В течение первых дней студенты знакомятся с психологом базового учреждения, с организационной структурой психологической службы учреждения, изучают документацию и специфику деятельности психолога данного учреждения. Изучают социальный запрос данного учреждения, собирают информацию о проблемных зонах учащихся, разрабатывают индивидуальную программу своего исследования, подбирают методический материал для скрининговой диагностики, знакомятся с обследуемыми детьми и комплектуют группы. Получают согласие у родителей (или педагогов) на участие детей в коррекционно-развивающей и консультативной работе (например, в виде подписи родителей в школьном дневнике под сообщением о том, что в школе с ребенком будет работать психолог). Подобранные методики, стимульный материал и инструкции обязательно проверяются и уточняются психологом-методистом базового учреждения. К практической работе студенты допускаются только после разрешения психолога-методиста.
Далее планируют комплекс мероприятий по оказанию психологической помощи, реализуют данные мероприятия. Содержание данных мероприятий может быть:
|
|
1) методическое – направлено на разработку, адаптацию и апробацию конкретных, развивающих, формирующих и консультативных техник и методик;
2) практическое – направлено на работу с конкретным психическим свойством или качеством, обеспечивающим успешность протекания учебно-воспитательного процесса:
· развитие и формирование:
а) отдельных психических функций и познавательных процессов (внимание, память, конструктивное и вербальное мышление и т.д.);
б) различных форм деятельности: игровой, учебной, познавательной;
· психокоррекция свойств личности;
· коррекция и формирование коммуникативных навыков и социального поведения и т.д.
Независимо от выбранного содержания работы, ее реализация в практической деятельности осуществляется с позиций комплексного подхода, обеспечивающего выявление различных аспектов проявления изучаемого феномена и взаимосвязи между ними. Комплексный подход позволяет студенту на практике более точно обосновать и сформулировать психокоррекционную гипотезу, сделать объективные выводы и дать необходимые адресные рекомендации.
Формы работы, используемые студентами на практике:
1. Реализация и закрепление профессиональных умений и навыков в области психодиагностики, психологического консультирования, психопрофилактики, психопросвещения, экспертной деятельности.
2. Разработка программы индивидуальной психокоррекционной работы в учреждении в соответствии с актуальным запросом.
|
|
3. Проведение индивидуальной или групповой психокоррекционной работы согласно представленной программы (с предоставлением программы занятий).
4. Составление программы обследования (формулирование проблемы, постановка задач и целей исследования, подбор методик).
5. Проведение обследования, обработка и анализ результатов.
6. Оказание психологической консультативной помощи по результатам обследования.
На данном этапе работой студентов руководит психолог данного учреждения в котором проходится практика, он допускает к практической деятельности, к практической реализации индивидуального плана работы (см. Приложение 1).
Заключительный этап
На заключительном этапе студенты проводят анализ своей деятельности, оформляют отчетную документацию (в течение последних 2-3 дней до окончания практики). Отчет сдается в первый день выхода на учебные занятия, итоговая конференция с выставлением итоговой оценки по практике проводится через неделю (см.Приложение1).