Исследование сиротства началось в нашей стране еще до революции 1917 г. В 1898 г. известным русским промышленником и меценатом, этнографом и социологом князем В.Н. Тенишевым (1843—1903) с целью изучения современной жизни крестьян Центральной России было создано Этнографическое бюро, которое просуществовало до 1901 г. Основная задача созданного бюро — сбор этнографических сведений о крестьянстве и «городских жителях образованных классов». Собранный материал уникален по своей научной значимости. Он дает достоверное представление о русской традиционной культуре на рубеже веков практически во всех аспектах ее функционирования: в социальной сфере, в духовной и материальной. В 1897 г., когда проходила первая всероссийская перепись населения, были разработаны программа и вопросник, охватывающие практически все стороны крестьянской жизни. Анкета рассылалась в центральные губернии России. Опрашивались учителя, священники, писари, крестьяне, которые должны были за небольшую плату сообщать факты в соответствии с вопросами программы. Ответы, присылавшиеся с мест, составили архив кн. Тенишева"4, который находится в Русском этнографическом музее Санкт-Петербурга"5. В программу включен был и вопрос об опеке. Крестьянин Новгородской губернии, отвечавший на вопросник, разосланный бюро, так описывает цели опеки: «Присмотреть за ребятишками, а то, пожалуй, избалуются, что и в пастухи не годны будут. Креститься и молиться некому научить будет, а матюгаться и похабные песни петь сами спознают....И настоящий хозяин есть над именьишком, так и то трудно уберечь. А ну-ка, оставь сиротское без призору, так, пока малыш-то растет, ничего и не будет, не к чему станет и гнезда прививать. Ну, а как назначишь, значит, опеку, тогда все... Хоть всего
|
|
113 Семья Г.В. Указ. соч.
"4Тенишевский архив — один из важнейших источников по истории быта и нравов русского крестьянства. В 2003 г. Центром ретроспективной конверсии корпорации «Электронный архив» завершены работы по сканированию и обработке уникальных рукописей Этнографического бюро князя Тенишева из фондов Этнографического музея Санкт-Петербурга. Сотрудниками Корпорации было отсканировано 13 тыс. рукописных документов, относящихся к истории основания музея. Проект выполняется при поддержке Министерства культуры РФ, в этом году планируется завершение работ по сканированию и обработке архива (еще 20 тыс. документов). В перспективе Этнографический музей рассматривает возможность научного издания данного архива.
"э Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева /Авторы составители: Б.М. Фирсов, И.Г. Киселева. СПб., 1993.
|
|
64Б
не убережешь, а все что-нибудь да останется. Выйдут ребята путевые, глядишь, и есть к чему пристать»"6. |
Дети дореволюционной России
Изучение сиротства дореволюционными социологами позволило установить, что в сельской местности после известия о смерти родителя по приказанию старосты собиралась на сход вся община, где и выбирался опекун для сироты. Сход назначал самого достойного человека. Корреспонденты из Орловской губернии называли опеку честью, оказываемой избираемому, и если от этой чести отказывались, «то и против воли могли назначить». Возраст опекуна, видимо, не имел значения. Самым молодым опекуном, по документам Тенишевского архива, был 16-летний мальчик-сирота, который при поддержке мира стал опекуном над своими малолетними братьями и сестрой. В ряде губерний опекун, не получая платы за труды, пользовался всеми доходами от имущества сироты. Если же опекун не имел средств, то мир отдавал ему за одного сироту 1,5 пуда муки, мерку картофеля, 10 фунтов круп, 1,5 фунта конопляного масла и 1 рубль на одежду ежемесячно. По договоренности с обществом, опекун мог взять опекаемого себе в работники. Главная задача опекуна — приумножить имущество сироты. Часто имущество опекаемого переводилось в деньги, которые помещались в банк под проценты, «на депозит общества». Из этих средств платили воспитателю. В деревне Воротишино Самосорской волости Новгородской губернии единственный родственник малолетних сирот был пьяницей, поэтому общество продало имущество за 1 тыс. руб., положило деньги в банк и «за проценты надежный сосед держит детей у себя»"7.
0 Соловьева И. Крестьянские сироты XIX века // Нескучный сад. 2002. № 3. Соловьева И. Указ. соч.
