Десять шагов решения проблем

Техника принятия управленческих решений

Шевцова Светлана Александровна

В принципе, все проблемы можно разделить на операциональные или стратегические; структурированные или неструктурированные, отдельные (однозначные и конкретные) или развивающиеся (двусмысленные и неопределенные), связанные с кризисами или возможностями. Все они требуют обязательного оптимального решения. С некоторыми из них директор школы может справиться самостоятельно, для решения других имеет смысл обратиться к коллективу, либо привлечь внешнего по отношению к организации эксперта.

Некоторые проблемы видны невооруженным глазом, и их решение лежит на поверхности. Но есть такие (о них пойдет речь), которые можно понять только после глубокого исследования и анализа. Для решения этих проблем руководитель должен располагать качественной информацией, уметь адаптировать ее к ситуации и выделять наиболее значимые вопросы в качестве приоритетов.

В статье «Выбираем приоритеты» рассказывалось о том, как выбирать приоритетные для коллектива школы направления работы. Предлагавшаяся в ней методика дает директору школы возможность определить, какие именно характеристики школьной деятельности коллектив считает для себя наиболее важными и первоочередными. Статья содержала конкретную технологию проведения анкеты, позволяющей выделить из числа сильных и слабых характеристик школьной деятельности несколько наиболее приоритетных направлений.

Продолжая тему, сегодня поговорим о том, как дальше можно строить работу с этими приоритетами, рассмотрим технику принятия управленческих решений в такой ситуации, когда требуется участие всего коллектива. Все полученные приоритеты можно разделить на две части.

Первая — это характеристики, являющиеся приоритетами из числа сильных, которые, тем не менее, следует развивать и поддерживать. Эти приоритеты, во-первых, могут характеризовать вашу управленческую стратегию -ставку на лидера, в надежде, что он подтянет за собой все отстающее. Во-вторых, это может указать на то, какой видят МИССИЮ вашей школы ее сотрудники. «Миссию можно описать как совокупность целей и связанных с ними убеждений, отношении и деятельности, характерных или считающихся характерными для конкретной школы» (Хойль). Следовательно, анализ сильных приоритетов можно рассматривать как некую диагностику состояния организации.

Вторая часть — «слабые» характеристики, то есть те показатели, которые в школе развиты слабо, но считаются очень важными. Их можно рассматривать как ПРОБЛЕМЫ, причем проблемы стратегические (долговременные), неструктурированные (имеющие множество причин и требующие значительного внимания для диагностики и определения) и развивающиеся (проблемы, природа которых не всегда понятна в начальный момент, они становятся более понятны при реализации решения). Их решение требует продолжительной координации и взаимодействия между многими людьми, такие проблемы лучше всего решать группой сотрудников, обладающих необходимыми знаниями для их решения и вовлеченных в реализацию решения. Это требует выполнения довольно долгой, но конкретной и технологически прописанной процедуры. Один из вариантов такой процедуры и предлагается Вашему вниманию.

Десять шагов решения проблем


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: