Еникеев А. А. Философская антропология (социально-гуманитарный аспект): учебное пособие. ­– Нижний Тагил, нтгспа, 2009. – 96 С. Введение

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

А. А. ЕНИКЕЕВ

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

(социально-гуманитарный аспект)

Учебное пособие

Нижний Тагил


ББК 87.3

Е63

Печатается по решению Кафедры философских наук НТГСПА (протокол № 2 от 26 октября 2008 г.)

Еникеев А. А. Философская антропология (социально-гуманитарный аспект): Учебное пособие. ­– Нижний Тагил, НТГСПА, 2009. – 96 с.

Рецензенты:

Петров В. М. – доктор философских наук, профессор, директор филиала Уральской академии государственной службы в г. Нижний Тагил.

Мочалова Н. Ю. – кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философских наук Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии.

Учебное пособие «Философская антропология» адресовано студентам, обучающимся по всем специальностям Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. В пособии представлена информация и описаны основные концептуальные подходы при рассмотрении проблемы человека в рамках философской антропологии. Пособие может быть использовано при изучении таких дисциплин, как философия, этика, социология, культурология, педагогика, психология.

© Еникеев А. А., 2009

© Нижнетагильская государственная

социально-педагогическая академия, 2009


Содержание

Введение...................................................  
Тема 1. Человек в «зеркале философии».........................  
Тема 2. Научные принципы философской антропологии...........  
Тема 3. Проблема человека в Античной философии...............  
Тема 4. Проблема человека в философии Нового времени..........  
Тема 5. Экзистенциальные модусы существования человека........  
Тема 6. Психоанализ и проблема человека.......................  
Тема 7. Проблема человека в русской философии.................  
Тема 8. Социальная и культурная антропология...................  
Тема 9. Человек в эпоху информации и массовых коммуникаций.....  
Тема 10. Трансформативная антропология и феномен «постчеловека»  
Заключение.................................................  
Словарь основных понятий....................................  
Рекомендуемая литература....................................  

Введение

Проблема человека всегда была актуальной темой многих философских исследований. Философы Античности, Нового времени и особенно ХХ века уделяли проблеме человека большое внимание. Именно в ХХ веке сформировалось новое направление в гуманитарной мысли – философская антропология. Исследования в данной области не только определяют картину гуманитарного знания в целом, но также служат формированию нового мировоззрения информационного общества. Однако методологические и концептуальные основания философской антропологии до сих пор находятся в стадии становления. Требуют переосмысления как сложившиеся на сегодняшний день теории, так и аналитические приемы работы с содержанием философских текстов. Поэтому процесс преподавания философской антропологии (и смежных с ней дисциплин) во многом осложнен существующим положением вещей. Своеобразным вкладом в решение данной проблемы является представленное учебное пособие.

Принципы отбора содержания пособия и его тематизация во многом определялись актуальностью заявленной проблематики, то есть в пособие были включены только те аспекты «проблемы человека», которые до сих пор носят дискуссионный характер и которые студентам трудно изучать самостоятельно. В частности, в пособие сознательно не были включены вопросы, связанные с антропологией Иммануила Канта, Фридриха Ницше, Мартина Бубера или Макса Шелера, несмотря на то, что именно они предопределили ландшафт современной антропологии. Причиной этого является обилие источников и комментаторской литературы по философии данных мыслителей, и потому изучение их представлений о проблеме человека не составит особой трудности для студента. Зато в пособие были включены темы, связанные с представлениями о человеке древнеримских философов, концепция «политического животного» Аристотеля, взгляды на иррациональность человеческих поступков Д. Юма, теория «архетипов» К. Г. Юнга, «гуманистическая этика» Э. Фромма, «теория коммуникативного дискурса» Ю. Хабермаса и некоторые другие, поскольку они репрезентируют проблему человека в пространстве социально-гуманитарных практик совершенно неповторимым и оригинальным образом. Особое внимание в пособии было уделено проблемам информационного общества и радикальному изменению «образа человека» в контексте современных научных технологий (геном человека, клонирование, виртуальная реальность, робототехника, нанотехнологии).

Социально-гуманитарный аспект представленной работы выражается в ориентации материала пособия на современные проблемы в пространстве социально-гуманитарного знания. В частности, в пособие включены темы, непосредственно связанные с социальной и культурной антропологией, а также вопросы, рассматривающие человека в информационную эпоху и в контексте массовых коммуникаций. Это позволит использовать пособие не только в качестве материалов для подготовки к экзамену по философии или антропологии, но также и в процессе изучения других дисциплин гуманитарного цикла, таких, как этика, социология, политология, культурология, социология массовых коммуникаций, педагогика, психология и др.

Педагогическая и психологическая значимость философской антропологии обусловлена необходимостью адекватной социальной реализации выпускников социально-педагогической академии в быстро меняющемся современном мире. Думается, что именно знания в области философской и социальной антропологии помогут выпускникам ориентироваться во всем многообразии и неоднозначности системы социальных связей современного российского общества. Гуманизм, этика толерантности и безусловное признание личности должны стать принципами ценностного мировоззрения студентов и выпускников вуза. Для достижения этой задачи становится как никогда актуальным изучение основных философских и социологических теорий о природе человека, его предназначении, роли и месте в современном мире.

Представленное учебное пособие призвано восстановить тот мировоззренческий пробел, который возник в сознании граждан нашей страны в 90-е годы прошлого века, время серьезных перемен в политической, культурной и социальной сферах жизни общества. Сменились многие трактовки традиционных проблем и открылись новые горизонты в процессе реализации личности. На смену поколению времен перестройки (80-е) пришло новое поколение – «поколение next» (90-е), воспитанное в духе капиталистической и сугубо индивидуалистической системы ценностей. Поэтому с новой остротой встала проблема понимания между поколениями, а также различными социальными группами. Такое понимание возможно только тогда, когда индивиды готовы идти на взаимные компромиссы и отчетливо осознают значимость каждой конкретной личности. Для этого необходимо в первую очередь знание основных теоретических подходов к рассмотрению проблемы человека во всей ее сложности и неоднозначности, чему и посвящено настоящее учебное пособие.

Для удобства работы учебное пособие снабжено списком ключевых понятий философской и социальной антропологии (150 терминов), а также указанием основной и дополнительной литературы по дисциплине (64 источника).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: