А.Е. Абрамешин, Т.П. Воронина, О.П. Молчанова, Е.А. Тихонова, Ю.В. Шленов


Рассмотрение и анализ проблем управления иннова- циями в сфере образования имеет первостепенное значе- ние как на макроэкономическом и отраслевом уровнях, так и на уровне отдельной организации.

Действительно, сфера образования представляет со-

27 Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В. Инно- вационный менеджмент: учебник для вузов. М.: Вита-Пресс, 2001. С. 116–123.


бой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих эффективность инновационной деятельно- сти в других отраслях, создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом. Другими сло- вами, характер, скорость и эффективность инновационных процессов в различных отраслях экономики и сферах дея- тельности существенно зависит от характера и эффективно- сти инновационной деятельности в сфере образования.

Кроме того, поскольку ключевым ресурсом отдельного предприятия, осуществляющего инновационную деятель- ность, являются знания, опыт и навыки его персонала, по- стольку и на уровне организации сфера образования игра- ет решающую роль в ходе инновационных процессов. То, на сколько своевременно и эффективно проводится обуче- ние, переобучение и повышение квалификации персонала во многом определяет конкурентоспособность и эффектив- ность инновационного предприятия.

В ходе осуществления и распространения инноваций в сфере образования формируется и развивается новая, со- временная образовательная система – глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающе- го знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:

– производственных инноваций в сфере образования, а именно новых технологий (технологических инноваций), новых методов и приемов преподавания и обучения (педа- гогических инноваций);

– управленческих инноваций, включая новые экономи- ческие механизмы в сфере образования (экономические ин- новации) и новые организационные структуры и институ- циональные формы в области образования (организацион- ные инновации).

В основе развития новой образовательной системы ле- жат современные информационные, компьютерные и теле-


коммуникационные технологии, их применение с целью об- учения, или технологические инновации. Важной особен- ностью инновационного менеджмента образования являет- ся то, что применение этих технологий сопровождается ра- дикальными изменениями в педагогических методах и при- емах, в организации труда преподавателей и обучающихся, в экономических механизмах, и даже в теории и методоло- гии современного образования. На сегодняшний день ар- сенал технологических средств современного образования достаточно многообразен, и при этом он расширяется чрез- вычайно быстро.

В качестве основных типов технологий, которые актив- но внедряются в образовательные процессы и использова- ние которых с целью обучения быстро расширяется, мож- но выделить Интернет-технологии, технологию электрон- ной почты, компьютерные обучающие программы, Web- технологии и другие.

<…>

С. 119–123

Технологические инновации приводят к существенно- му расширению множества педагогических методов и при- емов, к педагогическим инновациям, которые существенно влияют на характер преподавательской деятельности.

Всю совокупность методов преподавания и обучения на базе современных компьютерных и телекоммуникацион- ных технологий условно можно разбить на четыре основ- ные группы по типу коммуникации между обучаемыми и преподавателем:

– Методы самообучения. Если в традиционной образо- вательной системе самообучение происходило путем чте- ния книг, то новые технологии привели к развитию множе- ства таких методов, при которых обучаемый взаимодейству- ет с образовательными ресурсами при минимальном уча- стии преподавателя и других обучаемых. Для самообучения


на базе современных технологий характерен мультимедиа подход, при котором образовательные ресурсы разрабатыва- ются на базе множества разнообразных средств.

– Педагогические методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимо- отношения одного обучаемого с преподавателем или с дру- гим обучаемым, развиваются в современном образовании не только на основе очного учебного взаимодействия, но и посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта. Особенно важным является раз- витие теленаставничества, опосредованного компьютерны- ми сетями.

– Преподавание, в основе которого лежит представле- ние преподавателем учебного материала обучаемым (лек- ции). В традиционной образовательной системе обучае- мые не играют активной роли при таком учебном взаимо- действии. На базе же инновационных технологий оно полу- чает новое развитие. Так, лекции, записанные на аудио- или видео-кассеты, читаемые по радио или телевидению, до- полняются в инновационном образовательном процессе так называемыми «элекциями» (электронными лекциями), т. е. лекционным материалом, распространяемым по компью- терным сетям.

– Педагогические методы, для которых характерно ак- тивное взаимодействие между всеми участниками учебно- го процесса. Значение этих методов и интенсивность их ис- пользования существенно возрастает с развитием обучаю- щих телекоммуникационных технологий. Интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не толь- ко между преподавателем и обучающимся, становятся важ- ным источником получения знаний. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии аудио-, аудиографических и ви- деоконференций позволяют активно развивать такие мето-


ды в инновационном образовании. Особую роль в учебном процессе играют компьютерные конференции, которые по- зволяют всем участникам дискуссии обмениваться пись- менными сообщениями как в синхронном, так и в асин- хронном режиме, что имеет большую дидактическую цен- ность. Компьютерно-опосредованные коммуникации позво- ляют активно использовать такие методы обучения, как де- баты. Моделирование, ролевые игры, дискуссионные груп- пы, мозговые атаки, метод Дельфи, метод номинальной группы, форумы, проектные группы и другие.

Быстрое инновационное развитие технологической и педагогической составляющих учебного процесса приво- дит к формированию новой образовательной среды. В каче- стве основных тенденций развития современной образова- тельной среды можно выделить следующие:

Развитие содержания обучения в результате того, что новые информационные технологии предоставляют сред- ства для:

– организации и структурирования содержания образо- вания,

– связи элементов содержания образования,

– использования различных видов информации,

– модульности и доступа к фрагментам содержания,

– представления курса как совокупности уроков (тем),

– разработки урока как системы образовательных дей- ствий,

– представления образовательного действия как сово- купности простых действий,

– разработки последовательности изучения материала,

– адаптации содержания материала к особенностям об- учаемых,

– развития содержания образования на разных уровнях:

авторов курсов, преподавателей, методистов, учеников,

– ориентация в материале,


– использования профессиональных дискуссий в учеб- ных целях и ряд других.

Развитие интерактивности образовательной среды, основными путями которого являются:

– Развитие методов информационного ресурса на базе технологий гипертекста, гипермедиа, мультимедиа и др.

Исследования методов обучения, используемых в ре- альной педагогической практике, показывают, что препода- ватели часто не столько наставляют и контролируют обучае- мых, сколько стараются сориентировать их в море информа- ции, помогают им анализировать и синтезировать учебный материал. Для этих аспектов обучения, связанных с пред- ставлением, хранением и поиском информации, новые тех- нологии сегодня предоставляют современную основу. Ме- тод информационного ресурса предполагает сбор, хране- ние и организацию огромной текстовой, графической, зву- ковой, видеоинформации. Преподаватели, разработчики об- учающих программ на основе этого метода с помощью со- временных компьютерных технологий устанавливают раз- личные связи между разными фрагментами информации. Разработка этой структуры связей является основой при- менения метода информационного ресурса на базе совре- менных информационных гипер- и мультимедиа техноло- гий. Чем более разветвленная и богатая структура связей заложена в программу разработчиком-преподавателем, тем больше различных вариантов процесса обучения, выбирае- мых по своему желанию обучаемым, тем больше интерак- тивность среды обучения.

– Развитие интерактивных обучающих сред на базе те- лекоммуникационной сети. Развиваемые в этом направле- нии инструментальные средства и прикладные программы должны поддерживать интерактивную и групповую работу и дистанционный доступ к обучающим материалам и помо- щи.


– Использование спутниковой связи в процессе дис- танционного обучения. Спутниковая технология являет- ся очень перспективной для реализации принципа интерак- тивности. Сейчас осознана необходимость проведения спе- циальных исследований образовательного потенциала спут- никовой связи.

– Сочетание телекоммуникационной сети, спутниковой связи и других телекоммуникационных технологий.

Стимулирование активности обучаемого в учебном процессе, что предполагает:

– Оптимальное сочетание активных действий обучае- мого с автоматизированным управлением учебным процес- сом. Наиболее ответственный момент при развитии инно- вационной образовательной среды – это правильно распре- делить познавательную активность между учеником и обу- чающей программой (системой). Очевидно, что программа, поскольку она является обучающей, а не просто информи- рующей, должна проявлять определенную активность в от- ношении того, какая информация должна быть представ- лена обучаемому в данный момент, т. е. на определенном шаге обучения. Свое решение система должна выносить на основе анализа хода обучения, индивидуальных особен- ностей обучаемого, т. е. она должна быть адаптивной. Но даже очень развитая с позиций адаптивности программа, которая прекрасно автоматически приспосабливается к осо- бенностям обучаемого, будет вызывать нарекания с педаго- гической точки зрения, если она оставляет слишком мало простора для активных самостоятельных действий учени- ка по формированию собственного учебного процесса. Так происходит, например, в случае традиционных компьютер- ных обучающих систем, которые часто упрекают в слиш- ком жесткой регламентации учебного процесса. Обучаю- щие программы, разработанные на базе гипермедиатехно- логий, наоборот, иногда обвиняют в том, что они создают


слишком большой простор для активных самостоятельных действий обучаемого. Иногда высказывается мнение о том, что создание аморфной сети узлов и связей, в которой обу- чаемый либо пан, либо пропал, может быть даже менее эф- фективным, чем жесткий режим программированного обу- чения. То есть предоставление очень большой возможности выбора для обучаемого в организации своего обучения мо- жет только перегружать и запутывать его, снижая эффектив- ность учебного процесса.

– Развитие равноправного партнерства преподавате- лей и обучающихся в ходе учебного процесса. Особое зна- чение приобретает стимулирование активности обучаемо- го при дистанционном обучении. В этом случае обучае- мый основную часть времени находится на большом рас- стоянии от преподавателя, и коммуникация происходит по- средством учебных материалов в печатном и электронном видах. То, что преподаватель непосредственно не контакти- рует с обучаемым в ходе почти всего учебного процесса, часто приводит к тому, что в качестве одной из централь- ных проблем дистанционного образования рассматривает- ся проблема организации надлежащего контроля над ходом освоения учеником учебного материала. Для решения этой проблемы разрабатывается сложная система методов обуче- ния и контроля, в которой детально регламентируется ре- жим занятий, упражнений, тестирований и т. п. С этой точки зрения удаленность обучаемого от преподавателя и соответ- ственно его значительная независимость рассматривают- ся как основные неудобства дистанционного образования, которые должны быть преодолены путем детальной спе- циальной разработки обучающей среды. Однако на протя- жении последних двух десятилетий все чаще отстаивается другой взгляд на данные особенности дистанционного обу- чения. Независимость обучаемого от преподавателя с этих позиций рассматривается не как зло, которое нужно по воз-


можности устранить или хотя бы уменьшить, а как ценный источник повышения качества обучения. Вместо представ- лений о довольно пассивных учениках, которых обучают с помощью чрезвычайно изощренных преподавательских средств, развивается концепция дистанционного обучения как открытого партнерства учителей и самостоятельно об- учающихся учеников, которые во многом сами направляют и контролируют свой учебный процесс.

– Развитие активности дистанционных групп. Субъ- ектом дистанционного обучения в некоторых случаях вы- ступает не индивид, а группа равных в определенных от- ношениях обучающихся. Развитие и применение техноло- гий учебных телеконференций так же предоставляют воз- можности телесвязи преподавателя с группами обучаемых. При этом учебные группы могут быть как реальными объ- единениями учеников, находящихся вместе в одной аудито- рии перед аудио-, компьютерной и видео- аппаратурой, так и виртуальными группами обучаемых. Главная педагогиче- ская проблема заключается в том, чтобы вовлечь дистанци- онную группу в определение целей обучения и их реализа- цию. Для ее решения может предлагаться, например, такой сценарий обучения, когда каждая группа, входящая в вирту- альный класс, сама выбирает тему для обсуждения в клас- се. То есть в этом случае в ходе проектирования обучения каждая группа развивает определенный учебный модуль, который она преподает всем другим в классе (естественно, под общим руководством преподавателя). В ходе обучения дистанционные группы вступают между собой в сложные взаимоотношения. Они отстаивают себя, борются за про- ведение своих идей, иногда ошибаются, исправляют свои ошибки и т. д. Важно, чтобы в ходе таких взаимоотношений между группами, а также преподавателем, дистанционная группа вела себя как можно более активно.

Организация адаптивного, гибкого учебного процесса,


что предполагает реализацию принципа гибкости на всех этапах разработки учебного материала на базе современных информационных технологий, а именно на этапе разработ- ки архитектуры компьютерных обучающих систем, при по- строении прикладных обучающих программ, при форми- ровании конкретного учебного процесса путем сочетания различных способов средств обучения. Учебный материал, развитый на базе принципа гибкости, позволяет адаптиро- вать обучение к уровню знаний, умений обучающегося, его психологическим особенностям, специфическим характе- ристикам учебной группы.

Как результат, содержание педагогической деятель- ности в инновационном образовательном процессе суще- ственно отличается от традиционного.

Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке курсов. Она требует от преподавателя разви- тия специальных навыков, приемов педагогической работы. Кроме того, современные информационные технологии вы- двигают дополнительные требования к качеству разрабаты- ваемых учебных материалов в основном из-за открытости доступа к ним как большого числа обучаемых, так и других преподавателей и экспертов, что в принципе усиливает кон- троль за качеством этих материалов.

Во-вторых, особенностью современного образователь- ного процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподава- тель. Центр тяжести при использовании новых информаци- онных технологий постепенно переносится на обучающего- ся, который активно строит свой учебный процесс, выби- рая определенную траекторию в развитой образовательной среде. Важной функцией преподавателя становится поддер- жать обучающегося в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в море учебной информации. Об- легчить решение возникающих проблем, помочь освоить


большую и разнообразную информацию. В мировом обра- зовательном сообществе в связи с этим стал использовать- ся новый термин, подчеркивающий большое значение этой функции преподавателя- fasilitator- фасилитейтор- (тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться).

В-третьих, предоставление учебного материала, пред- полагающее коммуникацию преподавателя и обучаемых, требует в современном образовании более активных и ин- тенсивных взаимодействий между ними, чем в традицион- ном классе, где преобладает как бы обобщенная обратная связь учителя со всем классом, а взаимодействие учителя с отдельным учеником довольно слабое. Современные ком- муникационные технологии позволяют сделать такое взаи- модействие намного более активным, но это требует от пре- подавателя специальных дополнительных усилий.

Итак, основные изменения в педагогической деятель- ности при инновационном обучении по сравнению с тради- ционным следующие:

– Усложнение деятельности по разработке курсов в свя- зи с быстрым развитием технологической основы обучения.

– Необходимость специальных навыков и приемов раз- работки учебных курсов.

– Усиление требований к качеству учебных материалов в связи с открытостью доступа к ним; усиление контроля за качеством учебных материалов.

– Возрастание роли обучаемого в учебном процессе, смещение центра (фокуса) учебного процесса от препода- вателя к студенту.

– Усиление функции поддержки студента, помощи ему в организации индивидуального учебного процесса.

– Возможность обратной связи преподавателя с каж- дым обучающимся при использовании новых коммуникаци- онных технологий в отличие от обобщенной обратной связи преподавателя с традиционным классом.


Таким образом, в связи с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфе- ре образования происходят существенные изменения в пре- подавательской деятельности, месте и роли преподавателя в учебном процессе, его основных функциях.

<…>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: