Пешеходные зоны в городской среде

Существует 3 вида активности, которыми люди занимаются на улицах города:

обязательная (когда нужно идти куда-то по улице пешком, до машины, до транспорта или просто до здания);

добровольная (когда люди проводят время на улице, в кафе, на лавочках, прогуливаясь по улицам и так далее);

социальная (когда люди общаются между собой, слушают уличных музыкантов, дети играют и, в общем, любые виды контакта людей друг с другом).

Обязательная активность очень быстрая. Люди просто идут мимо и всё. Две другие - долгие, люди могут проводить время на улицах часами, улицы наполняются людьми и выглядят живыми, город становится более приятным и безопасным.

Вспомните ваши ощущения, когда вы идете вечером по живой улице в центре, где рядом играют на саксофоне, на лавочках и в кафе сидят люди и вообще вокруг много всякого движения. И сравните с ощущением прогулки по безлюдному микрорайону.

Это - часть тех вещей, которые создают ощущение «как хорошо в этом городе». Они так же влияют на образ жизни людей, например, поездка в общественном транспорте - это не только само время проезда, но также важно насколько безопасно и комфортно человек чувствует себя во время пути до остановки и от неё (и далеко ли до остановки идти). Чем лучше организованы три вида активности, тем выше качество жизни в городе, тем комфортнее городская среда.

На примере Вены рассмотрим другой тип городов, ориентированный на пешеходное и велосипедное движение внутри центра и жилых районов. В таком городе быстрые трассы заканчиваются перед густонаселенными районами, внутри самих районов преобладают либо пешеходные зоны, либо смешанные улицы, где машины ездить могут, но приоритет у пешеходов.

Центр Вены — отличный пример сочетания сразу двух типов улиц: полностью пешеходных и пешеходно-автомобильных с приоритетом пешеходам. Центр открыт для движения, при этом нет никакого асфальта или разметки. С утра автомобили ездят по брусчатке, медленно объезжая людей. В городе тем временем идет обычная городская жизнь. Днем пространство превращается в чисто пешеходную улицу с огромным количеством людей. На улицах большое количество кафе, очень много «необязательной активности» людей, то есть люди отдыхают, проводят время на лавочках, общаются и так далее, а не просто перемещаются из пункта А в пункт Б. Важное свойство зданий, прилегающих к улице, — чтобы около них было удобно стоять и было на что опереться. В таком случае рядом возникает «необязательная активность» — люди общаются, ждут знакомых и т.д. Комфортность вот такого отдыха стоя - важное свойство удобного для жизни города.

Маленькая, но важная часть городской жизни — скамейки. Городская среда в городе должна быть оборудована лавочками, чтобы люди как можно больше времени проводили на улице. Главное в таких лавочках - удобная поверхность, облицованная деревом или пластиком, на которой возможно сидеть даже зимой.

Правильное расположение места, где можно посидеть и отдохнуть (исследование, проведенное в Стокгольме), должно иметь следующие свойства:

хороший микроклимат (в жаркий период должно быть тенеобразование, в холодный – открытые для солнца участки и т.д.);

расположение должно быть около зданий, желательно, чтобы со спины находилось какое-нибудь ограждение (это дает ощущение безопасности);

хороший вид (на природу, на активную городскую жизнь, где много людей вокруг, красивую архитектуру и т.д.);

чистый воздух;

относительно тихое место.

Хорошие скамейки заняты 61%—72% времени. Плохие 7%—12%.Скамейки могут быть как обычные, где может присесть отдохнуть один или два человека, так и стоящие рядом буквой Г, чтобы на них можно было сидеть группе людей и общаться. Очень хороши передвижные городские стулья в парках и на набережных: много стульев, которые можно брать по своему желанию и сидеть на них где угодно.

Огромное значение в местах, предназначенных для пешеходов, имеют дорожки. Такие дорожки должны быть сделаны из брусчатки или мостового камня, иметь съезды и спуски для инвалидов и мощение специальной плиткой для слепых.

Разделение улицы на тротуар и дорогу для проезда автомобилей может производиться с помощью разных цветов плитки. Это хорошо подходит для дворов и для улиц с медленным автомобильным движением. При этом уровень дороги не меняется, нет бордюра — всё на одной высоте. Это не только удобно мамам с колясками и пожилым людям, главная задача всей этой истории — показать, кто тут главный. Водителю: тут ездить можно, но нельзя спешить — близко тротуар. Пешеходу: тут можно ходить, где угодно, но когда ты на черной плитке, то будь внимателен — тут могут ездить машины (рис.5).

Если мощение выполнено только красной плиткой, то уже другой посыл: водителю - тут проезжай, если очень нужно (чтобы подвезти груз или припарковаться в гараже), но будь осторожен и пропускай всех пешеходов, ведь они тебя тут не ждут. Пешеходу - ходи где хочешь, это полностью твоя улица, можешь не беспокоиться насчет машин (рис.6).

Такой подход называется physical framework, именно с помощью таких деталей формируется поведение водителей и пешеходов. Это всё как бы говорит «выходите на улицу, вас тут хотят видеть, вы тут в безопасности. Мы подумали о том, чтобы вам находиться тут было приятно, приходите и проводите тут время».

Следующий пример организации тротуаров, когда автомобильное движение на нем полностью запрещено. Столбики между дорогой и тротуаром дают четко понять, что на тротуаре парковаться нельзя.
Обрамление велодорожки и деревьев выложено белыми камешками, чтобы отделить их визуально от тротуара, так как бордюров нет (рис.7). При всей этой красоте обратите внимание, что сам тротуар, предназначенный для пешеходов, - асфальтовый. Таким образом решается проблема попадания каблуков в пространство между камнями.

Другой важный элемент улицы - пешеходные переходы. Они могут быть наземными, подземными и надземными. В городах чаще всего используются наземные пешеходные переходы, обозначенные зеброй, специальными знаками и хорошо освещенные в зимнее время. Подземные переходы очень удобны автомобилистам, но очень неудобны для пешеходов, потому что не всякому человеку легко подниматься и спускаться с лестниц, а в зимнее время они могут быть опасны из-за обледенения. Надземные пешеходные переходы с огромными лестницами, уходящими вверх, являются наиболее сложными для преодоления препятствием.

Рис.5. Тротуар визуально разделен на пешеходную и автомобильную зоны.

Рис.6. Тротуар визуально подразумевает только движение пешеходов.


Рис.7. Тротуар визуально разделен на пешеходную зону и велодорожку.

Живые улицы Нью-Йорка. К основным характеристикам этих улиц можно отнести следующее:

1. Активные фасады, в которые можно войти, посмотреть что-нибудь, задержаться и т.д. Если нет возможности устроить такие фасады, то это могут быть объекты уличной торговли, вокруг которых собирается народ. Тротуар вдоль глухого фасада и без ларьков выглядит небезопасным, вдоль него неприятно идти, так как вокруг всё монотонно и ничего не меняется, и расстояние кажется намного больше, чем есть на самом деле. Вечером такие места превращаются в зоны, которые люди стараются обходить стороной или быстренько пробегать. Распространенный миф — жителям нужны тихие улицы, чтобы по ним прогуливаться пешком и с колясками. Ничего подобного, обладатели колясок и гуляющие пешком предпочитают делать это на улицах, где кипит жизнь.

2. Уличная торговля - это очень хорошо, её надо поощрять, следя лишь за тем, чтобы киоски не перегораживали пешеходные пути. Потому что это, во-первых, живые улицы, во-вторых, безопасные улицы, в-третьих, это именно тот самый малый бизнес и та самая шаговая доступность до повседневных продуктов, о которой все мечтают.

3. В Нью-Йорке везде очень много цветов и деревьев, посередине города цветет сакура, притом, что плотность застройки в городе в 3 раза выше, чем в Москве.

4. Один из главных критериев города, удобного для жизни, — чтобы в нем было, где посидеть на улице. Нормальный человек, сидящий на улице в течение часа, производит на город такой же эстетический эффект, как 100 человек, просто прошедших мимо. Нью-Йорк совершенно идеальный город для того, чтобы проводить время на улице, в нем очень приятно посидеть с компьютером или почитать книжку на многочисленных лавочках. Завтрак, обед, полдник — всё это можно сделать на улице. Новое изобретение муниципалитета города - передвижные стулья. Сначала нью-йоркцы были против этой идеи, посчитав, что, во–первых, всё украдут, во-вторых, это бездарное использование денег налогоплательщиков, а, в-третьих, кто при таком климате будет на них сидеть. Но стулья закупили и расставили, и теперь на них все сидят. Когда Ян Гейл предложил закрыть Бродвей для машин и устроить тут пешеходную зону, то жители возмутились — как же так, это главная важнейшая транспортная артерия, тут ездит 40 тыс. машин в день! В «Гейл Архитектс» посчитали пешеходов в этом месте, и установили, что тут проходит 400 тыс. человек в день. Власти Нью-Йорка устроили «временное» закрытие Бродвея на Таймс-Сквер, расставили там стулья и раскрасили асфальт. После этого 72% жителей Нью-Йорка сообщили во время опроса, что это, по их мнению, лучшее изменение города, которое произошло за последние 10 лет.

5. Другой вариант мотивировать людей проводить время на улице -это культура уличных кафе с креслами прямо на тротуаре. Из всех городов Париж – чемпион по этому вопросу. Это хорошо со всех сторон: на улице находится больше обычных людей, следовательно, улица становится безопаснее, воспринимается как безопасное место, а также выглядит намного привлекательнее для пешеходных прогулок. Важно не сколько людей проходит по улице, а сколько их визуально видно в каждый момент времени. Именно видимость людей создает ощущение безопасности и ощущение того, что место живое. Кафе сами активно работают над тем, чтобы люди в них сидели даже зимой (используются пледы, системы обогрева вроде газовых обогревателей). В Копенгагене провели исследование двух одинаковых по пропускной способности площадей с разной привлекательностью для отдыха на них. По обеим территориям проходит 8000 человек, но в одном месте есть кафе, лавочки и т.д., а в другом люди просто идут мимо. В момент замера, если оглядеться вокруг и посчитать людей, то в первом месте вы увидите 256 человек, а во втором всего 8. При том, что в день проходит одинаковое количество людей.

Невозможно заставить людей находится в неприятном пространстве, они будут пробегать мимо. Тут можно поговорить о нашем менталитете, домоседстве и нежелании проводить время на улице, но главная мысль заключается в следующем: чтобы люди проводили время на улице, там должно быть приятно находится.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: