Ситуация 2. 1 страница

Завод (юридическое лицо) произвел деталь себестоимостью 100 руб. Затем деталь была продана заводом торговому дому (другому юридическому лицу) по цене 177 руб. (в т.ч. НДС 18% - 27 руб.). Торговый дом продал товар за 236 руб. (в т.ч. НДС 18% - 36 руб.).

Налоговые обязательства завода:

- НДС - 27 руб. (177 руб. / 118 x 18);

- налог на прибыль - 10 руб. ((150 - 100) x 20%);

- итого - 37 руб. (27 + 10).

Налоговые обязательства торгового дома:

- НДС - 9 руб. (36 - 27);

- налог на прибыль - 10 руб. ((200 - 150) x 20%);

- итого - 19 руб. (9 + 10).

Таким образом, налоговые обязательства холдинга составят 56 руб. (37 + 19).

И все-таки налоговые потери могут возникать при внутренней реализации - например, в случае, когда покупатель (компания холдинга) не является плательщиком НДС (например, применяет упрощенную систему налогообложения), а продавец (компания холдинга) уплачивает этот налог.

Трансфертное ценообразование и контроль цен. Цены, которые устанавливаются между компаниями холдинга, именуются трансфертными. Их особенность заключается в том, что они не подчиняются рыночному механизму, а устанавливаются административно, исходя из политики холдинга по трансфертному ценообразованию. Во всяком случае, руководство холдинга имеет возможность влиять (и, как правило, влияет) на них.

Цены, устанавливаемые между компаниями холдинга, могут формироваться по-разному. Так, на практике широко применяются следующие подходы:

- рыночный подход. Цены устанавливаются по рыночному механизму, как на открытом рынке. В этом случае перед холдингом стоит задача определить такую цену и периодически проводить мониторинг ее изменения. Обычно для этого пользуются услугами консультантов в этой сфере;

- себестоимость плюс прибыль. Внутренняя (трансфертная) цена определяется как себестоимость продавца плюс норма рентабельности, установленная руководством холдинга. Такой подход позволяет покрыть полную себестоимость продавца и получить прибыль, достаточную для развития холдинга;

- себестоимость. Внутренняя (трансфертная) цена определяется как себестоимость продавца. Этот подход позволяет покрыть полную себестоимость продавца, но не передавать ему прибыль. Обычно в данном случае при необходимости прибыль передается иными механизмами.

С помощью трансфертных цен могут достигаться и налоговые преимущества. Прежде всего путем установления трансфертных цен можно переводить прибыль в юридические лица, где она облагается меньшими налогами. Так, если компания реализует свой товар на внешнем рынке, цена может быть установлена так, чтобы прибыль российского производителя была минимальной, а прибыль перепродавца, зарегистрированного в офшорной юрисдикции, - максимальной. Конечно, государство борется с такой простой налоговой оптимизацией. Налоговый кодекс РФ предусматривает право налогового органа контролировать цены сделки в холдингах. Этот вопрос будет рассмотрен далее более подробно.

Консолидация убытков. В холдинге убытки одних организаций не уменьшают налоговую прибыль других. В результате эти убытки "теряются" для целей налогообложения. Другими словами, зачет прибыли одной компании и убытков другой в холдинге невозможен.

В рамках одного юридического лица такой проблемы нет - убытки одних подразделений уменьшают прибыль других. В результате налог на прибыль исчисляется с консолидированной прибыли. Поэтому одна из задач организации финансовых потоков в холдингах - не допустить формирование налоговых убытков в юридических лицах и, если таковые возникают, перенести их на прибыльные компании.

Пример. В холдинге два юридических лица:

- ООО "Новое", осуществляющее новый вид деятельности. Согласно бизнес-плану первые четыре года компания будет работать с убытком, а с пятого года этот вид деятельности будет приносить прибыль;

- ООО "Традиционное" - компания, стабильно работающая с прибылью.

Предположим, за год ООО "Новое" получило 10 млн руб. убытков, а ООО "Традиционное" - 15 млн руб. прибыли. В результате ООО "Традиционное" заплатит налог с 15 млн руб. прибыли. А ООО "Новое" сможет перенести убытки на будущее только на пятом году, когда появится первая прибыль (в соответствии со ст. 283 НК РФ оно сможет уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму убытка).

Если бы те же два вида деятельности осуществлялись в одном юридическом лице, прибыль составила бы 5 млн руб., и именно она облагалась бы налогом.

Существуют разные варианты решения данной проблемы. Например, можно временно осуществлять убыточный вид деятельности в прибыльном юридическом лице. Или перенести убыток с ООО "Новое" на ООО "Традиционное" хозяйственными договорами.

Консолидация прибыли. В рамках одного юридического лица прибыль входящих в него подразделений является прибылью этого юридического лица. Налоговых платежей при консолидации (переводе прибыли в головное подразделение) не производится.

В рамках же холдинга перевод прибыли в головную организацию может приводить к налоговым потерям. Для перевода прибыли должен быть выбран правовой механизм (выплата дивидендов, процентов по займам, роялти и т.д.).

Применение упрощенной системы налогообложения. Небольшие предприятия могут использовать выгодную с налоговой точки зрения УСН (гл. 26.2 НК РФ). Но применять ее налогоплательщики могут только в пределах установленных ограничений по сумме выручки от реализации, численности персонала, стоимости основных средств и т.д. (перечень требований установлен ст. 346.12 НК РФ). Среднему и крупному бизнесу в рамках одного юридического лица воспользоваться УСН невозможно. Выделяя же небольшие виды деятельности в отдельные юридические лица, можно воспользоваться преимуществами "упрощенки".

Применение особенностей регионального российского налогового законодательства. Регионам России предоставляется право по некоторым налогам понижать (повышать) ставки налогов, устанавливать дополнительные налоговые льготы. Учреждение в регионе новой компании или обособленного подразделения организации может иметь разные налоговые последствия.

В отношении НДС, акцизов, страховых взносов в фонды обязательного страхования ставки и льготы установлены едиными по всей стране, у них нет региональных особенностей. Налог на прибыль и налог на имущество организаций имеют региональные особенности.

Налог на прибыль зачисляется в федеральный бюджет по ставке 2%, а в региональный - по ставке 18% (ст. 284 НК РФ). В то же время региональные власти могут снижать свою ставку, но не ниже чем до 13,5%. Так, если в регионе зарегистрировать организацию, она будет уплачивать налог с заработанной прибыли по ставке, установленной в регионе. Если же в регионе будет открыто подразделение компании (филиал, представительство), налог будет исчисляться по правилам, указанным в ст. 288 НК РФ. В федеральный бюджет налог уплачивается централизованно, головным подразделением. А сумма налога, подлежащая уплате в бюджет субъекта РФ, определяется следующим образом. Уплата налога производится по месту нахождения организации, а также каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. Указанная доля прибыли определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по налогоплательщику. Соответственно, если налогоплательщик ведет отдельные виды деятельности в регионе с пониженной ставкой, как правило, там выгоднее зарегистрировать организацию и обеспечить экономически обоснованный перевод прибыли в эту региональную компанию.

Ставки налога на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ, они не могут превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ).

Региональные власти вправе снижать эту ставку (без ограничений) и устанавливать дополнительные льготы и основания для их использования налогоплательщиками (ст. 372 НК РФ). По объектам недвижимости налог платится по ставкам и с учетом льгот региона, где эти объекты расположены (вне зависимости от места регистрации организации) (ст. 385 НК РФ). В отношении движимого имущества налог уплачивается по ставкам (с учетом льгот) по месту нахождения организации или его обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (ст. ст. 376, 384 НК РФ).

Таким образом, в отношении объектов недвижимости на сумму налога повлиять нельзя. Налог на движимое имущество может быть снижен в случае регистрации организации в регионе с более низкой ставкой или льготами.

Применение особенностей иностранного налогового законодательства. Создание компаний в государствах с более низким уровнем налогообложения, чем в России, может позволить холдингу оптимизировать свои налоговые платежи, переводя туда часть налоговой базы.

В мире существуют государства, предоставляющие льготные условия налогообложения, - офшоры. Они предоставляют льготный налоговый режим компаниям, зарегистрированным на их территории и ведущим деятельность за пределами государства регистрации. Обычно таким компаниям либо запрещается вести свою коммерческую деятельность на территории офшорного государства (за исключением содержания офиса), либо, если деятельность по месту регистрации разрешается, доходы от нее облагаются налогами без применения льгот.

В России доходы и имущество таких организаций не облагаются налогами. Как было указано выше, если иностранная организация не осуществляет деятельность на территории России, не имеет на ее территории имущества, она не облагается налогами в нашей стране (ст. 246 НК РФ - налог на прибыль, ст. 146 НК РФ - НДС, ст. 373 - налог на имущество организаций). На этом и основан метод офшора - создается иностранная организация в зоне с льготным налогообложением, и на эту организацию выводится прибыль. При этом иностранная организация деятельность в России не ведет и имущества не имеет.

Применение иностранного офшора в основном удобно для компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность. В таком случае операции с иностранной компанией оправданы с экономической точки зрения. Если же внешнеэкономическая деятельность не ведется, уплата, например, существенной суммы иностранной организации по консультационному договору может быть признана экономически не обоснованными расходами.

Сделки с компаниями из так называемых офшорных государств налоговый орган может проконтролировать на предмет соответствия примененных цен рыночным. Этот вопрос будет рассмотрен далее.

1.3. Как организовать холдинг

В территориально распределенных компаниях возникает необходимость разделения функций между структурными единицами. В рамках одного юридического лица эта задача решается на уровне департаментов (отделов). Можно под каждую функцию создать отдельное юридическое лицо.

По функциональному назначению в структуре холдингов прежде всего выделяются корпоративный центр (КЦ) и бизнес-единицы (БЕ). Корпоративный центр выполняет функции централизованного управления всеми территориально обособленными единицами. С точки зрения финансового управления КЦ является центром затрат. Его ключевой задачей является повышение стоимости компании. Бизнес-единицы осуществляют непосредственно виды деятельности, производя и реализуя товары (работы, услуги). С точки зрения финансового управления БЕ является центром прибыли (рис. 1).

Структура классического холдинга

┌────────────────────────┐

│ Конечные бенефициары │

│ (физические лица) │

└────────────┬───────────┘

\│/

┌─────────────────┐ ┌────────────────────┐ ┌─────────────────┐

│ Компания-сейф │<──────┤ Корпоративный центр├─────>│ Финансовый центр│

└─────────────────┘ └────┬─────────┬─────┘ └─────────────────┘

│ /│\ │

┌───────────┘ │ └───────────┐

\│/ │ \│/

Бизнес-направление │ Бизнес-направление

┌─────────────────────┐ │ ┌─────────────────────┐

│┌───────────────────┐│ ┌──────┴──────┐ │┌───────────────────┐│

││ Бизнес-единица 1.1││<──────┤ Сервисная ├──────>││ Бизнес-единица 2.1││

│└───────────────────┘│ │ компания │ │└───────────────────┘│

│┌───────────────────┐│ │ │ │┌───────────────────┐│

││ Бизнес-единица 1.2││<──────┤ ├──────>││ Бизнес-единица 2.2││

│└───────────────────┘│ └─────────────┘ │└───────────────────┘│

└─────────────────────┘ └─────────────────────┘

Рис. 1

В США и Японии КЦ, как правило, более громоздки и сильнее вмешиваются в деятельность бизнес-единиц. В Европе ситуация обратная: численность КЦ невелика и они больше своих функций делегируют бизнес-единицам <1>.

--------------------------------

<1> Лейкин Д. Самокритичные головы // Эксперт. 2008. N 18.

В России встречаются оба типа структур.

В холдингах могут создаваться сервисные компании - юридические лица (или департаменты, отделы), оказывающие услуги (работы) в основном компаниям холдинга. Примером сервисной могут служить транспортная компания, склад, ИТ-компания и т.д. Одна из задач холдинговой структуры - обеспечить оптимальное взаимодействие сервисных с другими компаниями группы.

Из КЦ могут выделяться такие структуры, как:

- финансовый центр - компания, осуществляющая привлечение финансирования из внешних и внутренних источников и его распределение среди компаний группы;

- хранитель активов - компания, где хранятся наиболее ценные для группы активы (акции, объекты недвижимости и т.д.). Создание хранителя активов решает задачу их защиты. Обычно такие активы помещаются в компанию с "идеальным" учетом (чтобы не было налоговых рисков). Как правило, такая компания имеет минимальные контакты с "внешним миром", что сводит к минимуму риски судебных исков от сторонних организаций.

Часто выделяют торговые и закупочные компании. Торговые компании осуществляют реализацию продукции, производимой другими юридическими лицами холдинга; закупочные выделяются для проведения централизованных закупок холдингом. С точки зрения налогообложения закупочные компании могут быть полезны тем, что риски, связанные с недобросовестными поставщиками (по которым может возникнуть ответственность у покупателя), будут сосредоточены на этой отдельной компании.

КЦ может осуществлять следующие функции:

- привлечение финансирования;

- перераспределение денежных потоков холдинга;

- бюджетное управление (разработка ключевых показателей деятельности, утверждение бюджета и контроль над его исполнением, методологическая поддержка бюджетного процесса). Формирование и исполнение бюджета входят в функции БЕ;

- составление корпоративной (консолидированной) отчетности группы;

- управление налогами - налоговое планирование группы;

- выполнение НИОКР;

- развитие и обучение персонала;

- PR - взаимоотношения со средствами массовой информации;

- GR (Government relation) - взаимоотношения с государством;

- IR (Investors relation) - взаимоотношения с инвесторами, акционерами;

- разработка стандартов качества;

- выработка единых политик, стандартов и регламентов для группы;

- контроль крупных закупок и продаж;

- контроль над БЕ;

- организация тендеров по отбору поставщиков;

- проведение слияний и поглощений;

- проведение масштабных преобразований группы (реорганизация);

- развитие горизонтальных связей.

Кроме того, КЦ может забрать у БЕ дополнительно какие-либо функции (например, централизованную закупку ТМЦ, централизованную систему продаж). Главная организационная задача КЦ - четко распределить полномочия между КЦ и БЕ (чтобы не было дублирования функций, зон, за которые никто не несет ответственности). Важно также правильно определить ключевые показатели деятельности (КПД). Важно придерживаться принципа: БЕ должны отвечать только за то, на что они могут повлиять. Соответственно, КПД должны учитывать только показатели, на которые влияет БЕ.

Пример. Бизнес-единица занимается только производством продукции. Ее продажу осуществляет корпоративный центр. В этом случае оценивать деятельность БЕ в зависимости от полученной холдингом прибыли неправильно. Мотивацией БЕ должны быть качество продукции, эффективность расходов и т.д.

1.4. Управляющая компания

Корпоративный центр может быть выделен в самостоятельное юридическое лицо. Обычно причинами такого выделения являются преимущества, предоставляемые холдинговыми структурами (были рассмотрены выше). Компания, где сосредоточены функции управления всей группой, часто именуется управляющей. Как правило, она владеет контрольными пакетами акций (долей) компаний группы, чем обеспечивает полный контроль над ними. Чаще всего управляющая компания не осуществляет операции с клиентами (но этот вопрос решает менеджмент). Связано это с тем, что непосредственно бизнес-деятельность осуществляют бизнес-единицы (БЕ). Корпоративный же центр только осуществляет функции управления. Одна из финансовых и управленческих задач состоит в том, чтобы экономически разумными способами и с минимальными налоговыми потерями организовать регулярное покрытие затрат управляющей компании (этот вопрос будет рассмотрен далее).

В группе с выделенной управляющей компанией возникают следующие типы финансовых потоков (рис. 2):

- поступления от клиентов;

- перевод прибыли и покрытие расходов управляющей компании;

- вторичное перераспределение ресурсов (например, на капитальные вложения, покрытие кассовых разрывов и т.д.).

Типы финансовых потоков в группе

с выделенной управляющей компанией

┌───────────────┐

│ Клиенты │

└───────┬───────┘

│┌─┐

││1│

│└─┘ ┌─┐

\│/ │3│

┌────────────┐ └─┘ ┌────────────┐

│ Дочерние │<────────────────┤ Управляющая│

│ общества ├────────────────>│ компания │

└────────────┘ ┌─┐ └────────────┘

│2│

└─┘

Рис. 2

Полученный от клиентов финансовый поток впоследствии перераспределяется между компаниями группы. Для этого могут быть выбраны различные правовые механизмы. Перевод прибыли от дочерних обществ управляющей компании и покрытие ее расходов полностью подконтрольны холдингу. Перевод прибыли может осуществляться путем выплаты дивидендов, безвозмездной передачи, оказания услуг и т.д. Важно выбрать экономически обоснованный способ, с минимальными налоговыми потерями. Вторичное перераспределение ресурсов возникает, если есть необходимость покрывать расходы дочерних компаний, производить инвестиции в них и т.д. Финансирование дочерних компаний может производиться путем предоставления займов дочерним компаниям или передачи им средств на постоянной основе (взнос в уставный капитал, безвозмездная передача, оказание услуг дочерними обществами управляющей компании и т.д.). Из указанных способов (заем, дивиденды, услуги) важно выбрать экономически обоснованный, с минимальными налоговыми потерями.

1.5. Типы холдингов

С точки зрения особенностей финансовых потоков выделяют два типа холдингов - операционный (или вертикально интегрированный) и финансовый (горизонтально интегрированный). В операционном холдинге все финансовые ресурсы проходят через головную структуру (например, через торговый дом). Головная организация осуществляет реализацию товаров (работ, услуг) клиентам. Остальные компании являются частью цепочки приобретения и предпродажной подготовки товаров. Все организации, входящие в операционный холдинг, в большей или в меньшей степени зависимы от головной.

В финансовом холдинге организации реализуют товары (работы, услуги) клиентам самостоятельно, а не через одну из структур. Конечно, существуют холдинговые структуры, сочетающие в себе черты двух типов (смешанный тип). Так, компании, входящие в финансовый холдинг, могут быть головными организациями для части других компаний холдинга.

Рассмотрим основные характеристики и способы построения холдинговых структур.

1.5.1. Операционный холдинг

В операционном холдинге все основные поступления приходят на головную организацию. Затем они перераспределяются (частично) среди дочерних обществ. Соответственно, все основные финансовые потоки, как правило, аккумулируются на головную организацию. В случае необходимости проведения дочерним обществом значительных финансовых вложений (например, в модернизацию или расширение производства) головная организация предоставляет эти средства дочернему обществу на возмездной или безвозмездной основе.

Как правило, операционный холдинг формируется под юридические лица, составляющие единую технологическую цепочку. Например, в строительстве в такой холдинг могут входить инвестор, застройщик, подрядчик, проектировщик.

В операционном холдинге можно выделить следующие типы финансовых потоков (рис. 3):

- поступления от клиентов;

- перераспределение ресурсов от головной организации для покрытия расходов дочерних фирм;

- перевод прибыли в головную организацию;

- вторичное перераспределение ресурсов (например, на капитальные вложения).

Типы финансовых потоков в операционном холдинге

┌ ┐

┌──────────┐ └ ┘ ┌───────────┐

│ Дочерние │<────────────┤ Головная │ ┌───────┐

│ общества │ ┌─┐ │организация│ │Клиенты│

│ │ │3│ │ │<──────────┤ │

│ │ └─┘ │ │ ┌─┐ │ │

│ ├────────────>│ │ │1│ └───────┘

│ │<────────────┤ │ └─┘

└──────────┘ ┌─┐ └───────────┘

│2│

└─┘

Рис. 3

Первый финансовый поток (поступления от клиентов) не подконтролен холдингу. Холдинг может только перераспределить средства, поступающие от головной организации, другим организациям группы. Перераспределение ресурсов от головной организации для покрытия расходов дочерних фирм подконтрольно холдингу. Например, установить цену в сделках между дочерним обществом и головной организацией можно так, чтобы покрыть только полную себестоимость продукции (работ, услуг) дочерней компании. Второй вариант - обеспечить прибыльность дочерней компании (исходя из определенной группы нормы рентабельности). При установлении цены безусловно нужно учитывать положения НК РФ о возможности налогового органа контролировать цены сделок. Перевод прибыли из дочерних обществ в головную организацию также подконтролен холдингу и может осуществляться путем выплаты дивидендов, безвозмездной передачи, оказания услуг головной организацией и т.д. Вторичное перераспределение ресурсов возникает, если есть необходимость финансировать расходы дочерней компании. Финансирование может производиться путем предоставления займов головной компанией дочерним компаниям или передачи средств на постоянной основе (взнос в уставный капитал, безвозмездная передача, оказание услуг и т.д.).

Перераспределения финансовых ресурсов могут приводить к определенным потерям на налогах. Соответственно с точки зрения оптимизации налогообложения нужно свести эти потери к минимуму.

Пример. Головная организация заключает договоры строительного подряда (как подрядчик) с заказчиками. Остальные организации холдинга выступают по отношению к головной субподрядчиками (по договору). Движение финансовых потоков в данном случае происходит по следующей схеме (рис. 4).

┌─────────────┐

│ Клиенты │

└──────┬──────┘


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: