследуемых, занимающихся по программе физического воспитания, распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

В основную медицинскую группу зачисляют лиц, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, с достаточной физической подготовленностью. Им разрешены занятия по полной учебной программе, занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях.

В подготовительную медицинскую группу включают лиц, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и недостаточную физическую подготовленность. Они занимаются по той же программе, но с некоторым ограничением (в начальный период) и более постепенным нарастанием нагрузок; вопрос об участии в соревнованиях в каждом конкретном случае решается индивидуально.

В специальную медицинскую группу входят лица с существенными отклонениями в состоянии здоровья или очень низким уровнем физической подготовленности. Групповые занятия для таких лиц могут проводиться только по специальной программе лечебной физической культуры.

Для обеспечения постоянного наблюдения за физическим состоянием студентов, занимающихся физкультурой и спортом, за развитием функциональных возможностей необходимо осуществлять самоконтроль, данные которого существенно дополняют сведения, полученные при врачебном контроле.

Самоконтроль – это регулярные самостоятельные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом.

Данные самоконтроля записываются в дневник, в котором рекомендуется регулярно регистрировать субъективные и объективные данные самоконтроля (табл. 3.1). При занятиях физкультурой по учебной программе и самостоятельных занятиях можно ограничиться такими субъективными показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения и объективными – частота сердечных сокращений (ЧСС), масса тела, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты.

    Таблица 3.1
Параметры, фиксируемые при самоконтроле  
     
Параметр Характеристика  
Самочувствие Хорошее, удовлетворительное, плохое (харак-
  тер необычных ощущений)  
     
Сон Продолжительность, глубина, нарушения
  (трудное засыпание, беспокойный сон, бес-
  сонница, недосыпание)  
   
Аппетит Хороший, удовлетворительный, пониженный,
  плохой  
   
Болевые ощущения Место локализации, характер (острые, тупые,
  режущие и др.), сила проявления  
   
Частота сердечных сокращений Учащение, замедление, правильность ритма,
(ЧСС)* степень наполнения пульса  
     
Масса тела** Увеличение, снижение  
   
Тренировочные нагрузки Характер физической нагрузки (высокая ин-
  тенсивность, средняя, низкая)  
   
Нарушение режима Нарушение рационального чередования труда
  и отдыха, нарушение режима питания, упот-
  ребление алкогольных напитков, курение и
  т. д.  
   
Спортивные результаты Выполнение разряда, норматива, место в со-
  ревнованиях  
     
     

Примечание к табл. 3.1:

* ЧСС подсчитывается регулярно в одно и то же время суток в покое, лучше утром, лежа, после пробуждения. Также наблюдать пульс следует до тренировки (за 3-5 мин) и сразу после нее. Резкое замедление или учащение пульса является следствием переутомления или заболевания.

** Масса тела определяется периодически (1-2 раза в мес.) утром натощак, на одних и тех же весах, в одном и том же костюме. В первом периоде тренировки масса тела обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается.

Компонентами медицинского освидетельствования являются:

- наружный осмотр;

- антропометрический контроль;

- обследование нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем и др.

- проведение функциональных проб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: