Кошелек

Шли по улице двое: сестра Катя и младший брат Костя. А впереди них шла старушка с кошелкой. Седенькая, хроменькая. Шла так старушка, шла, да и выронила кошелек с деньгами. Костя первым увидел это. Нагнулся, схватил кошелек, а потом побежал и догнал старушку.

- Бабушка, вы кошелек потеряли. Вот он.

Взяла старушка свой кошелек и сунула его в карман.

- Тьфу, какая я стала растеряха.

Сказала так она и пошла дальше, а Костя вернулся к сестре и пожаловался на старушку:

- Какая она неблагодарная! Взяла кошелек, сунула его в карман и даже
спасибо не сказала.

Тогда старшая сестра остановила и спросила:

- А за что она должна благодарить тебя? За то, что ты честен? Так ведь быть честным - это
твоя обязанность, а не заслуга. Разве можно за это требовать благодарности?

Не сразу понял Костя, о чем говорила его старшая сестра. Но зато, когда понял, запомнил на всю жизнь про этот случай с кошельком. Вопросы:

- Что произошло, о чем этот рассказ?

- Как вы думаете, что чувствовали старушка, мальчик и девочка? Как вы считаете, о чем
подумал мальчик, когда поднял кошелек?

- Как поступил Костя, старушка? Кто прав, Костя, когда ожидал благодарности, или сестра?
Почему?

- Как ты думаешь, почему старушка не поблагодарила Костю?

- Как бы ты поступил в такой ситуации? Что бы ты ответил сестре?

- Правильно ли он поступил?

- Как, по-вашему, надо было поступить?

- Можно ли назвать то, что сделал мальчик, поступком?

Поступок - это...(Ответы детей).Какие бывают поступки? Хорошие и плохие. А еще? Как узнать - хороший или плохой поступок? Есть правила жизни, поведения, которые придумали люди и их нарушение приводит к плохим поступкам.

Раньше мы научились многим правилам - что и как делать, как Поступать в конкретных случаях. Но есть самые главные правила - Правила Жизни Человека. И сегодня мы будем с ними знакомиться. В каждом человеке есть доброе и недоброе, главное — это чтобы добро всегда побеждало. Как мы обозначим добрые силы человека? Правильно, можно красным цветом. А плохие, недобрые, злые силы - черным цветом. Сегодня мы узнаем, как не давать плохим мыслям командовать собой, а слушать голос «красного Я», ведь в нем - голос Совести. «Красное Я» проявляется в человеке, когда он живет по Правилам Жизни Человека, не нарушает их. И каждому из вас нужно знать эти правила. Они были придуманы и известны людям очень давно, многие из них записаны в священных книгах, одной из которых является "Библия". Каждый, кто приходит в человеческое общество, обязан их выполнять. Эти заповеди важно выполнять всем, кто живет в обществе, среди людей, потому, что их невыполнение принесет кому-то горе, страдание.

1. "Возлюби ближнего своего, как самого себя", - написано в Библии. Что это значит?
Прежде всего - это бережное отношение к человеку. Нужно стараться не причинять боль
другому человеку, не обижать, не унижать, не оскорблять его. Мы живем не только для
себя, но и на благо других людей. Если в нашем сердце любовь, то в нем не остается места
ненависти и страху, и поэтому, относясь с любовью к другим людям, мы сами обретем
радость и счастье. И когда я дарю любовь, я не должна ничего требовать, просить взамен,
настоящая любовь бескорыстна, т. е. Без корысти, без выгоды.

2. "Делай другим то, что желал бы себе и не делай того, что не желал бы себе". Кто из вас
плохо относится к себе? Кто из вас хотел бы себе чего-то плохого: болезни, неприятностей?
Человек хочет себе удачи, если она приходит, он радуется. Но если он не радуется удаче другого человека, а огорчается, злится при этом, как это называется? Зависть. Зависть -плохое чувство, тот кто завидует, вредит прежде всего самому себе и он нарушает это важное правило жизни.

3. "Не желай ничего чужого, не укради". Почему человек берет без спроса что-то, что ему не
принадлежит? Например, красивую шариковую ручку. Он считает, что она почему-то должна
принадлежать теперь ему, потому что понравилась, потому что у него нет такой.

Думает ли он при этом о другом человеке? Сегодня он взял чужую ручку, завтра ему понравится чужой велосипед. А потом? К чему может это привести?

4. "Не приноси вред другому". Это можно выразить по-другому: не дерись, не пинай, не
бей другого! Есть такая заповедь: "Не убий!". Когда вы станете старше, помните об этой
заповеди. Но ведь это можно понять и в другом смысле: неосторожное, грубое, злое слово
может ранить человека, а иногда и убить. Мы должны знать, что слово имеет большую
силу: оно может и созидать, и разрушать.

5. "Не ленись!" Только в труде, учебе можно по-настоящему раскрыть свои способности,
талант. А результаты труда и учебы будут на пользу тебе и другим людям. Сам ты станешь
умнее, сильнее. А другим то, что ты полезное сделаешь, принесет радость. И тебе будут
благодарны люди за твой труд.

6. "Не вреди себе". Как люди вредят себе, своему здоровью? Они не следят за тем, чтобы
питаться такими продуктами, которые полезны для организма, а наоборот, отравляют себя
вредными веществами. Особенно большой вред приносят алкоголь (водка и др.), курение,
вдыхание вредных веществ (бензин, клей и др.), употребление наркотиков. Постепенно их
ум, психика работают все хуже и хуже, они начинают болеть, а потом умирают.

Человек, который ведет здоровый образ жизни (гуляет на свежем воздухе, занимается физкультурой, нормально питается, в меру трудится и отдыхает, закаляет свой организм), живет с другими в мире, дружбе и согласии, живет гораздо дольше, меньше болеет.

Учащиеся продолжают формулировать эти правила. Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждой группе задание: назвать еще 1-3 Правила Жизни Человека. По аналогии можно сформулировать в групповой работе "Правила школьной жизни", сравнив их затем с уже действующими в школе правилами. Затем идет работа в альбоме. В одной колонке они записывают то. что не следует делать, а справа - как они думают, почему? Почему не...?

- не кури

- не пей спиртное

- не дерись

- не ленись

- не обманывай

- не воруй

- не обзывай

На следующей странице альбома нарисована лестница - символ жизненного пути и восхождения к Добру.

В работе над понятиями «добро» и «зло» необходимо довести до сознания детей, что они могут иметь несколько значений. Например, добрый человек:

- говорит добрые слова,

- делает что-то хорошее (делится, помогает),

- думает о других хорошо, хорошо относится к людям, доброжелателен,

- не наносит вред живой природе, человеку.

Каждый ученик должен подумать и нарисовать в альбоме свой Путь к Добру, свой выбор. В середине листа нарисуем себя - «Я». От себя - ступеньки вверх. Это путь к Добру. Сколько ступенек, столько разных правил надо соблюдать, столько качеств иметь. Каждый записывает то, что считает нужным. Это трудный путь, но он ведет к счастливой жизни. Но есть и путь легкий - вниз по лестнице: нарушать Правила Жизни. Куда он ведет? {Дети отвечают: к болезни, смерти, тюрьме и т.д.)- Нужно написать, какие качества, дела, по их мнению, приведут человека на этот путь? Совместно с педагогом дети рисуют и заполняют схему "Путь к добру".

Для облегчения понимания детьми процесса нравственною выбора введены обозначения контрастными цветами на схемах (черный, красный). Так, например, учащимся легче осмыслить нравственную сторону поступка, если положительный выбор обозначается красным цветом, а отрицательный - черным.

Какие силы "строят" нас и наши поступки? Желания - Мысли - Чувства, переживания - Контроль, сила воли

Если я хочу что-то сделать, но я знаю, что это принесет страдание кому-то, буду ли я это делать? Например, обман. Можно привести свой пример такого случая.

Чтобы сделать что-то важное, особенно если не хочется, или, наоборот, не делать того, что причинит вред кому-то, нужна сила воли.

Воля - это как тормоз, который останавливает нас. когда что-то делать нельзя. Если "тормоз" исправный, мы не делаем, не скажем то, что нельзя.

Совесть - наш внутренний контролер, судья. Она учит:

- сравни свои желания с правилами и нормами поведения, поступай по Правилам
Жизни, выбирай то, что соответствует Правилам Жизни;

- контролируй и оценивай свои поступки, сравнивая с Правилами Жизни;

- анализируй уже совершённые поступки, поправляй ошибки, преодолевай трудности;

- не переоценивай себя, по и не унижай, будь в меру критичным к себе.

Совесть дает нам душевный покой, спасает от стыда, позора, укоров при совершении поступков. Если мы что-то делаем не в согласии со своей совестью, то нас "совесть мучает".

Учащиеся делают записи в альбоме, как они поняли, что такое совесть.

Можно выбрать те высказывания, пословицы, которые больше всего им нравятся, и написать их в своем альбоме:

- Жизнь дана на добрые дела.

- Не спеши языком, торопись делом.

- Больше дела, меньше слов.

- Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

- Не давши слова - крепись, а давши - держись.

Итак, что значит - быть добрым, делать людям и себе добро? (Ответы.)

А если в сердце появилась злость к человеку, нужно постараться с ней справиться:

- постарайся подумать о том хорошем, что есть в этом человеке;

- подумай, как на твоем месте поступили бы мама, папа, учитель;

- успокой себя (успокойся, посчитай про себя до 30-ти);

- если не сорвался, не нагрубил, не ударил, похвали себя за это, скажи себе: "Я стал
добрее и лучше".

Задание: подобрать к каждому слову определения (прилагательные) и записать в альбоме. Каким бывает:

- поступок (например, смелый, благородный...)

- мнение (спорное, противоположное.)

- дело (скучное, любимое...)

- характер (сильный, стойкий...)

- слово (неосторожное, грубое...)

- привычка (хорошая, устойчивая...)

Анализ стихотворений. Где проявляется добро, а где —нет?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: