Немецкая классическая философия — высшее достижение западной буржуазной рациональной философии Нового времени. Она является непосредственным продолжением философии Просвещения, по-новому решая ее проблемы и выдвигая ряд новых. В данном разделе публикуются тексты И.Канта, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля и Л.Фейербаха.
Немецкая классическая философия сформировалась под влиянием процесса ломки общественных отношений. Данное обстоятельство, связанное с особенностями положения Германии конца XVIII — начала XIX веков как феодально-раздробленной страны, привело к тому, что революционные общественные изменения в теории немецкой философии получили спекулятивную, умозрительную форму выражения. Эту особенность необходимо учитывать при чтении опубликованных избранных текстов, имея в виду частую неадекватность содержания форме изложения.
Определяющей чертой немецкой классической философии (точнее немецкого идеализма) является выдвижение проблемы диалектического тождества мышления и бытия, с позиции которого исследуются отношения субъекта и объекта, теоретические формы мышления, философские категории.
|
|
Суммарно наиболее оригинальные и существенные новации, разработанные немецкой классической философией, можно свести к следующим:
— создание системы диалектики, достигшей своей завершенности в работах Гегеля;
— обоснование активности мышления (активность субъективного и объективного разума);
— значительно расширено исследование психики человека и признание существенной роли бессознательных неуправляемых интеллектуальных процессов;
— введение принципа историзма (Гегель) в исследование социально-культурной сферы;
— разработка и использование понятия идеала при интерпретации общественной жизни и искусства;
— появление новой формы материализма, а именно антропологического материализма и выявление психологических и гносеологических корней религии.
Публикация текстов подготовлена по кн.:
1. Антология мировой философии. В 4 т. М., 1970. Т. 2.
2. Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.
3. Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1977—1978.
4. Вольтер. Философские сочинения. М., 1988.
5. Гегель. Сочинения. В 14т. М.-Л., 1929—1959.
6. Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3 т. М., 1974— 1977.
7. Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. М., 1989 —1991.
8. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. М., 1989. Т. 1.
9. Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1963—1966.
10. Лейбниц Г. Сочинения. В 4 т. М., 1982. Т. 1.
11. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. М., 1985—1988.
12. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1—50. М., 1966.
13. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. М., 1957.
14. Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2 т. М., 1955.
15. Фихте. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей истории. М., 1937.
|
|
16. Фихте. Назначение человека. СПб., 1906.
17. Фихте. Избранные сочинения. М., 1916. Т. 1.
18. Фихте. Основные черты современной эпохи. СПб., 1906.
19. Фихте. О назначении ученого. М., 1935.
20. Шеллинг Ф. Сочинения. В 2 т. М; 1987. Т. 1.
21. Юм Д. Сочинения. В 2 т. М., 1966.
Г.М.Леонычев