В.Л. Аношкина, С.В. Резванов

<…>

Новаторство и традиции – две взаимосвязанные сто- роны развития культуры, характеризующие наличие в них как устойчивых, так и противоречивых моментов. Так, тра- диция является характеристикой стабильности, устойчиво- сти, инерционности в культуре. Благодаря традиции чело- вечество усваивает культурный опыт поколений путем вос- производства идей, ценностей, способов мировосприятия и др. Система традиций отражает целостность обществен- ного организма.

С другой стороны, культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой сто- роной развития общества. Универсальной характеристикой любой культуры является единство традиции и новации.

<…>

Система традиционного или, в терминах «Римского клуба», «поддерживающего» обучения воспроизводит со- циокультурный опыт поколений, тогда как система инно- вационного обучения, «основанная на новых социокуль- турных принципах, ориентированная на иные модели обу- чения, способствует формированию новой культуры мыш-

28 Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и со- циокультурные проблемы). Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001, С. 62 – 64.


ления и действия» [64, 87]. По нашему мнению, функци- ей инновационного обучения является не простое, а расши- ренное воспроизводство социокультурного опыта человече- ства. Таким образом, инновационное обучение представля- ет собой институт обновления культуры.

Какие социокультурные условия способствуют появле- нию инновационного обучения?

Наиболее глобальной чертой всех социокультурных перемен в мире с начала XX века является ускорение, кос- нувшееся развития всех сфер социального бытия человека. Следствием этого процесса явилось несоответствие между развитием школы и общим уровнем культурного и техниче- ского окружения.

Другой чертой социально-исторических перемен, пря- мо связанной с ускорением, является следующая: с появле- нием массового производства не только вещей, но и идей, труд становится анонимным, утрачивая индивидуальность. Эта анонимность обезличивает человека, приводит к утра- те интеллигенцией своих привилегий быть носителем ду- ховных ценностей и этических норм. Важными свойства- ми труда являются усиление его интеллектуализации и воз- растание коммуникативности, насыщение информативно- техническими компонентами.

Резюме: в современном мире мы имеем дело с двумя противоположными тенденциями развития общественного труда и жизни человека: первая – обезличивание, формали- зация труда и общественных отношений, вторая – возраста- ние роли личностного фактора, интеллектуальных функций, наукоемкое.

Вышеназванные радикальные изменения в социокуль- турной сфере неизбежно ведут к смене требований к обра- зованию, а значит к необходимости удовлетворения новых требований.

В обществе «быстрого» развития возрастает роль но-


вых технологий и потребность в системе образования, спо- собной ответить на вызов все возрастающего ускорения. Инновационные процессы в образовании возникают в ответ на эти социальные требования.

Возникновению инновационного обучения в нашей стране способствуют также определенные финансово- экономические условия. Кардинальные экономические пре- образования, проводимые в России в последние годы, фор- мирование и постепенное становление в ней новых феде- ративных отношений принципиально изменяют роль и ме- сто республик, краев, областей в развитии производствен- ной и социокультурной сферы. Распалась существовав- шая ранее в стране централизованная административно- распределительная система; в процессе децентрализации произошла регионализация образования. Сегодня, в усло- виях финансово-экономического дефицита, эффектив- ным средством является мобилизация внутренних ресур- сов регионов, развитие инновационных процессов, созда- ние и внедрение новых методик и технологий обучения, направленных на достижение возможно большего эффек- та при наименьших материальных затратах. Возникает по- требность в инновационном образовании.

С целью описания признаков «инновационного» обу- чения нами рекомендовано произвести его сравнение с тра- диционным, «поддерживающим» обучением. Могуще- ство человека до сих пор определялось его естественно- научными знаниями. В соответствии с этими принципами

«поддерживающее» обучение формирует механистически- детерминистическую научную картину мира. В соответ- ствии с ней у обучаемых формируется уверенность, что лю- бая проблема имеет одно, и только одно, правильное реше- ние.

<…>



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: