Цели занятия:
- дать представление о связи мысли, речи и поведения;
- побудить к речевому самоконтролю, вежливому и внимательному обращению к
сверстникам и взрослым;
- формирование элементов речевой культуры.
Материал для проведения занятия:
- альбом, карандаши или фломастеры.
Обсуждение вопросов:
- Где находятся наши мысли? Где находится орган речи? Есть ли связь между мыслями и
словами? (Ответы детей.)
-Каждую ли мысль мы высказываем вслух? Давайте пофантазируем, что было бы, если все, о чем человек подумал, говорилось бы вслух? (Ответы детей.)
- Для чего нужен контроль над речью? А бывает ли так - человек сказал, но не подумал? К
чему приводит говорение без мысли? Как называют такою человека?
- Как нужно говорить, чтобы быть понятым другим человеком? Речь должна быть
достаточно громкой, четкой, правильной, не очень быстрой и не очень медленной (Тренинг
с записью на магнитофоне и прослушиванием речи учащихся).
Вспомним и проанализируем, какие мы делаем ошибки в своей речи:
|
|
- слова-паразиты ("это самое", "блин"...);
- неправильные обороты.
Еще более неприятно и даже обидно, если кто-то использует бранные слова, клички. Как они влияют на человека? Как бы вы себя чувствовали, если бы вам так говорили? Не забывайте Золотое Правило Нравственности: «Говорите и делайте то, что хотели бы получить, что желали бы себе».
Игра «Ласковые имена».
Дети сидят в круге. Вначале каждый по очереди говорит, каким ласковым именем его кто-то называет. Затем один ученик садится на стул в середину круга, а остальные говорят, каким приятным, ласковым вариантом имени можно было бы его назвать.
ЗАНЯТИЕ. Поступок
Цели занятия:
- побудить детей к анализу, пониманию нравственного аспекта поведения и отношений
людей;
- дать представление об общечеловеческих нормах морали, поступках человека;
- организовать практическую деятельность по следованию изученным нормам и правилам;
- побудить к стремлению совершенствовать себя;
- развивать мыслительные операции.
Материал для проведения занятия:
- альбом, карандаши или фломастеры
Вы уже много раз слышали слово "поступок". А что это такое? Кто может сказать? (ответы детей). Прежде чем выяснить, что такое поступок, и какие они бывают, прослушайте рассказ Е, Пермяка.