Память

Мозг человека обладает свойством не только воспринимать информацию об окружающем мире, но и хранить, накапливать ее даже тогда, когда предметы, явления, действия исчезли, прекратили свое воздействие на мозг, а затем, при надобности, узнавать и воспроизводить то, что раньше человек воспринимал, чувствовал, думал, о чем думал. Этот познавательный процесс называется памятью. Другими словами, намять - это запечатление, сохранение и последующее воспроизведение того, что было ранее отражено в мозгу опытом человека.

Процесс памяти сложен и протекает, пройдя ряд этапов.

Первым из них запоминание - закрепляет и сохраняет в мозгу образы, впечатления, действия, которые возникают под их воздействием в процессе ощущения и восприятия.

Запоминание может быть непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное запоминание возникает без сознательно поставленной человеком перед собой цели и не требует волевого усилия, совершается как бы само собой. Например, водитель без волевого усилия при проезде по новому маршруту запоминает наиболее характерные ориентиры на дороге, а при повторном проезде узнает их.

Обычно непроизвольно запоминается то, что выделяется своей красочностью, величиной, необычной формой, подвижностью и т. д., а также то, что связано с эмоциональными переживаниями, с теми или иными чувствами человека, вызывает интерес или непосредственно связано с деятельностью.

Но чаще человек ставит перед собой цель, сознательно прилагая при этом усилие воли, чтобы запомнить определенный факт, явление, действие, то - есть проявляет произвольное внимание.

Произвольное запоминание может осуществляться механически и осмысленно.

Механическое запоминание представляет собой заучивание чего-либо, и не требует осмысления, продумывания учебного материала.

Осмысления или смысловое запоминание основано на понимании содержания, сущности изучаемого, на раскрытии смысловых, логических связей, которые существуют между его частями.

Исследованиями установлено, что продуктивность смысловой памяти в 20 - 25 раз выше продуктивности памяти механической. Отсюда для мастера вытекают выводы:

- надо так строить обучение, чтобы учащийся запоминал не только то, что он должен делать, как делать, но и почему так, а не иначе;

- не экономить на занятиях время на осмысление, понимание учащимся учебного материала;

- не добиваться от учащегося «зазубривания» учебного материала.
Степень осмысленного запоминания зависит от ряда факторов: личных

свойств учащегося, его склонностей, оттого, что в памяти хорошо удерживается то, что соответствует интересам человека и быстро забывается то, что им не соответствует.

Запоминание становится успешным при прочной связи ранее усвоенного материала и навыка с новыми. Например, для правильного выполнения маневра поворота автомобиля учащийся должен помнить, что при этом маневре возникают центробежные силы, которые могут привести к заносу. Поэтому при осуществлении поворота необходимо снижать скорость движения автомобиля. Эти приобретенные на теоретических занятиях знания дополняются другими, когда, например, до начала отработки упражнения мастер сам описывает автомобилем круг, показывая радиус поворота, и учащийся убеждается, что при неправильном расчете движения автомобиль заканчивает поворот с повернутыми передними колесами или задние колеса наезжают на стойки - ограничители при повороте направо. Эти знания помогают учащемуся правильно выполнить маневр.

На успешность запоминания влияет также цель, которая становится перед учащимся. При направленности сознания на точность воспроизведения мысленно повторяются ранее усвоенные знания и навыки. Например, на качество выполнения того или иного упражнения не оказывает влияние то, в какой последовательности производится контрольный осмотр автомобиля, главное, - чтобы все, подлежащее осмотру, было проверено. Иное дело, если маневр автомобиля 'будет выполнен не в точной последовательности действий, а технически правильно он будет осуществлен лишь тогда, когда сознание учащегося направлено на прочность запоминания, затем -воспроизведения последовательности этих действий. Для этого необходимо намерение учащегося прочно усвоить, надолго запомнить учебный материал, а не просто «заучить» его.

Второй этап процесса деятельности памяти - сохранение - удержание заученного, запомнившегося в памяти. Оно зависит от глубины понимания заученного: хорошо осмысленный учебный материал запоминается лучше, если учащийся понимает его значение для себя.

Противоположностью запоминанию и сохранению является забывание - исчезание из памяти того, что было заучено. Исследованиями установлено, что забывание начинается вскоре после заучивания и происходит наиболее быстро в первые часы занятия. Поэтому повторять изученный материал следует не тогда, когда он уже забыт, а пока забывание еще не началось. Вот почему правильно поступают те мастера, которые проводят повторение сразу после рассказа и показа в ходе вводного инструктажа, требуя от учащегося сначала пересказать услышанное, и лишь затем, разрешая приступить к отработке упражнения. Одной из форм повторения является выполнение в конце занятия учащимся контрольного задания.

Не всегда забывание - отрицательное явление. Забывание дает мозгу возможность освободиться от избыточной информации. По, с другой стороны, с забыванием следует бороться, потому что человек часто может забыть то, что ему нужно и важно помнить не сейчас, а в дальнейшем. Следовательно, борьба с забыванием должна вестись не «вообще», а забыванием нужного, полезного. Здесь мастеру следует помнить, что забывается прежде всего то, что не имеет для учащегося жизненно большого значения, не вызывает его интерес и потому не получает достаточного подкрепления. Но иногда учащийся подходит узко утилитарно к оценке того, что (по его мнению) ему нужно, полезно для будущей работы. Задача мастера состоит в том, чтобы убедить в таком случае учащегося, показать ему важность изучаемых знаний, получаемых навыков, вызвать интерес ко всему тому, что изучается на занятиях.

Результаты запоминания и сохранения проявляются в третьем этапе деятельности - воспроизведении ~ оживлении и восстановлении в памяти ранее воспринятого, изученного.

Воспроизведение может протекать в виде узнавания, вспоминания или в виде собственно воспроизведения. Это не одно и то же. Узнавание - это проявление у человека чувства знакомства при повторном восприятии предметов, явлений, узнавании ранее воспринятых мыслей, в выполнении заученных движений, то есть в установлении сходства между предметом, явлением, действием, совершаемым в данный момент с теми, которые закрепились в памяти от предшествующих восприятий, или похожих на них предметов, явлений, действий, мыслей.

Воспроизведение же характеризуется тем, что образы, действия, мысли, закрепленные в памяти, оживляются без опоры на повторное их восприятие, Узнать легче, чем воспроизвести. Например, проезжая по знакомой улице, водитель узнает ее по ранее виденным домам, дорожным '.пакам и т. д. и благодаря этому может сравнительно свободно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: