Билет № 9. учебные действия

У Пети слабо развит самоконтроль учебной деятельности, а возможно, и другие компоненты учебной деятельности – такие, как учебная задача и учебные действия. Возможно, что ребенок, слушая учителя, не может выделить учебную задачу или учебные действия, т.е. способы ее выполнения, поэтому все время смотрит на соседку по парте – Катю.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная деятельность. Учебная деятельность – это особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.Ее особенности:

1. Она не дана в готовом виде, когда ребенок приходит в школу, её еще нет.

2. Учебная деятельность является обязательной деятельностью: хочешь не хочешь, а должен выполнять задания и учиться.

3. Учебная деятельность – это специально организованная педагогом деятельность.

3. Учебная деятельность изменяет самого ребенка.

4. На начальных этапах учебная деятельность осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика. Любое действие ребенок сначала совершает со взрослым, постепенно мера помощи взрослого уменьшается и сходит на нет, тогда ребенок начинает выполнять действие самостоятельно.

5. Процесс развития учебной деятельности – это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев.

Учебная деятельность имеет свою структуру, Д. Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:

1. Мотивация учения – это система побуждений, которые заставляют ребенка учиться. Основным мотивом учения в мл. шк. возрасте является мотив достижения: желание добиться результата и получить за это оценку педагога.

1) учебная задача -то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия;

2) учебные действия -то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец;

3) действие контроля -сопоставление воспроизведенного действия с образцом;

4) действие оценки -определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в самом ребенке. Отметка – это оценка, выраженная в балах.

Это структура учебной деятельности в ее развернутой и зрелой форме. Однако такую структуру учебная деятельность приобретает постепенно, а у младшего школьника она весьма далека от этого. Иногда ребенок стремится правильно оценить свои достижения, понять задачу или осуществить действия контроля. Все зависит от организации учебной деятельности, от конкретного содержания усваиваемого материала и от индивидуальных особенностей самого ребенка. Так, при обучении чтению ребенка обучают учебному действию выделения основного способа чтения слога. При обучении письму выделяются элементы действия контроля. Различные дисциплины в курсе начальной школы содержат в себе необходимость использовать разные компоненты учебной деятельности. Все дисциплины вместе дают ребенку возможность осваивать компоненты учебной деятельности и постепенно психологически входить в нее.

Например действию контроля учитель учит так: сначала сам оценивает деятельность ребенка, потом учит оценивать деятельность сверстников, потом – свою деятельность, проверяя работу по ходу ее выполнения или, например, после написания

Если предпосылки учебной деятельности не сформированы в дошкольном возрасте, то ребенок будет испытывать трудности в овладении знаниями, умениями и навыками, а также способами познавательной деятельности. Например, он может слушать учителя, но не слышать его, т.е. не выделять задачу, которую педагог ставит перед ребенком. Или, может не уметь выполнять действия по решению постовленной задачи. Если у ребенка плохо развит самоконтроль, он не будет замечать своих ошибок и будет их делать каждый раз. Таким образом, это может привести к неуспеваемости и потере учебной мотивации, т.е. к нежеланию учиться.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: