После Октябрьской революции приюты перешли в подчинение Наркомата просвещения. Отныне все дети признавались «детьми молодого советского государства и находились под его защитой». ВЦИК и Наркомпрос РСФСР издали закон «Об организации дела борьбы с детской беспризорно-
'9 Горнов В.А. Из истории социального воспитания в России: Александровское дворянское заведение в Рязани // Тр. Рязанского исторического общества: Вып. 3. Рязань, 1999. С. 120—132.
100 Малыгин Н.П. Указ. соч.
101 Горнов В.А. Общественное призрение в российской провинции второй половины XIX — начала
XX века (на материале Рязанской губернии) (www.rspu.ryazan.ru).
стью», согласно которому разрешалось назначать опеку по отношению к детям, передавать их на договорных началах в крестьянские семьи или ремесленникам и кустарям, которые обязывались их содержать и научить своей специальности. По закону следовало оказывать адресную материальную помощь детям, находившимся на грани нищеты и беспризорности, кроме того, взрослых подростков следовало направлять на государственные заводы, где они могли освоить ту или иную профессию. Наркомпрос РСФСР узаконил на производстве бронь для подростков из детских домов102.
Все частные благотворительные общества и учреждения, существовавшие в царской России, были ликвидированы. Отныне существовала только государственная система опеки. Во главе стоял Наркомат государственного призрения РСФСР, принявший все дела, имущество и денежные средства прежних благотворительных учреждений. Он выполнял следующие функции: социальное обеспечение трудящихся во всех случаях нетрудоспособности; охрана материнства и младенчества; попечение об инвалидах и престарелых и несовершеннолетних. Согласно теоретическим воззрениям Н. Крупской и А. Коллонтай, выступавших главными идеологами детского воспитания в Советской России, государство должно было взять на себя воспитание и материальное обеспечение всех без исключения детей, чтобы освободить их от влияния семьи и создать новый тип людей, способных создать коммунистическое общество. Кузнецей малолетних кадров нового общества виделись в том числе и детские приюты.
К сожалению, сил и средств на все не хватало. Вокруг — война и хозяйственная разруха, голод и разгул преступности. Каждый борется за выживание как может, и с каждым борется во имя порядка государство. На фронте мародеры, в тылу — мешочники. В годы Гражданской войны 1918—1920 гг. главной проблемой стала массовая беспризорность детей. В 1921 г. в стране начался жестокий голод, в связи с которым была организована широкая агитация за сбор пожертвований в помощь брошенным детям.
После окончания Гражданской войны в стране насчитывалось до 8 млн беспризорных. 27 января 1921 г. Президиум ВЦИК утвердил Ф.Э. Дзержинского председателем вновь созданной Комиссии по улучшению жизни детей. Он был инициатором создания трудовых коммун и колоний для детей и подростков. В них вчерашние беспризорники получали кров, одежду, питание, приобрели профессию, образование. По инициативе московских педагогов в сентябре 1922 г. при Московском отделе народного образования возникла Чрезвычайная комиссия по борьбе с детской беспризорностью (ДЧК). Для детей были созданы особые пункты на всех вокзалах Москвы.
102 Федоров С, Хлобустов О. Детская беспризорность: опыт исторической борьбы // Государственная служба. 2001. № 3. С. 20-24.
В сентябре — ноябре 1922 г. сотрудники ДЧК подобрали на вокзалах и улицах города около 7 тыс. беспризорников103.
По всей стране начали устраиваться тысячи бараков, детских уличных столовых и ночлежек, спасавших несчастных детей лишь от голода и физической смерти. Со временем стали организовываться приемники для оказания первой социальной помощи, детские дома для детей школьного и дошкольного возраста, а также специализированные: для дефективных и умственно отсталыхдетей. Лозунг новой эпохи — «Коллективизация, индустриализация, культурная революция!» Для данного периода характерны поиски новых подходов к организации и методам обучения, в том числе усиление внимания
педагогов к проблеме самостоятельной учебной работы школьников.
В 1920-е гг. в большинстве регионов страны создаются отделы по борьбе с детской беспризорностью, штат которых комплектуется преимущественно из числа женщин, а также учебные за ведения, которые вели активную работу по поиску и апробации новых форм, методов и приемов обучения в единой трудовой школе. Опытные станции Наркомпроса РСФСР стали своеобразными лабораториями, центрами педагогических исследований. Здесь трудились квалифицированные, опытные педагоги. В конце 1920 — начале 1930-х гг. начинается реорганизация и ликвидация опытных станций. Свертыванию системы подобных учреждений во многом способствовало внедрение административно-командных методов управления страной во второй половине 1920-х гг.
