Философия XVII века

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Европейскую философию Нового времени XVII—XVIII веков принято называть классической. В это время были созданы ориги­нальные философские учения, отличавшиеся новизной предлагае­мых решений, рациональной четкостью аргументации, стремлени­ем к приобретению научного статуса.

Опытно-экспериментальное исследование природы и матема­тическое осмысление его результатов, зародившееся еще в предыду­щую эпоху, стали в Новое время могучей духовной силой, оказав­шей решающее влияние на передовую философскую мысль.

Еще одним фактором, определявшим направленность философ­ских учений этого периода, стал процесс активизации социальной жизни в европейских странах, вызванный усиливающейся борьбой против сословно-феодальной государственности и церкви. Этот процесс сопровождался секуляризацией общественной жизни, и пе­редовая философия, заинтересованная в независимости научного творчества от религиозно-церковного давления и контроля, выра­батывала свое отношение к религии. Философия Нового времени, выражавшая существенные черты данной эпохи, изменила не только ценностные ориентации, но и способ философствования.

Для более детальной характеристики целесообразно рассмат­ривать философию Нового времени не в целом, а по временным этапам, выделение которых способствует более четкому усвоению ее особенностей.

ФИЛОСОФИЯ XVII ВЕКА

Это век развития экспериментального математического ес­тествознания, которое постепенно завоевывает приоритетное место в интеллектуальной жизни. Объясняется это тем, что на­ука, отвечая на запросы и требования, порожденные восходящим капиталистическим производством, давая реальные и действитель­ные знания о природе, приобретает все более практическую зна­чимость и большую ценность. Обращение философии к науке как определяющему социальному феномену, вызывает определенную переориентацию интенций теоретического мировоззрения. На первый план выдвигается гносеология и методология исследования природы.

XVII век нередко называют эпохой ранних буржуазных револю­ций. Нидерландская и английская революции, осуществлявшиеся в религиозном идеологическом оформлении, весьма активизировали общественную жизнь и в определенной мере способствовали осво­бождению философии от теологии. Независимость от религии в период повсеместно узаконенного религиозного сознания, естествен­но, не могла быть полной и кардинальной. В философии ХУЛ века это выражалось в том, что передовые мыслители использовали в своих интересах концепцию «двух истин» и становились на пози­цию деизма.

В настоящем разделе публикуются тексты Ф.Бэкона, Р.Декарта, Т.Гоббса, Д.Локка, Б.Спинозы и Г.Лейбница. Их общая особен­ность выражалась в одинаковом весьма критическом отношении к средневековому духовному наследству, а именно в пересмотре роли и назначения философии, в отрицании суеверия и негативном от­ношении к схоластизированному дедуктивному умозаключению. Философия выступает за практическую значимость своих кон­цепций, жизненное их применение, за реальное влияние на человече­ские судьбы.

Проблемы, решаемые перечисленными мыслителями, можно све­сти к следующим.

Первая заключается в разработке нового метода познания. Постановка и решение ее связаны с именами Бэкона и Декарта, предложившими и обосновавшими соответственно гносеологиче­ский эмпиризм и рационализм. Бэкон, рассматривая опытно-экс­периментальное исследование как единственно возможное, разра­ботал экспериментально-индуктивный метод познания.

Декарт сформулировал основные идеи рационалистической де­дукции, которая постепенно начала распространяться в разных сферах научного познания.

Вторая проблема касалась онтологического статуса бытия. Фи­лософию XVII века продолжали интересовать и онтологические вопросы, находившиеся в центре внимания предшествующей философии, проблема бытия находит здесь свое выражение главным об­разом в истолковании субстанции.

У Декарта вводятся две субстанции — материальная и духов­ная. У Локка материальная субстанция играет роль подпорки, ле­жащей под воспринимаемыми людьми качествами вещей. Сущест­вование духовной субстанции — проблематично. Спиноза дал раз­вернутое учение, трактующее субстанцию как causa sui (причина самой себя).

Третья проблема — проблема социальной жизни. Философия XVII века сознательно защищает гуманистические идеалы и цен­ности, особое внимание уделяя при этом анализу принципов разума и свободы. Конкретное выражение данные принципы получили в концепции «свободной необходимости» Спинозы, в попытках Гоббса и Локка рационального (в отличие от религиозного) объяснения происхождения общества и государства, в абстрактно-теорети­ческом понимании сущности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: