Ощущения

Исходным моментом в овладении знаниями являются ощущения.

Природа их состоит в том, что поступающая человеку информация из внешнего мира (звуки, форма, цвет предметов, их перемещение в пространстве и т. д.), а также информация о происходящих внутри организма. процессах (голод, страх, усталость и т. д.) раздражают, возбуждают чувствительные отростки нервных клеток органов чувств (слуха, зрения и т. д.). Эти раздражения действуют на сложные нервные механизмы -анализаторы. Анализаторы производят анализ поступающей к ним информации, то есть выделяют отдельные элементы, свойства, признаки предметов, явлений. Затем, по так называемым центростремительным нервам, эта информация передается в соответствующие центры коры головного мозга. В результате в мозгу возникают те или иные ощущения.

Поскольку предметы, явления обладают многочисленными свойствами и признаками, вызываемыми ими ощущения разнообразны, и каждое из них воспринимается разными органами чувств. Форма и цвет, автомобиля через органы зрения вызывают зрительные ощущения, шум работающего двигателя - через органы слуха - слуховые ощущения, выброс двигателя автомобиля в воздух отработанных газов - через органы обоняния -слуховые, зрительные, обонятельные ощущения.

Мастеру необходимо знать не только то, как возникают, в чем выражаются ощущения, как они влияют на профессиональную деятельность водителя, но и то, как формировать у учащегося профессиональные ощущения.

Зрительные ощущения ощущения света и цвета. Они возникают в результате воздействия световых лучей на органы зрения.

Зрительные ощущения играют большую роль в труде водителя: 80 -90% информации от окружающего мира поступает в его мозг через органы зрения, 80% всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем. Например, зрительные ощущения подсказывают водителю о возникновении неисправностей в автомобиле:

- пульсирующее дымление из вентиляционной трубки дизельного двигателя - о появлении трещин или прогара в двигателе;

- резкое колебание силы света фар при включении стартера - о коротком замыкании в элементах батареи;

- показание амперметром разряда при включении фар и работе
двигателя на средних режимах - о пробуксовке или обрыве ремня привода
генератора;

- частное мигание ламп указателей поворотов при их включении - о
нарушении регулировки прерывателя поворотов и т. д.

Возможности зрения у разных людей неодинаковы. Это зависит от ряда причин. Например, у разных людей пространство, все точки которого видны одновременно (так называемое поле зрения), различно. Различно оно даже у одного и того же человека в зависимости от цвета предметов, скорости их перемещения в пространстве: для цветного фона предметов зрения меньше, чем для белого поля и белых предметов, с увеличением скорости движения автомобиля поле зрения у водителя уменьшается и т. д.

На качество зрительных ощущений влияет также изменение силы света. Но глаза обладают способностью приспосабливаться к этим, изменениям. Эта способность называется зрительной адаптацией. Она бывает адаптацией к темноте и свету. Первая наблюдается, например, при въезде автомобиля с ярко освещенной улицы на неосвещенную улицу: сначала водитель может ничего не видеть и только через некоторое время постепенно он начинает различать очертания окружающих предметов. Адаптация глаз к свету происходит так, что сначала различение очертаний предметов ухудшается, а затем постепенно глаза начинают привыкать к свету и различают предметы и, наконец, воспринимают их нормально.

Мастеру, если он проводит занятия в темное время суток, особенно необходимо учитывать эту особенность глаз, потому что приспособление их к темноте в основном длится 30 - 40 секунд, а к свету 3-5 минут. Но у разных учащихся величина адаптации может отклоняться в сторону увеличения или уменьшения времени на нее.

На качество зрительного ощущения может влиять и состояние погоды (появление дымки, тумана), когда очертания предметов впереди автомобиля воспринимаются лишь в общих чертах, неотчетливо. В таких погодных условиях (если нельзя отменить занятия) мастер должен проявить повышенное внимание, соответствующим образом проинструктировать учащегося о мерах безопасности дорожного движения, тщательно контролировать его действия.

Иногда у людей наблюдается нарушение нормального цвето- и светоощущения в связи с индивидуальными свойствами их органов зрения. Например, больные так называемой «куриной слепотой» очень плохо или ничего не видят в сумерки и ночью, а днем их зрение остается относительно нормальным. Например, 4% мужчин и 0,5% женщин страдают дальтонизмом (все, что они видят, выглядит подобно изображению на черно-белом экране телевизора). Пригодны ли эти люди для работы водителя транспортных средств, решают врачи-специалисты, в каждом отдельном случае. Но мастеру следует учитывать, что не только больные «куриной слепотой» плохо видят при недостаточном освещении. Вообще, чем меньше света, тем человек хуже видит. Вот почему неправильное освещение дорог - одна из важнейших причин дорожно-транспортных происшествий в вечернее время. Качество освещения автодрома, особенно проезжей его части, мест размещения элементов и сооружений в темное время суток - это предмет первостепенной заботы мастера.

Не меньшее внимание мастер должен уделять качеству дорожного покрытия. Отражение световых лучей (в том числе и солнечных) от мокрой поверхности асфальтового покрытия автодрома, блики в местах неровностей на покрытии дороги, в котором скапливается вода и т. д. также отрицательно влияют на зрительные ощущения учащегося во время занятий.

Слуховые ощущения - это ощущения речи, музыки, шумов, других звуков, воспринимаемых органами слуха.

Эти ощущения помогают правильно ориентироваться в окружающей обстановке на дороге и в работе автомобиля. Например, на слух водитель может определить, в каком агрегате, в какой системе автомобиля возникла неисправность:

- стучат поршни - износилась юбка поршней;

- стучат клапаны - увеличился зазор между ними и толкателем;

- при отпускании педали сцепления хорошо слышны резкие глухие
стуки - износились вкладыши коренных подшипников;

- включение передачи происходит с шумом - возник большой
свободный ход педали сцепления;

- работа генератора сопровождается шумом и стуком - износились
подшипники вала ротора и т. д.

Хорошему профессиональному слуху водителя многое подскажет и характер звуков:

- частые стуки, сливающиеся в общий шум, означают, что износились
распределительные шестерни;

- сильные периодические стуки указывают на износ подшипников распределительного вала;

- шипящий шум или свист, появляющийся при включении сцепления, говорит об износе или повреждении выжимных подшипников:

- дребезжание генератора при резком изменении режима работы автомобиля предупреждает об ослаблении крепления генератора к двигателю;

- резкие стуки в двигателе, не исчезающие при позднем зажигании, свидетельствуют об износе поршневых пальцев и втулок верхней головки шатуна и т. д.

Слуховые ощущения могут иметь положительное, и отрицательное значение. Например, спокойная речь мастера, звук ровно работающего двигателя вызывают чувство спокойствия, уверенности, а шум дождя, громкие звуки, льющиеся из транзистора, грубый окрик мастера отвлекают, мешают учащемуся выделить в своем сознании полезные сигналы, утомляют нервную систему, вызывает раздражительность. Вот почему мастеру для обеспечения нормального восприятия слуховых ощущений необходимо, кроме всего прочего, создавать здоровый микроклимат во время занятий.

Органические ощущения - это ощущения самочувствия (жажда, голод, удушье и т. д.).

При нормальной работе внутренних органов человека отдельные органические ощущения сливаются в одно, составляющее общее самочувствие. Появление даже одного отдельно взятого отрицательного ощущения - это сигнал неблагополучия. Так, если бы ие боль, человек часто не замечал бы серьезных нарушений деятельности какого-либо органа или опасного повреждения тела.

Для предотвращения появления отрицательных органических ощущений у учащегося во время занятий от мастера зависит многое: узнать, вовремя ли учащийся поел, не болит ли у него голова, не принимал ли он на ночь снотворных лекарств, правильно ли отрегулировано сиденье в кабине и т.д. Иными словами, от мастера требуется чуткость, внимание, индивидуальный подход к учащемуся, то есть то, что способствует созданию нормального микроклимата в кабине во время занятий.

Ощущения равновесия сообщающегося человеку вестибулярным аппаратом, расположенным во внутреннем ухе.

Если по какой-либо причине нарушается работа вестибулярного аппарата, человек утрачивает возможность контролировать положение своего тела в пространстве, чувствовать изменение скорости движения автомобиля и т. д. Вот, кстати, почему проверяется нормальная деятельность вестибулярного аппарата при определении пригодности человека к работе водителя транспортных средств.

При сильном перевозбуждении вестибулярный аппарат (например, при раскачивании автомобиля на неровностях дороги) наблюдается тошнота (так называемая «морская болезнь), иногда кажется, что изменились формы окружающих предметов: они расплываются, бледнеют. Самое же главное -при нарушении нормальной работы вестибулярного аппарата водитель допускает много неточностей, ошибок при совершении маневров автомобиля.

Вибрационные о щущен ия - это ощущения, отражающие колебания упругой среды. Например, о том, что имеется неисправность в автомобиле, водителю подсказывают:

- сильная вибрация валов при движении автомобиля с большой
скоростью - о нарушении балансировки карданных валов;

- карданный вал вращается, но автомобиль не трогается с места - о поломке полуоси или срыве шпонки полуоси;

- продолжительная качка автомобиля при проезде по неровностям дороги - о нарушении работы амортизаторов;

- появление боковых наклонов кузова на крутых поворотах - об обрыве стойки стабилизатора поперечной боковой устойчивости;

- автомобиль «уводит» в сторону - о том, что погнуты элементы
ходовой части и рулевого управления и т. д.

Следовательно, мастер должен тренировать учащегося в восприятии вибрационных ощущений, в понимании того, что они «подсказывают» водителю, то есть формировать у учащегося профессиональное «чутье».

Мастеру следует учитывать, что на организм человека непродолжительные вибрации оказывают тонизирующее влияние, а длительные и сильные - утомляют и способны вызвать болезненное состояние. Вот почему, в частности, кроме вреда, отрицательного влияния на ход занятий езда на неисправленном автомобиле ничего не принесет.

Вкусовы е ощущения возникают в результате воздействия растворенных в воде и слюне химических свойств веществ на вкусовые точки, расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, на небе и в подгортанье.

Вкусовые ощущения оказывают большое влияние на состояние человека: вкусовая пища вызывает аппетит, повышает настроение; при голоде вкусовая чувствительность повышена, но снижается работоспособность, ослабевает внимание; при насыщении и, особенно, переедании работоспособность уменьшается, возникает вялость, а иногда и сонливость. Вот почему в послеобеденное время и сразу после принятия пищи наблюдается снижение внимания, работоспособности у учащегося. В это время мастеру следует несколько ослабить ритм работы учащегося, не давать ему значительную учебную и физическую нагрузку.

Обонятельные ощущения вызываются особыми обонятельными клетками, расположенными в верхней части носовой полости.

Эти ощущения тесно связаны с вкусовыми, помогают распознать качество пищи и т. д. Но особенно важны они\ для водителя тем, что предупреждают организм об опасности в воздушной среде. Например, с помощью обоняния водитель чувствует повышение загазованности воздуха в кабине автомобиля, особый запах при неисправностях системы электрооборудования, перегреве узлов и агрегатов и т. д.

Это определяет необходимость тренировки учащегося в профессиональном «чутье».

Кожные ощущения возникают в результате действия механических и температурных свойств предметов на особые точки, расположенные на поверхности кожи, слизистой оболочки рта и носовой полости.

Чувствительность различных участков тела различна. Например, прикосновение больше всего ощущается на кончике языка и кончиках пальцев, спина менее чувствительна к прикосновению, но более чем грудь чувствительна к холоду и т. д. Вот, кстати, почему вредно (особенно в сырую погоду) ложиться на спину, не подложив предварительно подстилку на землю, когда приходится выполнять работу под автомобилем. Это может вызвать незаметное,' но значительное охлаждение спины и, как следствие, простуду.

Двигательные ощущения - ощущения движения и положения отдельных частей тела, возникающие под влиянием растяжения и

сокращения мышц тела. Эти ощущения помогают человеку координировать и контролировать свои движения.

Двигательные ощущения занимают важное место в труде водителя, потому что управление автомобилем связано с большим количеством двигательных действий. Например, при интенсивном движении на городских улицах на одном километре пути водитель в среднем:

- останавливает автомобиль До2- 3 раз,
- трогает автомобиль с места До2 - 3 раз,
- переключает рычаг перемены передач до 5 - 6 раз,
- включает и выключает сцепление до7-8 раз,
- притормаживает автомобиль до4- 5 раз,
- включает и выключает указатели поворотов до 2 - 3 раз,
- существенно изменяет скорость движения автомобиля за счет подачи топлива до2- 3 раз,
- смотрит на дорожные знаки и светофор до7- 8 раз,

То есть на этом отрезке дороги водитель выполняет до 40 - 50 действий. При скорости движения автомобиля 40 км/час иа каждое из этих действий приходится 1,8 - 2,5 секунд. Естественно, что в таких условиях своевременно и безошибочно может действовать лишь водитель, у которого хорошо развиты двигательные ощущения.

Двигательные ощущения оказывают большую помощь водителю и в том, что зачастую «подсказывает» о неисправностях в автомобиле, например:

- не поворачивается рукоятка фильтра грубой очистки, - значит, засорился фильтр грубой очистки;

- сцепление включается не полностью, - значит, возник большой свободный ход педали сцепления;

- туго поворачивается рулевое колесо, - значит, произошло заедание
шкворней поворотных Цапф или рулевого механизма;

- при торможении педаль гидравлического тормозного привода
«проваливается» или «пружинит», - значит, в систему гидропровода попал
воздух;

- рычаг стояночного тормоза системы имеет большой свободный ход, -
значит, износились накладки тормозных колодок и т. д.

Одна из главных задач мастера и состоит в развитии у учащегося большой подвижности двигательных ощущений, в частности, в обучении его умению обнаружить и устранить факторы, вызывающие напряжение отдельных частей тела и снижают работоспособность водителя (например, неправильная посадка за рулем, чересчур напряженная поза при управлении автомобилем, излишняя сила, с которой руки сжимают рулевое колесо, неправильная постановка ступней ног на педалях и т. д.).

ВОСПРИЯТИЕ.

Восприятие - более сложный, чем ощущение психический процесс, потому что при нем взаимодействуют многие ощущения. Но это не просто сумма ощущений. Восприятие протекает еще и неразрывно с другими психическими процессами: память, мышление, включает в себя прошлый опыт, представления человека и т. д. Например, водитель видит переходящего дорогу пешехода. Воспринимается он водителем в совокупности всех признаков: возраст, рост (взрослый человек или ребенок), физическое состояние (здоровый человек или пожилой, инвалид), скорость движения (идет или бежит). Исходя из всей совокупности признаков пешехода, водитель осмысливает ситуацию: определяет, в какой части дороги может оказаться пешеход в момент приближения к нему автомобиля, какие действия следует применить во избежание наезда на пешехода.

Восприятия подразделяются на несколько видов.

Восприятие п ространств а восприятие расстояния между предметами, их величинами, объема, положения среди других предметов, удаленности от человека.

При формировании этого вида восприятия у учащегося мастеру следует учитывать ряд факторов. Например, важна освещенность предметов, потому что при удаленности их от человека в восприятии пространства имеет значение взаиморасположение светотеней. Потому, например, неправильно размещать элементы на автодроме вблизи зданий, дйющих густую и длительную в течение дня тень на них.

Зрительное восприятие формы предметов определяется также условиями наблюдения: величиной просматриваемой части предмета, его расстоянием от глаз, контрастностью между яркостью предмета и фона и т.д. Поэтому, например, следует отдавать предпочтение расставляемым на автодроме стойкам не из тонких металлических прутьев, а изготовленным из обрезков водопроводной трубы, и не их естественного цвета, а размеченным кольцами разной окраски.

Иногда восприятие пространственных свойств, признаков предметов бывает ошибочным. Это явление называется зрительной иллюзией. Учащийся должен знать, от чего возникают иллюзии, как они проявляются и, тем самым, иметь возможность учитывать их и не поддаваться им.

Иллюзии могут возникать по независящим от человека причинам. Например, предметы одинаковых размеров, но темной.окраски кажутся меньше, чем светлые, стоящие предметы - больше лежащих, пространства, заполненные предметами - меньше незаполненных и т. д.

Есть зрительные иллюзии, которые возникают под влиянием прошлых восприятий, впечатлении человека, а также зависящие от его чувств, воображения, опыта, непонимания или приписывания ложного смысла увиденному, при болезненном состоянии, утомлении. Например, водителю, если он когда-то задел ворота и повредил при этом свой автомобиль, иногда кажется, что и другие ворота для проезда слишком малы и узки.

Причинами зрительных иллюзий могут быть также: повышенное эмоциональное напряжение перед началом отработки новых для учащегося приемов, маневров, особенно сложных, отвлечение внимания посторонними предметами, неуверенность или неумение проверить скорость движения автомобиля, не пользуясь для этого спидометром, запотевание или покрытие ветрового стекла потеками дождя и т. д.

При возникновении у учащегося зрительных иллюзий мастеру следует объяснить ему, что нужно заставить верить только показаниям приборов, сосредоточенность (но чрезмерно не напрягаясь при этом), внимание на дороге, избегать резких движений при работе с органами управления автомобилем. Можно также предложить учащемуся выполнить несколько физических упражнений:

- не отвлекая внимания от дороги, плавно наклонить голову;

- пошевелить ногами;

- несколько раз напрячь и расслабить мышцы рук, спины, живота;

- сделать глубокий вдох и выдох;

Если это не помогает, то рекомендуется учащемуся изменить положение своего тела на сиденье, протереть глаза, слегка потрясти головой, напрячь и расслабить мышцы.

Для формирования у учащегося навыков точного зрительного восприятия пространства мастер может воспользоваться рядом приемов обучения, рекомендуемых в главе 11 пособия «Приемы обучения», а также следующей таблицей:

Объекты наблюдения Автобус па дороге Расстояние до них в метрах I800
Грузовой автомобиль на дороге  
Легковой автомобиль на дороге  
Километровый столб, контур человека  
Форма дорожного знака  
Фары, цвет автомобиля, голова, плечи, Цвет одежды человека  
Номерной знак автомобиля, лицо, кисти рук человека  
Цифры номерного знака на заднем борту грузового автомобиля  
Цифры и буквы государственного номерного знака 60 - 30

В таблице расстояния указаны для ясного дня и, следовательно, неточны для ненастной погоды, сумерек и т. д. В таких погодных и временных условиях учащийся должен тренироваться в самостоятельном определении предельных расстояний видимости характерных предметов на дороге. Кроме того, у некоторых учащихся может быть близорукость или

дальнозоркость. Тренируясь в сопоставлении фактически установленного ими расстояния до предметов с данными таблицы, такие учащиеся смогут установить свои индивидуальные результаты определения расстояний с действительными.

Восприятие в ремени и скорости движения д ает водителю возможность уверенно ориентироваться в дорожной обстановке: оценить время, необходимое для выполнения маневра, продолжительность того или иного явления действия и т. д. Например, зная среднюю скорость движения пешехода иа проезжей части дороги, водителю принимать соответствующее решение:

Тип передвижения пешехода Скорость движения (в м/сек)
Медленный шаг 0,99
Спокойный шаг 1,35
Быстрый шаг 1,68
Спокойный бег 2,54
Быстрый бег 3,75

При формировании у учащегося навыков восприятия скорости движения можно также применять приемы обучения, рекомендуемые в главе Ш пособия.

Мастеру следует помнить, что формирование этих навыков протекает у учащегося обычно медленно. Поэтому особое значение приобретают постоянные тренировки: в наблюдении за показаниями спидометра и сравнении их со скоростью движения встречных транспортных средств, набегания размещенных по сторонам дороги предметов и т. д.

Следует также учитывать и указывать на возможность возникновения ошибок, зрительных иллюзий у учащегося при восприятии скорости движения автомобиля, например:

- ночью она кажется меньше, чем днем;

- она кажется меньше, когда во время дождя, снегопада смотреть через ветровое стекло при работающем снегоочистителе;

- она воспринимается по-разному из кабины легкового и грузового автомобилей;

- она кажется больше на узких и тесных улицах:

- чем она больше у своего автомобиля, тем кажется меньше у
встречного;

- чем ближе встречный автомобиль, тем больше кажется его скорость;

- в тумане, при дожде, в сумерках скорость встречного автомобиля кажется меньше, чем при ясной и солнечной погоде;

- чем выше скорость автомобиля, тем больше водитель допускает
ошибок при определении дистанции и интервалов;

- чем выше скорость и интенсивность встречного движения
транспортных средств, уже дорога, тем больше у водителя возникает
ощущение недостаточности ширины дороги;

- после длительного управления автомобилем водитель как бы привыкает к скорости и перестает ее ощущать и т. д.

Слуховые восприятия мастер может помочь учащемуся формировать, требуя от него определения на слух нормального или с нарушениями ритма, звука работы коленчатого вала двигателя, клапанов, расположения (приближения, удаления) других автомобилей, их сигналов и т. д.

Важно также обучение учащегося восп риятию положения своего тела в пространстве, которое осуществляется согласованной деятельностью зрительного ощущения и ощущения равновесия. Неточность каждого из этих ощущений может привести к неправильному восприятию отдельных свойств, признаков предметов, а в дальнейшем - к ошибочным решениям и действиям. Такая несогласованность часто возникает из-за неправильно принятой водителем позы за рулем, неправильного положения рук на рулевом колесе, ног на педалях. В результате, при выполнении маневров, особенно сложных, водитель неточно, а иногда и неправильно выполняет траекторию поворота автомобиля, сидя на низком сиденье, плохо видит дорогу в непосредственной от себя близости и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: