Мышление, как и сознание, сложно исследовать ней-рофизиологически. Для того чтобы "поймать мысль", необходимо знать текущие параметры активности многих (или всех) нейронов и синапсов мозга, знать пропорцию выделяемых медиаторов и нейромодуляторов. Тогда можно было бы, зная нейронный код определенных слов, провести и обратную операцию - расшифровку кода - и узнать мысли человека по импульсной активности его нейронов. Конечно же, следовало бы также учитывать индивидуальность человека. Подобный подход уже применяется на практике, в частности в Институте мозга человека РАН (СПб). Установлено, что во время "внутренней речи" нейроны головного мозга выдают стандартные серии импульсов на определенные слова, причем такие нейроны обнаруживаются практически во всех отделах головного мозга. Это значит, что мысль возникает одновременно и в коре, и в подкорковых, и в стволовых структурах мозга.
Из корковых областей наибольшее значение для мышления имеют ассоциативные зоны - лобная и теменно-заты-лочно-височная. В лобной коре, которая получает информацию от лимбической системы и гипоталамуса через медио-дорсальное ядро, осуществляется выделение доминирующей мотивации (принятие решения) и планирование последовательности действий. Теменно-затылочно-височная ассоциативная кора производит текущий синтез всех видов чувствительности - сомато- и висцеросенсорной, зрительной, вестибулярной, слуховой, вкусовой, обонятельной и сравнение с аналогами, которые хранятся в памяти (гиппокамп, височная кора). Таким образом, мышление включает два компонента -
|
|
1) текущий поиск и синтез информации - о положении тела в пространстве ("схема тела"), о взаиморасположении предметов во внешней среде и их перемещении, о течении времени;
2) выделение значимых сигналов (принятие решения).
Мышление оперирует образами, т.е. не самими предметами, а их аналогами в отсутствие самих предметов. В этой связи можно разделить мышление на вербальное (абстрактное) и невербальное (непосредственно-чувственное). Вербальное мышление представляет собой "внутреннюю речь", когда слово заменяет собой сам предмет или действие. Невербальное мышление оперирует первичными образами - зрительными, слуховыми, тактильными и т.д. Именно такое мышление характерно для художника, рисующего картину, или композитора, сочиняющего музыку. Такое разделение во многом соответствует представлениям И.П.Павлова о первой и второй сигнальных системах.