Эта процедура была описана в уже упомянутой статье «Выбираем приоритеты» (М1, 94 г.). Проведя согласование и закончив проведение анкеты, вы получили огромное количество материалов, из которых после обработки получили несколько наиболее приоритетных для коллектива направлений работы. Часть этих приоритетов, возможно, оказалась из числа «сильных», а часть — из числа «слабых» характеристик школьной деятельности. Вам необходимо выбрать три самых важных ПРОБЛЕМЫ («слабые» приоритеты). Допустим, вам это удалось и вы получили следующее:
1) отношения учитель -ученик;
2)непрерывность обучения;
3) здоровый образ жизни.
Эти проблемы достаточно сложны, чтобы решать их одновременно, поэтому надо выбрать одну, наиболее значимую.
ШАГ 2-й. Выбор проблемы
Для выбора проблемы можно воспользоваться следующей процедурой. Вы снова собираете всех участников предыдущей анкеты. Каждому раздается лист 1.
Лист 1
Выбранный критерий | Проблема 1 | Проблема 2 | Проблема 3 | Проблема... |
Влияние на ситуацию 1 2 3 4 (слабое/сильное) | ||||
Важность 1 2 3 4 (малая/большая) | ||||
Сложность 1 2 3 4 (большая/малая) | ||||
Время 1 2 3 4 (много/мало) | ||||
Эффективность 1 2 3 4 (малая/большая) | ||||
Средства 1 2 3 4 (много/мало) | ||||
Общее количество баллов |
Влияние на ситуацию: в какой степени коллектив может контролировать ситуацию, влиять на ее решение.
|
|
Важность: насколько проблема важна и неотложна.
Сложность: насколько трудно решить эту проблему. Сможет ли коллектив преодолеть все трудности ее решения.
Время: сколько потребуется времени на решение этой проблемы.
Эффективность: оценить эффективность принятого решения (как повлияет на жизнь школы решение этой проблемы).
Средства: сколько надо затратить сил и средств для решения этой проблемы (люди, время, деньги...).
В вертикальных столбцах записываются выбранные проблемы, например, проблема 1 — «отношения учитель — ученик», проблема 2 -»непрерывность обучения» и т.д.
Вначале каждый заполняет анкету самостоятельно.
В пустых клетках необходимо оценить проблему, т.е. поставить балл от 1 до 4 по каждому параметру (разъяснение параметров дано ниже).
В последней строке таблицы необходимо проставить общее количество баллов, набранных проблемой.
После того, как каждый заполнит эту анкету самостоятельно, начинается групповая работа.
Все присутствующие должны разделиться на группы по 5-7 человек, провести обсуждение и представить согласованный результат. Этот результат должен быть не простым средним между всеми результатами членов группы, а новой таблицей, заполненной после согласования всех мнений по каждому пункту.
|
|
После этого все групповые анкеты собираются и обобщаются.
Таблица результатов
Проблема 1 | Проблема 2 | Проблема 3 | Проблема... | ||
Группа 1 | |||||
Группа 2 | |||||
Группа 3 | |||||
Группа 4 | ... | ... | ... | ||
Сумма баллов |
На доске или листе бумаги делается примерно такая табличка, куда каждая группа вписывает свои результаты. Потом считается общее количество баллов, полученных каждой проблемой. Например, в нашем случае мы получили примерно такую картину.
Таким образом, наибольшее количество баллов получила первая проблема — «отношения учитель — ученик».
Теперь, когда проблема определена, можно приступать к ее анализу и рассмотрению.