Тестовые задания
Для рубежного контроля по дисциплине «Специальная психология»
1. Какие периоды эволюции отношений государства и общества к людям с нарушениями в развитии и инвалидам (по периодизации Н.Н. Малофеева) относятся к «культуре полезности». Подчеркните верный вариант ответа.
a) 1 период b) 2 периодc) 3 период d) 4 период e) 5 период
2. Соотнесите этапы развития системы специального образования с периодами эволюции отношений государства и общества к людям с нарушениями в развитии и инвалидам (по периодизации Н.Н. Малофеева). Подчеркните верный вариант ответа.
a) 1 этап в развитии ССО соответствует…(1 периоду, 2 периоду, 3 периоду, 4 периоду, 5 периоду ЭО)
b) 2 этап в развитии ССО соответствует…(1 периоду, 2 периоду, 3 периоду, 4 периоду, 5 периоду ЭО)
c) 3 этап в развитии ССО соответствует…(1 периоду, 2 периоду, 3 периоду, 4 периоду, 5 периоду ЭО)
Сравните определения специальной психологии A, B, C. Определите, с каким этапом развития системы специального образования соотносится каждое из них.
|
|
A. «Специальная психология – это отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы, а именно психологию слепых (тифлопсихологию), глухих (сурдопсихологию), умственно отсталых (олигофренопсихологию), детей с временными задержками психического развития, нарушениями речи и т.п…» 2 ЭТАП (В.И.Лубовский, 1970, 1990, 1996).
B. «Психология специальная – раздел психологии, посвященный изучению психологических особенностей аномальных детей и подростков, дефект которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга (умственно отсталые), или нарушением деятельности анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухие), или недоразвитием речи при сохранном слухе и т.п. 1 ЭТАП
C. «Специальная психология – это психология коллективной (совместной) деятельности, направленной на предупреждение и коррекцию отклоняющегося развития…» 3 ЭТАП
Ответ.
· Мы переходим к такому этапу развития системы помощи детям и взрослым с различными отклонениями в психофизическом развитии, на котором осознанным предметом внимания и заботы специалистов становится деятельность коллективного субъекта (родителей, близких, педагогов и самого проблемного ребенка, а затем и взрослого человека с нарушениями в психофизическом развитии) – деятельность, направленная на максимально возможную нормализацию его развития (на достижение максимально высокого уровня самореализации и достойной жизни).
|
|
·Специалист будет «работать» не с ребенком, и даже не с семьей, а с этой деятельностью в целом – диагностировать, исправлять и предупреждать нарушения в ее развитии.
·Практический психолог должен будет уметь ставить психологический диагноз этой деятельности, намечать программу коррекции и развития деятельности всех участвующих в ней субъектов, определять потребность в подключении разных специалистов, в том числе и для решения задач, выделенных на предшествующих этапах развития специальной психологии (диагностика и коррекция уровня развития ВПФ ребенка, выявление особых состояний и др.).
· Разные определения предмета специальной психологии (аномальные дети, особенности аномального развития, особые состояния, формы истороны развития психики в неблагоприятных условиях и др.) являются своеобразными этапами в развитии представлений о предмете специальной психологии, проявившими разные стороны этого более сложного предмета изучения, который постепенно открывается в ходе развития специальной психологии как области прикладных исследований и практики.