Б47
Изучением истории общественного, в том числе детского, призрения в России, его теорией, организацией и практикой, историей благотворительности и социальной зашиты детства в разное время занимались такие ученые, какА. Горцева, Е. Максимова, В. Гоген, Л.В. Бадя, М.В. Фирсов, В.В. Беляков, В.И. Иващенко, С. Бахрушин, И.Д. Белов, М.Д. Ван-Путерен, А.С. Ви-рениус, Д.С. Волков, А.И. Волкова, В. Герье, А.Р. Забелин, Н.Н. Жеденов, М.В. Брадис, Е.А. Звягинцев, К.Д. Кудрявцев, И. Лазаревич, СМ. Латышев, В.П. Мельников, Е.И. Холостова, Е.Д. Максимов, М.И. Михельсон, Д.П. Никольский, М.А. Ошанин, А.И. Свирский, А.Ф. Селиванов, Ф.А. Тарапыгин, В.П. Тимофеев, Б.Н. Тиц, А.И. Ховен, Н.В. Яблоков, М.Ф. Кусаков, М. Соколовский, А. Русаневич, И.Н. Матвеев, Е. Андреев, С.К. Гогель, В.М. Сорокин, Л. Жукова, А.Л. Свердлова, М.Л. Гавлин, А.Н. Боханов, П.Н. Исаков, И. Клемантович, Е.А. Воронова, А. Хайруллина, В. Прохоров, П.В. Власов, ВТ. Бобровников, Г.Н. Ульянова, А.Ф. Кони, С. Клещук, Е.А. Абросимова, ВТ. Афанасьев, А.Р. Соколова и др."8
В 1990-е гг. появились научные исследования и публикации, где рассматриваются проблемы воспитания и развития детей-сирот:
♦ преодоление трудностей социализации, профессионального и личностного самоопределения (Л.В. Байбородова, Л.Г. Жедунова, В.И. Кливер, Л.И. Кочкина, О.Н. Посысоев, М.И. Рожков);
♦ социальной адаптации (В.И. Каверина, Б.А. Кутан, Ю.В. Яблоновская);
♦ реабилитации (А.В. Гордеева, В.В. Морозов);
♦ коррекции (А. Ярулов);
♦ гуманизации воспитания в условиях интернатных учреждений (Н.П. Иванова, В.В. Беляков, Е.В. Виноградова, И.А. Горчакова, Е. Худенко), построения гуманистических воспитательных систем (Т.Т. Бурлакова, П.Т. Ширяев, А.Н. Овчинников и Т.А. Рязанцева). В работах Л.К. Сидоровой, Г.В. Семьи, И.Н. Андреевой, Б.Н. Лазарева, Н.Ф. Плясова, Г.И. Плясовой, Е.А. Стребелевой и др. представлен опыт работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, описаны программы их подготовки к семейной жизни. В исследованиях, проведенных М.И. Лисиной, И.В. Дубровиной, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, B.C. Мухиной, Э.А. Мин-ковой, И.В. Ежовым, анализировалось психическое развитие воспитанников детского дома. Результаты исследований, проведенных академиком B.C. Мухиной, свидетельствуют: воспитанники домов ребенка аутичны, у них слабо выражена потребность к общению, наблюдается общая задержка развития.
|
|
118 См.: Белов И.Д. Детский сад Фребеля, устроенный в С.-Петербурге. СПб., 1863; Белявский Н. Рабочие дома и дома трудолюбия. Юрьев, 1899; Брадис М.В. Дети — страдальцы и жертвы общественного неустройства. Псков, 1904; Ван Путерен М.Д. О способах призрения бесприютных детей в России и за границей. СПб., 1893; Вирениус А.С. Значение учебно-воспитательных заведений в деле нравственного воспитания: Детские приюты. СПб., 1899; Волков Д. Что такое дома трудолюбия. СПб., 1896; Волкова А.И. Призрение покинутых детей. М., 1894; Звягинцев Е.А. Кому и зачем нужны народные дома? М., 1915; Исаков П.Н. Справочная книжка о благотворительных учреждениях и заведениях г. С.-Петербурга. СПб., 1911; Кони А.Ф. Задачи трудовой помощи. СПб., 1897; Кудрявцев К.Д. Программа деятельности общества защиты детей от жестокого обращения. СПб., 1905; Лазаревич И. Внимание к детям и матерям. Харьков, 1871; Латышев СМ. Проект закона о сиротах войны. Пг., 1916; Никольский Д.П. Детские летние колонии как санатории. Воронеж, 1898; Михельсон М.И. Гибель бесприютных детей. СПб., 1901 и др.
Психологические исследования детдомовских детей свидетельствуют, что уровень развития внимания и памяти не имеет существенных отклонений от среднестатистической нормы. Однако у них выявлены слабо сформированная картина мира, повышенная ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического мышления. Наиболее выражено снижение вербаль-но-логического мышления. Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно-личностная беседа. Как правило, вопросы «Кто вам больше нравится?», «Что вы любите?» или «Какое у вас настроение?» вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить"9.
|
|
Полуторагодовалый детдомовский ребенок в социальном поведении и в
интеллектуальном развитии находится на уровне годовалого, а в два с половиной года он с трудом достигает уровня полуторагодовалого. В дальнейшем этот разрыв продолжает нарастать. Почти 50% детей из домов малютки едва могут ходить и говорить, хотя объективно они абсолютно здоровы. У них нет никаких органических нарушений, задержка в развитии носит чисто психический характер. Но у них нет и социальных условий для нормального взросления. Учеными доказано, чтоудетей, воспитывающихся вне семьи, значительно снижаются возможности для полноценного развития. Среди воспитанников детских домов в возрасте от года до трех лет в физическом развитии отстает 46% обследованных в 1988 г. детей, а в психическом — 75%. Взрослые часто отказываются от своих родительских функций, отдают детей в детские дома. Развивается новое явление — сиротство при живых родителях. Согласно другим данным, до 60% воспитанников домов ребенка — дети с тяжелой хронической патологией (в основном центральной нервной системы), примерно 55% отстают в физическом развитии, примерно 30% страдают органическими поражениями головного мозга и другими заболеваниями. Здоровыми считаются менее 5% сирот. В 85—92% случаев воспитанники детских домов не способны обучаться по школьной программе, тогда как среди детей в целом этот показатель не превышает 10%120.
В своем исследовании Э.А. Минкова перечисляет своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника детского дома:
♦ пониженный фон настроения;
♦ бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения;
♦ склонность к быстрой смене настроения;
♦ однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений;
Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М., 1999; Брутман В. Социальное сиротство: по пути отчаяния // Народное образование. 1994. № 9—10; Мухина B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме. М., 1996. С. 7—11; Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 1998.
Семья Г.В. Социально-психологические проблемы сиротства и стратегия помощи (http:// www.inguk.ru).
♦ эмоциональная поверхностность;
♦ неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);
♦ повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству;
♦ основная направленность положительных эмоций — получение все новых и новых удовольствий;
♦ непонимание эмоционального состояния другого человека;
♦ чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до шести—семи лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта)121.
Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления у детдомовцев отмечаются учеными в эмоционально-волевой сфере — в неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неуверенности в себе. Симптомами нарушений служат, с од ной стороны, повышенная тревожность, напряженность, психическое утомление, стресс, неготовность преодолевать трудности, отсутствие потребности в достижении успеха, высокая агрессивность, недоверчивость, вспыльчивость, несдержанность, а с другой — эмоциональная холодность, уход в себя, чрезвычайная пассивность и депрессия122. Многие дети, поступающие в детские дома и школы-интернаты, прошли через сложные жизненные ситуации, испытали на себе жестокое обращение взрослых, сексуальное насилие, алкоголизм и наркоманию, и многое другое. Ситуация развития для ребенка, имеющего опыт проживания в семье, усиливается многими психотравмирующими факторами: изъятием ребенка из семьи, помещением его в разного рода учреждения (приют, детский дом и т.п.). Результатом переживания таких травмирующих ситуаций является утрата у ребенка чувства защищенности123.
Особого рвения в учебе детдомовцы, как правило, не выказывают. Грубые нарушения дисциплины выражаются в уходах (побегах), бродяжничестве, воровстве и других формах делинквентного поведения. Для них характерны искажения в общении со взрослыми. Так, к 10—11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка, формируется «способность не углубляться в привязанности», поверхностность чувств, моральное иждивен-
121 Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи (www.tula.net).
122 Бютнер К. Житье агрессивными детьми / Пер. с нем. М., 1991; Щеглова С.Н. Социология детства.
М., 1996; Буянов М.И. Нервный ребенок. М, 1997; Дубровина И.В. Психологическое развитие вос
питанников детских домов. М., 1990.
123 Семья Г.В. Указ. соч.
чество (привычка жить по указке), осложнения в становлении самосознания (переживание своей ущербности)'24.
Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других — гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. Общее снижение настроения, депрессивное состояние выявлены примерно у каждого третьего ребенка младшего школьного возраста. У 20% детей младшего школьного возраста отмечались агрессивность, враждебность по отношению к окружающим, примерно у стольких же детей при столкновении с трудностями выявлены уход в себя, проявление пассивности и неготовности к активному разрешению конфликтов125.
Обычно контакты со сверстниками бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены. В игре дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера, часто вовсе не замечают обиды, просьбы и даже слез сверстника. Находясь рядом, играют порознь. Либо все играют со всеми, но совместные игры носят, в основном, процессуальный характер; отсутствует ролевое взаимодействие в игре; даже включаясь в какой-либо общий сюжет, дети действуют от себя, а не от лица ролевого персонажа. По операционному составу (по совершаемым действиям) такая деятельность очень напоминает ролевую игру, но по субъективному, психологическому содержанию существенно отличается от нее. Контакты в игре сводятся к конкретным обращениям и замечаниям по поводу действий сверстника (дай, смотри, подвинься и т.д.). Игры часто окрашены нервозностью, сменой настроения; конфликты протекают резко, с острыми эмоциональными отрицательными переживаниями. События часто драматизируются126.
Отчужденность по отношению к другим принято именовать психологическим капсулированием (капсула — закрытость, замыкание на самого себя).
Карпова О.П. Особенности психического развития подростков-воспитанников детских учреждений интернатного типа // Медицина сегодня и завтра: Периодический сб. науч. работ молодых ученых и специалистов. Харьков, 1998. Вып. 3. С. 58-59.
Ежов И.В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка: Психологические основы духовной педагогики. Тула, 1997; Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., 1990; Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи (www.tula.net).
Состояние психологического капсулирования приводит к стремлению ребенка находиться в пределах усвоенных однажды стереотипов, не размыкать привычное социальное пространство и ограничиваться простейшими социальными ожиданиями и потребностями.
В детских домах к детям нередко обращаются по фамилии, имя часто сочетается с фамилией. Часто имя используется для приказа и почти никогда для проявления любви. В результате у ребенка формируется отрицательное отношение к своему имени. B.C. Мухина127 обращает внимание еще на одну важную проблему — феномен «мы» в условиях детского дома. В условиях жизни
без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и своим детдомовцам. Почти 13% детей дошкольного возраста — воспитанников детского дома — имеют опыт сексуальных контактов со взрослыми.
Внутри своей группы дети, живущие в интернате, могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция вызвана многими причинами, но, прежде всего, нереализованной потребностью в любви и признании, эмоционально нестабильным положением ребенка, лишенного родительского попечительства. У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Они психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. В школе, куда дети из детского дома ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как «они», что развивает сложные конкурентные, негативные отношения детдомовских и домашних детей128.
У воспитанников детских домов разрушено еще одно важное звено самосознания — звено психологического времени личности. Ребенок не в состоянии соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем: индивидуального прошлого они часто не помнят, будущее для них неопределенно129. Детдомовцы, воспитывающиеся вне семейного круга времени, смены праздников и буден, не способны самостоятельно провести границу между этими временными циклами. В своей жизни такой ребенок не видит, в отличие от взрослых или домашних детей, ничего обыденного. Детдомовские ребя-
127 Мухина B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учрежде
ниях // Воспитание и развитие детей в детском доме. М., 1996. С. 7-11.
128 Болотова Л.Н. Исследование психологических причин возникновения социальной дезадаптации
воспитанников детского дома для определения стратегии коррекционной работы: Творческая ра
бота психолога // Детский дом музыкально-художественного воспитания. Ярославль, 1997.
129 Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи (www.tula.net).
Б52
тишки иначе воспринимают окружающий мир и то, что происходит с ними. Для домашнего ребенка повседневность приобретает праздничный характер. В силу возрастных особенностей и законов социализации нормальному ребенку свойственно праздничное восприятие реальности. Каждый день существует как неповторимый, отдельный, целостно-замкнутый мир. Детишки ждут каких-то особых событий, которые могут изменить их жизнь. Домашние дети не знают действительной обыденности, их жизнь есть праздничная повседневность в силу того, что их жизненный мир не включает еще в себя механизм оповседневнивания. Жизнь ребенка пока еще сконцентрирована в пределах одних суток, в них нет длительности и ритмичности130.
Если привычный, т.е. домашний, процесс социализации неожиданно прерывается в самом начале детства, то прерывается и праздничное восприятие. Ребенка помещают в детский дом, а на самом деле — в другое измерение вселенной. Его насильно вырывают из привычного окружения и новая реальность превращается в мрачную и серую действительность. Дни становятся однообразными и неинтересными, так как нет привычного окружения, привычных контактов, здесь все ему незнакомо и все пугает. Теперь уже суточная ритмика изменяется без их участия и планирования либо по указке сверху (формальный аспект организации временного цикла), либо все происходит само собой (неформальный аспект, устанавливаемый через систему неуставных отношений самими питомцами). В домашнем кругу взрослые подчинялись капризам ребенка, а значит были втянуты в законы детского мира. В казенном кругу все наоборот: ребенок резко включается в жизнь взрослых, которые пытаются решить его судьбу. Администрация, а не родители, предопределяют его будущее, опираясь на министерские инструкции и научные методики. Ребенок переживает резкий слом привычного и родного окружения. Но одновременно он начинает осваивать новый для него порядок, правила которого ему неизвестны.
Помимо воли и желания интернатского или детдомовского ребенка вовлекают в участие в социальных институтах, к встрече с которыми он без по-
0 Козырьков В.П. Освоение обыденного мира. Н. Новгород, 1999.
средников еще не готов. По всем законам социализации такое знакомство должно произойти на 15 лет позже, когда он совсем будет готов к нелегкому бою один на один с представителями социальных институтов. Это то же самое, что на поединок с профессиональным боксером выпустить любителя.
Помещение ребенка в детский дом серьезно изменяет его ролевой репертуар. Из него исчезают самые главные и самые необходимые на первых этапах жизни статусы — любимого сына, родного брата или сестры, племянника, прощаемого всеми шалуна и непоседы. Их место заполняют такие статусы и роли, которые скроены по меркам совсем иных возрастов — молодежного, зрелого и пожилого. Что называется, костюмы с чужого плеча.
Новая жизнь включает в себя момент постоянного ожидания (встречи с родителями, перевода в другую группу, другой детский дом). Прежде всего это связано с ожиданием утраченной матери, которая, как они надеются, вот-вот придет за ними и куда-то уведет их. Несмотря на то, что ребенок со временем обучается жить в детском доме, тем правилам, которые здесь царят, эта среда является искусственно созданной педагогами, психологами, врачами, социальными работниками. В детском доме дети до выхода из него живут на всем готовом, все за них делает кто-то другой. Кто-то им готовит еду, кто-то им покупает одежду. А это грозит тем, что при выходе из детского дома воспитанникам вновь придется пережить психологический перелом. Адаптация к большому обществу, из которого их когда-то изъяли, затем долгое время держали в изоляции от него, кажется им непривычным.
Ролевой репертуар вновь меняется. Только по видимости они готовы к исполнению взрослых ролей, поскольку 10—15 лет их окружали взрослые люди — сотрудники интерната или детдома. По существу же они не знают, какие роли могут играть в этом большом обществе, какие роли от них ожидают окружающие, они не знают, как выглядит обыденная жизнь потому, что с этими «окружающими» они никогда не сталкивались.
Важнейшая психологическая особенность детей-сирот, установленная в результате многочисленных наблюдений и исследований, заключается в стремлении к избыточной компенсации недостающего родителя и переносе его искомого образа на других людей. Дети, воспитывающиеся без родителей, ищут заместителя родителя (защитника, покровителя, опекающего) в каждом взрослом и старшем. Они не избирательно, безоглядно доверяются каждому, обратившему на них малейшее внимание, тем более проявившему благожелательность и хотя бы намек на заботу. На каждого, кажущегося им сильным и умным, они как на Бога перекладывают все свои трудности и горести, все житейские проблемы. Многие, посетившие детский дом, встречаются с ситуацией, когда маленькие дети с отчаянной надеждой бросаются на каждого приходящего с криками «Мама! Папа!». Это так называемый поисковый синдром сироты, и синдром этот сохраняется пожизненно, в преобразованных формах он продолжается и у сирот совершеннолетних, даже у пожилых131.
131 Семья Г.В. Социально-психологические проблемы сиротства и стратегия помощи (www.jnguk.ru).
Согласно полученным социологами и психологами данным, при изъятии ребенка из кровной семьи, не только общество несет значительную экономическую нагрузку, не только ребенок испытывает психолого-медико-социальный дискомфорт, но и сама семья для общества становится потерянной, так как родителей ничто уже не удерживает от социального падения, и вернуться в нормальное состояние ей практически невозможно. Семья без детей превращается в асоциальную ячейку общества. Родители, бросившие детей, оказываются в итоге брошенными сами.
Дом ребенка отучает мать от младенца, а затем может разлучить навсегда. Не все женщины за время пребывания ребенка в государственном учреждении
могут устроить свою жизнь, прописаться, найти постоянную и хорошо оплачиваемую работу. Поэтому за ребенком не возвращаются. Кроме того, женщине без прописки ребенок не возвращается. В такую ситуацию попадают женщины, приезжающие на заработки из соседних государств, вернувшиеся из тюрьмы, а также одинокие и из числа сирот.
Социологи установили круг причин возникновения социального сиротства сегодня: отказ от детей при рождении, лишение родительских прав из-за полного равнодушия к проблемам детей, их здоровью, воспитанию, порой из-за угрозы для жизни, жестокого обращения, насилия. Подобное наблюдается в семьях алкоголиков, наркоманов, психически недееспособных, а также среди родителей, находящихся в местах заключения, на длительном принудительном лечении. Обычно такие дети признаются сиротами в соответствии с законами РФ, и их ставят на полное государственное обеспечение. Большинство проблем, связанных с определением статуса ребенка как сироты, решаются с учетом его возраста, наличия родственников, добровольно желающих принять участие в судьбе ребенка, его воспитании, материальном обеспечении. Скажем, ребенка до трех лет обычно помещают в Дом ребенка. Затем его переводят в дошкольный детский дом, школьный интернат и другие государственные учебные или лечебные учреждения132.
Дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли родители. Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, не занимающихся воспитанием ребенка и не заботящихся о нем. В этом случае заботу о детях берут на себя общество и государство. По отношению к ним употребляется также понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» — это сироты, или те дети, которые не могут более оставаться с родителями, потому что те от них отказались, из-за болезни родителей, лишения родителей свободы, или пагубного или пренебрежительного отношения родителей. Сюда также включают детей-инвалидов, которых родители отдали на попечение государства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, проживают в сиротских учреждениях, больницах, государственных домах или интернатах, и в учреждениях для инвалидов133.
Сафонова Т.Я. и др. Реабилитация детей в приюте. М., 1995. 133 Там же.
Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подразумевает предоставление им за время пребывания в соответствующем госучреждении бесплатного питания, обмундирования и общежития или возмещение их полной стоимости при отсутствии хотя бы одного из этих видов обеспечения.
Однако если судить по результатам эмпирических исследований и данным статистики, государственное содержание и государственная опека над сиротами, куда ныне вовлечены немалые денежные ресурсы, заняты сотни тысяч человек и функционируют тысячи всевозможных учреждений, далеко не во всем эффективны и выполняют возложенные на них функции. Государство неспособно справиться с сиротством в трех самых главных и самых болевых его точках:
♦ в период появления сиротства (неблагополучные семьи, обнищание населения, духовный кризис общества);
♦ в период прохождения повторной социализации ребенка в госучреждении (детдом, интернат);
♦ в постинтернатный период — на выходе из системы госопеки и начала самостоятельной жизни.
Социализация охватывает все этапы человеческой жизни, но ее фундамент закладывается в детстве. От этого фундамента зависят качества ребенка — лидера или жертвы общественной системы. От того, каким будет это дет ство, где оно происходит, зависит дальнейшая судьба человека, его характер и тип личности. Социализацию можно считать удавшейся, если человек органично включен в социальные отношения и нормально функционирует во взрослых социальных структурах, не чувствует себя ущемленным, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности. Подобное возможно только в случае, если социализация протекала в полноценной семье.
Очень серьезные изменения претерпевает процесс социализации у детей, воспитывающихся в детских домах. В трудах российских и зарубежных психологов показано, что в условиях детского учреждения интернатного типа формируется совершенно иной, в отличие от условий семейного воспитания, тип личности ребенка134. Дети, которые попадают в печальную «сиротскую» статистику — это дети с серьезными проблемами здоровья, отягощены алкогольной и наркотической наследственностью, негативным опытом проживания в собственных семьях, асоциальным поведением. Они педагогически запущены, у них нарушена психика, а диагнозы «аутизм», «задержка психического развития», «олигофрения в степени дебильности» не так уж и редки. Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по
134 Лангмейер И. Психическая депривация в детском возрасте // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. B.C. Мухина. М., 1991. С. 205-213; Мухина B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме. М., 1996. С. 7—11; Прихожан A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М., 2000; Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990.
которым ребенок попадает в детский дом: несчастный случай, унесший жизни родителей; отказ родителей воспитывать своего ребенка; изъятие ребенка из семьи по социальным показаниям — в этих случаях ребенок становится социальным сиротой.
Дети, воспитывающиеся в семье, и дети, воспитывающиеся в детдоме, — это две очень разные стратегии социализации и типы личности. Разный жизненный старт предопределяет разные жизненные шансы и судьбы. Лишенный с рождения самого главного для него — материнской любви и ласки, а в условиях закрытого учреждения — возможности нормального общения со взрослыми, в возрасте шести—восьми месяцев ребенок утрачивает врожденный потенциал к развитию, становится пассивным. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.
У детей в детских домах ярко проявляется так называемый эмоциональный
голод: они легко вступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение. Однако совместной деятельности, игре, внеситуативному общению, беседе с взрослыми дети предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку — это своеобразная форма ситуативно-личностного общения, в которой средства общения (даже включая речь, хоть и бедную по содержанию и лексико-грамматическому составу) не соответствуют мотивам и потребностям. Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом могут наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно принимать все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправными и активными участниками дети не могут135. Неудавшаяся социализация характеризуется невключенностью человека в различные сферы жизни, которые имеют для него важное или не очень важное значение.
Сироты — это дети, которые либо вообще никогда не воспитывались в семье и не представляют, как она устроена и функционирует (брошенные и «отказные» дети), как происходит взаимодействие ее членов, либо представляют себе только некоторые фрагменты семейного воспитания (родители погибли в раннем возрасте), а нередко видят его в превращенной, социально негативной форме (семьи алкоголиков, наркоманов, девиантов и преступников). Они не видели ласки и нежности со стороны родителей, когда
Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи (www.tula.net).
она им была крайне необходима. Во взрослом возрасте материнская нежность уже не требуется, но получившие ее в детстве и не получившие ее вовсе относятся к людям совершенно по-разному.
Для того чтобы девочка стала в будущем примерной матерью, необходимо чтобы в ее раннем детстве была первоначально сформирована глубокая эмоциональная привязанность к матери, а затем с трех-пяти лет началось отчуждение. Но девочки-сироты, не знающие материнской ласки, сами не смогут проявить ее к своему будущему ребенку. Девочки-сироты в большей степени, чем кто-либо, являются группой риска по отказу от ребенка. Неготовность к материнству — индивидуальная трагедия и беда для всего общества: миллионы нынешних сирот могут воспроизвести такое же число несчастных через 10—15 лет.
По существу сироты пролистнули и не сохранили в памяти самые первые и самые главные страницы социализации. У них не было первичной социализации, поскольку не было основных ее агентов — родителей. Замещение первичной социализации вторичной — сотрудниками детдома — наносит непоправимый вред всему процессу становления человеческой личности. Она вырастает деформированной. В стерильно чистой атмосфере детского дома дети превращаются в безынициативные создания, лишен-
Врезка