Ударной силой в борьбе с сиротством и беспризорностью в первые годы советской власти стали разновозрастные детские дома и трудовые колонии: вместе воспитывались дошкольники и ребята школьного возраста. Они размешались в отобранных у буржуа и дворянства особняках — с большими наделами земли, садами и огородами. При них устраивались швейные, столярные, сапожные и переплетные мастерские. В детских домах были хор и духовой оркестр, клуб и библиотека. Перед детскими домами была поставлена задача «дать воспитанникам общее политехническое образование и практические трудовые навыки в целях подготовки их к общественно-полезной трудовой деятельности». В 1917 г. в детских домах воспитывалось 30 тыс. детей, в 1918 г. -80 тыс., в 1919 г. - 125 тыс., в 1920 г. -400 тыс., в 1922 г. -540 тыс.104 Разворачивалась внешкольная работа с детьми в конкретных районах: беспризорных старались вовлечь в школьные занятия, кружки, самодеятельность; оборудовались общежития для одиноких матерей, которым также выделялась единовременная материальная помощь. 30 апреля — 6 мая 1923 г. была объявлена Неделя беспризорного и больного ребенка, когда повсеместно проводились денежные отчисления, тарелочные сборы в московских театрах, собирался 10%-ный налог с выручки буфетов. К началу 1925 г. в
103 Федоров С.Г. ВЧК и борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью // Безопасность. 1999.
№ 3/4. С. 243—249; Рябинина Н.В. Детская беспризорность и преступность в 1920-е годы: По мате
риалам губерний Верх. Поволжья: Учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. Ярославль,
1999.
104 Педагогическая энциклопедия. М., 1964. Т. 1. С. 193-194.
РСФСР было создано около 200 трудовых коммун для подростков. Самой известной из них стала коммуна им A.M. Горького, организованная А.С. Макаренко под Харьковом. В одной из таких коммун в селе Улукове Гомельской области в бывшей усадьбе было размещено 70 мальчиков и девочек в возрасте 12—16 лет, для работы в их распоряжении находились 15 коров, столько же лошадей, сад, кузница, мельница и водопровод. Впрочем, сразу после принятия описанных мер, отмечает А. Постернак105, начался новый виток в усилении беспризорности 1930-х гг., когда государство стало прибегать к более жестким мерам, сводившимся, в частности, к организации «закрытых поселений», куда собирали беспризорников (например, получивший печальную известность «101-й километр» от Москвы).
В трудовых коммунах и колониях 20-х годов бывшие беспризорники получали кров, одежду, питание, приобретали образование и профессию
С разрушением православной культуры и традиционного уклада жизни в 1917 г., стремлением советской власти уничтожить старый патриархальный быт, индустриализовать экономику и перестроить «мелкобуржуазную психологию крестьянства» (выражение В.И. Ленина) претерпели серьезные изменения семейные и межпоколенческие отношения. Непререкаемый культ старших в семье по существу исчез, как исчезло и уважительное отношение младших к старшим. Сын мог доносить на отца, а внук — на деда, если их подозревали в политической нелояльности. Образ Павлика Морозова — яркий символ эпохи 1920-х гг. Уже тогда формировалась общественная основа для будущего, ставшего в 1990-е гг. массовым явлением, социального сиротства, т.е. отказа родителей от воспитания своих детей. К середине XX в. советское общество полностью изменилось: численность городского населения сравнялась с численностью сельских жителей, урбанизированный образ жизни и взаимное отчуждение людей довершили окончательное разрушение пре-
105 Постернак А. Организация работы с беспризорными детьми в 1920-е годы // Нескучный сад. 2001. № 1.
жнего семейного уклада. К этому времени успела сформироваться новая психология, которую специалисты называют социальным иждевенчеством: во всем полагаться на помощь государства, стремление передоверять ему все функции, в том числе по воспитанию и социализации детей.
Дом сирот Я. Корчака. Март 1937 г.
Статистики отмечают заметный рост так называемого «отказничества» и числа брошенных детей. В I960—70-е гг. государство как бы опомнилось и предприняло ряд мер по укреплению института семьи. Но было, видимо, уже поздно. Неблагополучных семей, спившихся родителей, беспризорных детей становилось все больше, а денег на социальную помощь семье — все меньше.