ШАГ 3-й. Выяснение причин

Для начала необходимо выяснить причины, порождающие эту проблему. В данном случае это будет работа по ее осознанию, осмыслению, разделению на части, анализу этих частей.

Для этого можно избрать несколько способов:
- провести обсуждение в группах;
- поручить кому-нибудь подробно изучить причины и сообщить остальным.

Характерными способами поведения в такой ситуации могут быть:
- рассматривание проблемы как серии связанных событий;
- выявление событий, связанных с проблемой;
- поиск подтверждения связи между событиями;
- возможность рассмотреть проблему с различных позиций;
- оценка серьезности проблемы;
- выявление групп, оказывающихся под влиянием проблемы и серьезности этого эффекта.

Выбор способа выяснения причин во многом зависит от самой проблемы. Если проблема достаточно узка и касается, к примеру, уровня преподавания какого-либо предмета, то можно предложить проанализировать и выяснить причины, ее порождающие, преподавателям этого предмета. Но если обсуждается проблема «отношения учитель-ученик», то, несомненно, первый способ здесь представляется более удачным и объективным. Для него можно применить методику «мозгового штурма».

1. Все участники разбиваются на две группы (если группы получились большими, необходимо разделить их на подгруппы по 7-9 человек).

2. Первая группа — «генераторы идей». Они должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения. При этом они НЕ ИМЕЮТ ПРАВА обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. В группе выбирается один человек, который, не участвуя в «генерации», только фиксирует ВСЕ возникающие идеи (в принципе, для этой цели может использоваться магнитофон). 3. Вторая группа — «аналитики». Они получают от первой группы списки вариантов и, НЕ ДОБАВЛЯЯ НИЧЕГО НОВОГО, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумные и подходящие. Выбранные предложения группируются и объявляются.

Например, при анализе проблемы «отношения учитель — ученик» после проведения «мозгового штурма» были выделены 6 причин:
1) отсутствие мотивации к обучению;
2) отсутствие знаний по педагогике и психологии;
3) низкая зарплата учителей;
4) низкий социальный статус учителя:
5) проблемы поведения учеников;
6) разные интересы и ценности учителей и учеников.

Каждая из этих причин сама является серьезной проблемой, но не со всеми из них мы можем справиться самостоятельно.

Аксиома: те проблемы, которые мы не можем решить, не наши проблемы! Попытки решать их бесплодны. Можно сколь угодно долго говорить о том, что учителям мало платят, но устранить эту причину самостоятельно сейчас и здесь мы не можем, а значит тратить время на ее обсуждение бессмысленно.

Если внимательно посмотреть на этот список, то можно увидеть, что и 4-я проблема «не наша». Таким образом остается 4 проблемы-причины, на которые можно как-то повлиять. Теперь из оставшихся причин необходимо снова выбрать наиболее приоритетные. Для этого можно снова использовать лист 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: