Конкретные ситуации

Если ты не являешься частью решения, то тогда ты — часть проблемы.

э. кливер

К

онкретные ситуации развивают способность к анализу нера­финированных задач и умение их формулировать самостоя­тельно. Сталкиваясь с задачей, специалист прежде всего должен определить, в чем она состоит, уточнить свою позицию, выяснить, что следует решать и есть ли в этом необходимость.


КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ


На рис. 51 изображена конкретная ситуация, содержащая всем понятную проблему, решение которой жизненно важно для каж­дого из участников.

При традиционном способе обучения условия задачи обычно выступают перед обучающимися сразу в четко сформулирован­ном виде. Составитель задачи уже совершил ту сложную интел­лектуальную работу, которая необходима для точной ее постанов­ки. Однако работа с упрощенными задачами не учит самостоятель­ному анализу, поскольку в реальной жизненной ситуации условия задачи не только заранее неизвестны, никем не заданы, но часто замаскированы, повернуты для человека не той стороной, в какой затем фигурируют в процессе решения.

Таким образом, при работе с учебной задачей, как правило, не требуется преобразования ее условий к виду, пригодному для ис­пользования в процессе решения, а при решении любой практи­ческой, производственной задачи такое преобразование требует самостоятельных усилий. Коль скоро в задачнике все предстает в очищенной и подготовленной форме, от решающего не требуется умения обнаружить проблему, из которой возникла данная поста­новка. Остается загадкой, как можно из огромного множества сто­рон и свойств, так или иначе относящихся к проблемной ситуации, выделить те, которые потребуют­ся для ее решения. Ведь в учебной задаче всегда ограниченное число условий и, как правило, именно те, которые будут необходимы. По­скольку в процессе обучения пре­обладают именно такие ощипан­ные задачи и умытые ситуации, не удивительно, что такое представ­ление порождает чаще всего фор­мальные решения, главный прин­цип которых — поиск подходяще­го способа комбинирования заданных условий без содержа­тельного анализа различных сто­рон задачи.

Рис.51. Пример конкретной ситуа­ции. (Из кн.: Гильде В. И., Штар-ке К. Д. Нужны идеи. М.,1973.)

В рамках метода конкретных ситуаций обучаемый работает со­всем с другим материалом. Ему предлагают сборник с развернуты­ми описаниями реальных, а не схе­матизированных ситуаций. Поэто-




АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


му текст каждой может быть достаточно развернутым и состав­лять от 2 до 40 страниц. Требуется произвести развернутый ана­лиз — выделить симптомы проблемы, важную информацию и ре­шить, что нужно уточнить дополнительно. В описаниях ситуаций широко используется форма диалога — так оживляется подача ряда важных проблем, которые в другой форме выглядели бы менее интересно.

Ситуации представлены таким образом, что необходимо само­му определить, что «дано» и что «требуется найти». Задача может иметь несколько вариантов решения, в равной степени близких к оптимальному и приемлемых в описанных обстоятельствах. На этом базируется заключительная дискуссия, в которой сравнива­ются найденные различные варианты решения. Обсуждение ва­риантов решения одной и той же задачи существенно углубляет опыт обучаемых: каждый может ознакомиться с разнообразием вариантов решения, послушать и взвесить множество их оценок, дополнений и изменений. Это, конечно, не равноценно многократ­ному самостоятельному принятию решений в реальной обстанов­ке, но, в какой-то мере, способствует приобретению жизненного опыта.

Важно отметить, что в конкретные ситуации, как правило, вклю­чена дополнительная информация, казалось бы не относящаяся прямо к решаемой задаче, например, сведения об истории пред­приятия. Однако она позволяет анализировать предложенный материал как с объективной, так и с субъективной точки зрения. Описания ситуаций содержат не только указания на отношения между людьми и изложение поведения участников событий, но включают и данные, совсем не нужные для решения. Часто в опи­саниях событий нет четко сформулированного вопроса, и они не только не имеют однозначного решения, но могут вообще не иметь решения в общепринятом смысле слова. Информация может быть дана не в логической последовательности, а в том порядке и фор­ме, в каких она встречается на практике. При анализе различных подходов и попыток решения демонстрируется, как важно отде­лить факты от их толкования, и показывается, что для этого необ­ходимо учитывать, кто дал те или иные сведения [181].

В «Конкретных ситуациях» в отличие от «Деловых игр» вся информация представляется до принятия решения сразу, а в игре это многошаговый процесс, когда необходимые для решения сведе­ния выдаются квантами и только при поступлении точно сформу­лированного запроса. В методе «конкретных ситуаций» отсутствуют такие интервальные процедуры, которые в играх имитируют ди­намику управляемых процессов в сжатом масштабе времени.


КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ



Как показала практика, метод анализа ситуаций стимулирует обращение к литературным источникам, консультациям и усили­вает стремление к приобретению теоретических знаний для полу­чения ответов на поставленные вопросы. Именно поэтому метод закрепляет сведения, получаемые на лекциях, и дает примеры практического использования новых идей и знаний. Однако его цель — не в простом закреплении теоретических знаний. Ситуа­ции должны развивать у обучающихся инициативу, аналитичес­кие способности, способствовать правильному использованию име­ющейся в их распоряжении информации и умению обосновывать свои решения.

Главная задача этого метода — развить умение анализиро­вать нерафинированные задачи, вырабатывать самостоятельные решения. Вот шуточный пример. Послали двоих людей в некое государство узнать, есть ли там спрос на обувь. Вернувшись, пер­вый сообщил, что обувь там спросом не пользуется, что люди к ней не привыкли — все ходят босиком. Второй поведал с восторгом, что обнаружил неограниченный рынок сбыта и дело только в рек­ламе. Кто из них лучше выполнил задачу? Анализ показывает односторонность подхода каждого. Первый понял, что населению обувь просто не нужна, но не проанализировал привычки ходить босиком, то есть не проявил инициативы. Второй оценил экономи­ческую выгоду отсутствия обуви, но не выяснил, почему не носят обуви, то есть не стал углубляться в причины, обнаружив повер­хностность.

Другой пример позволяет понять значение ситуационной ори­ентировки, прояснить, как часто -наши действия направляют не реальные события, а субъективное представление о них. Действую­щие лица: начальник экономического отдела фирмы и его сотруд­ница — бухгалтер. Они случайно встретились в аэропорту.

Ситуация с позиции начальника. Эта сотрудница не сдала к сроку важные расчеты. Она позвонила ему на работу и переда­ла, что из-за болезни долго не появится на службе, однако дома у нее никто к телефону не подходил. Теперь начальник, вынужден улететь в Москву, в командировку, без необходимых материалов и очень переживает по этому поводу. И тут внезапно в аэропорту сталкивается с «якобы больной» сотрудницей, которая с цвету­щим видом стоит с вещами у стола регистрации отбывающих. Ситуация с позиции сотрудницы. Дела складывались неудачно. В период отчета внезапно заболела сестра. За ней некому ухажи­вать. Поэтому она взяла бюллетень по уходу и теперь живет у нее (ее телефон не отвечает). Ее знакомый едет в краткую команди­ровку в Москву, и она хочет с ним передать родным некоторые



АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


вещи и рецепт на редкое лекарство, срочно необходимое сестре. Однако она несколько опоздала в аэропорт и теперь стоит у регис­трации, думая, как быть. В это время ее и окликает начальник. Как будет протекать беседа?

Процесс выработки решения составляет сущность метода кон­кретных ситуаций и имеет гораздо большее значение, чем само решение. Обучающийся должен сам выявить существо конфлик­та, сформулировать задачу и уточнить значимые факты, помогаю­щие ее решить. Для этого ему необходимо тщательно рассмотреть и взвесить каждый факт, обстоятельства, ограничивающие реше­ния, разработать несколько альтернативных способов действия, произвести разбор положительных и отрицательных последствий каждого и, наконец, обосновать лучший вариант решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: