Да о М и

Я а

х и

I

S

о

X

О я о

Ьч

О ч о м п

=

Я я ш

Я и

О я

а

г

К 3

я

Ч ее

Я о я я ее а

ее

а

о

ва

я

ч

=5 Щ

Я я

ев


Экономическая эффективность меры ARj I Q 00 CN^ оо CN^ сп CN^ i-H CN CN^ CN CN^ 0,77
Предотвращенный риск ARh тыс. руб./год            
Сумма затрат тыс. руб./год            
Затраты на реализацию Q, тыс. руб./год            
Мера Организация мониторинга количества накапливаемого нефтепродукта Мероприятия по предот­вращению подтопления Мероприятия по повышению пожароустойчивости Текущий ремонт Текущий ремонт Текущий ремонт
Компонента БОВ-6 БОВ-5 БОВ-1 БОВ-5 БОВ-6 БОВ-1
«. CN СП ■* чо

к

Г«01

е~ч <о

Я

X 3 я л ч ее я о я я ее а

ее

а

о

vo

ва

к

ч

=5

Я я

ев


Экономическая эффективность меры ARf I Cj сп in сп сп сп 1^ о о 1-4
Предотвращенный риск ARh тыс. руб./год            
Сумма затрат тыс. руб./год            
Затраты на реализацию С,-, тыс. руб./год            
Мера Мероприятия по реконструкции Капитальный ремонт Текущий ремонт Текущий ремонт Текущий ремонт Текущий ремонт
Компонента Аэротенки 1 ступени Аэротенки 2 ступени Центральный лоток Шламопровод Насосная станция №5 Насосная станция №3
•!»• - CN сп ■* m ЧО


Глава 7

Так, если на реализацию программы первоочередных мер по снижению эколого-экономического риска для цеха ¹ 1 в очередном году будет выделено 6 млн руб., то в состав программы следует включить:

организацию мониторинга количества накапливаемого нефтепродукта для БОВ-6;

мероприятия по предотвращению подтопления для БОВ-5;

мероприятия по повышению пожароустойчивости для БОВ-1;

текущий ремонт БОВ-5. Мероприятия по текущему ремонту БОВ-6 целесообразно профинансиро­вать на 50 % (в размере 650 тыс. руб.).

Если на реализацию программы первоочередных мер по снижению эколо­го-экономического риска для цеха ¹2 в очередном году будет выделено не 1,5, а 5,5 млн руб., то в состав программы следует включить:

мероприятия по реконструкции аэротенков первой ступени;

капитальный ремонт аэротенков второй ступени;

текущий ремонт центрального лотка;

текущий ремонт шламопровода (финансирование в размере 33 % от требуе­мого).

Заметим, что некоторые меры, не удовлетворяющие принципу обоснова­ния при их рассмотрении в качестве первоочередных мер, могут оказаться обоснованными при их включении в перспективную (например, 5-летнюю) программу.

В другой постановке для каждой меры можно определить период окупаемо­сти Ti и тогда очередность реализации мер может быть установлена из вариа­ционного ряда

T 1 < T2 <…< Ti <

В годовую программу включаются меры из числа быстроокупающихся, удовлетворяющие ограничению на затраты по их реализации.

Период окупаемости превентивных мероприятий Ti определяется из усло­вия:

Ti: ARi(t) – Ci = 0.

Основной проблемой при разработке программы предупредительных мер по каждому цеху является создание базы данных для расчета рисков, которая после актуализации может быть использована при составлении последующих программ. При этом в имеющихся исходных данных учитываются реализован­ные в ходе выполнения предыдущей программы мероприятия, а также изме­нившиеся условия эксплуатации объекта и характеристики надежности (безо­пасности) его агрегатов.

Актуализация баз данных по надежности элементов (частоте либо вероят­ности отказа в год) построена на прогнозе этих характеристик, который может быть сделан различными методами, выбираемыми в зависимости от имею­щейся статистики, т.е. частоты отказов.

Для достаточно редких событий (при среднем времени между отказами Т > 3 лет, частоте отказов X < 0,33 1/лет), когда статистика отказов мала, для прогноза необходимы теоретические модели, например, модель снижения


Системы управления рисками в различных сферах

надежности со временем (повышения условной вероятности отказа при усло­вии, что за прошедший год отказа не произошло). Если же отказ происходил, то необходима переоценка Ò.

Для учета снижения надежности элементов, на которых не проводились профилактические работы, будем полагать, что при их отсутствии через неко­торое время будут наступать уже не внезапные отказы элементов с интенсив­ностью А, а параметрические отказы в результате процессов старения, дегра­дации, разрегулирования. Тогда наработку до отказа уже нельзя будет считать распределенной по экспоненциальному закону с неизменным параметром А, а интенсивность отказов со временем будет расти. Закон изменения X(t) полу­чим, считая, что среднее время между отказами Ò= 1 / А каждый год уменьша­ется на время, прошедшее после очередного отказа (приема в эксплуатацию)

X(t) = 1 / (T – t). Пусть в текущем году вероятность отказа составляет

Q(At/ t0) = 1 exp( А0А t),

где А 0 = 1 / Т 0, Т 0 средняя наработка до отказа в момент времени t0.

Тогда в следующем году условная вероятность отказа (при условии, что до этого отказа не произошло) составит

Q(At/ t1) = 1 exp(–X1At), где X 1 = 1 / Т 1, T 1 = Т 0 1 — средняя наработка до отказа в момент времени

t1=t0+1 год.

Если вероятность отказа элемента в i-м году составляла Qi, то вероятность отказа в i+ 1-м году в соответствии с предложенной моделью вычисляется по формуле


Qi+1 = 1 exp(–Xi+1At) = 1


exp


ln { 1- Qi }

1+ln { 1- Qi }


A t


Для достаточно частых событий < 3 лет, А > 0,33 1/лет) прогноз интен­сивности отказов осуществляется по их статистике за период наблюдения AТ, включающей прошедший год:

~ d

X = -----,

A T где d = ^di — общее число отказов за интервал наблюдения, di число отка-

А T

зов в i-м году.

Для частых событий (Ò< 0,2 лет, А > 5 1/лет) в интересах повышения точно­сти прогноза можно воспользоваться линейной интерполяцией числа di отка­зов в год на интервале наблюдения AТ. По имеющимся данным об отказах di строится линия регрессии (например, методом наименьших квадратов), и с помощью полученной линейной зависимости дается прогноз среднего чис­ла отказов (т. е. их интенсивности) на следующий год с учетом имеющейся тенденции изменения интенсивности отказов.


Глава 7

Соотношение снижения и передачи риска. Как правило, программа преду­предительных мероприятий и программа страховой защиты взаимно дополня­ют друг друга, представляя собой способы снижения внеплановых потерь своего класса (программа страховой защиты применяется для страхуемых рис­ков, а программа предупредительных мер — нестрахуемых). В общем случае предупредительные меры по снижению риска применяются, во-первых, при их наличии; во-вторых, в случае выполнения для них принципа обоснования (критерия «выгоды—затраты»).

Страхование применяется, во-первых, для страхуемых рисков, во-вторых, если остаточный риск после применения предупредительных мер не удовлет­воряет критериям приемлемости, сформулированным в пп. 7.1.3.

В заключение отметим, что важным направлением совершенствования сис­темы управления экологической безопасностью и другими видами безопас­ности предприятия является придание процедурам анализа и управления рис­ком официального корпоративного статуса, когда их результаты являются необходимыми и достаточными для принятия обоснованных управленческих решений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: