№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) |
1. Аудиторная занятия | |||
а) Лекции | |||
I. Государственная и региональная политика в отношении здорового образа жизни и профилактики заболеваний. | Основы государственной политики Российской Федерации и Республики Мордовия в области охраны здоровья. Основные программные документы организаций, работающих в области охраны здоровья. Межсекторальное сотрудничество в формировании здорового образа жизни и профилактики заболеваний. | Конспект лекции. | |
II. Здоровье и здоровый образ жизни, факторы их определяющие. Региональные и этносоциальные особенности здоровья населения Республики Мордовия. | Здоровье и здоровый образ жизни, факторы их определяющие. Региональные и этносоциальные особенности здоровья населения Республики Мордовия. Этнические факторы, определяющие высокую смертность и низкую рождаемость. | Конспект лекции. | |
Региональные и этносоциальные особенности здоровья населения Республики Мордовия. Этнические факторы, определяющие высокую смертность и низкую рождаемость. | Конспект лекции. | ||
III. Профилактика заболеваний | Профилактика заболеваний. Принципы построения профилактических программ. Центры здоровья. Диспансеризация. | Конспект лекции. | |
Медико-социальные аспекты важнейших неинфекционных социально значимых заболеваний, их региональные особенности. | Конспект лекции. | ||
Особенности профилактики заболеваний в отдельные возрастные периоды. | Конспект лекции. | ||
б) Практические занятия | |||
I. Государственная и региональная политика в отношении здорового образа жизни и профилактики заболеваний. | Медико-социальные аспекты демографии. Концепция демографической политики в Российской Федерации и в Республике Мордовия. | Устный опрос Реферат (доклад) | |
Медико – социальные аспекты заболеваемости и инвалидности. Их региональные особенности. | Устный опрос Реферат (доклад) | ||
II. Здоровье и здоровый образ жизни, факторы их определяющие. Региональные и этносоциальные особенности здоровья населения Республики Мордовия. | Физическое развитие и его значение для оценки состояния здоровья населения. | Устный опрос Реферат (доклад) | |
Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Факторы среды, формирующие здоровье человека - (питание, физкультура, семья, режим труда и отдыха). Факторы среды, разрушающие здоровье - (гиподинамия, заболевания, алкоголизм, наркомания, табакокурение профессиональные вредности). | Устный опрос. Тестирование. | ||
III. Профилактика заболеваний | Профилактика нарушений в состоянии здоровья. Виды, уровни воздействия, формы и методы укрепления здоровья и профилактики нарушений в состоянии здоровья населения. Динамическое наблюдение. Диспансеризация (цели, методы). Центры здоровья. | Устный опрос Реферат (доклад) | |
Особенности профилактики заболеваний в отдельные возрастные периоды, и их региональные особенности. Планирование семьи. Профилактические мероприятия для детей, подростков, лиц среднего, пожилого и старческого возраста. | Устный опрос. Тестирование. | ||
2. Самостоятельная (внеаудиторная) работа | |||
Подготовка рефератов | |||
Подготовка к тестированию | |||
Подготовка к практическому занятию | |||
3. Контрольные точки оценки знаний:
|
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
|
|
|
|
а) основная литература
- Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учеб.для студ. мед. вузов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 507 с ил. - ISBN 978-5-9704-0535-2. – 51 экз.
- Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение.учеб. для студ. мед. вузов. - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 507 с.с. - ISBN 978-5-9704-0988-6. – 50 экз.
- Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: учеб.для студ. учрежд. ВПО, обуч. по спец. 060101.65 "Лечебное дело", 060105.65 "Стоматология" по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение". - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Геотар-Медиа, 2013. - 542 с. ил. - Библиогр.: с. 541-542. - ISBN 978-5-9704-2654-8. – 31 экз.
б) дополнительная литература
- Вербина Г. Г. Психология здоровья: курс лекций / Минобрнауки России, Федер. агентство по образованию, ФГОУ ВПО"Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова". - Чебоксары: [Изд-во Чуваш.ун-та], 2006. - 158 с. - Библиогр.: с. 155-156. – 1 экз.
- Войцехович Б. А. Общественное здоровье и здравоохранение: учеб.пособие для студ. мед. вузов. - М.: Феникс, 2007. - 125 с. ил. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 123. - ISBN 978-5-222-10751-5. – 5 экз.
- Кильдиярова Р. Р. Основы формирования здоровья детей: учеб.для студ. учреждений высш. проф. образования, обуч. по спец. "Педиатрия" по дисц. "Основы формирования здоровья детей" / Минобрнауки России. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 328 с.: ил. + CD- Библиогр. в конце гл. - Предм. указ.: с. 321-324. - ISBN 978-5-9704-2697-5. – 51 экз.
- Общественное здоровье и здравоохранение: учеб.для студ. мед. вузов: рек. Учебно-метод. об-ние по мед.ифармац. образованию вузов России / под ред. В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. - 4-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2006. - 520 с.: ил. - ISBN 5-98222-202-3. – 20 экз.
- Решетников А.В. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины: учеб.пособие для студ. мед. вузов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 60 с.- Библиогр.: с. 55-60. - ISBN 978-5-9704-0791-2. – 8 экз.
в) программное обеспечение
- Windows XP Home Edition SP2
- Microsoft Office Professional Plus 2007Russian Academic OPEN No Level
- Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level
- Microsoft Office Professional Plus 2007Russian Academic OPEN No Level
- Microsoft Office Professional Plus 2007Russian Academic OPEN No Level
- Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level
- Office Pro Plus 2013 Rus OLP NL Acdmc
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- Электронно-библиотечные системы
- ЭБС ZNANIUM.COM
- ЭБС "Руконт"
- ЭБС " Лань"
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- Компьютер CEL – 2400 с выходом в сеть Internet
- Компьютер CEL – 1700
- Компьютер P-E2140
- Ноутбук В6М15ЕА
- Принтер CanonF 151300
- Принтер HPLaserJet 1000W
- Сканер СanoScanLIDE 100
- Проектор BenQ MX 503
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Методические указания для ординаторов:
Для освоения дисциплины ординаторам необходимо по каждому разделу:
1. Внимательно слушать лекцию, делать необходимые записи.
2. Повторять и закреплять лекционный материал, дополняя его материалом учебных пособий, монографий, баз данных, информационно-справочных и поисковые систем.
|
|
3. Готовясь к занятию, выделять главные мысли в соответствии с контрольными вопросами в форме: резюме, тезисов, цитат, конспекта.
2. Готовить устное выступление продолжительностью 3-5 минут, защитить перед аудиторией свою точку зрения по рассматриваемой проблеме.
Овладение знаниями является важным фактором развития профессиональной компетенции, инициативы и творческого отношения к делу обучения. Практические занятия способствуют более глубокому, осознанному изучению дисциплины.
Самостоятельная работа поможет в уточнении и углублении знаний по теме, в работе с дополнительной литературой. Преподаватель будет судить о знаниях студента не только по тому, какой материал он собрал по заданной теме, но и главным образом по умению выполнять практические работы и делать качественные выводы, на которых ординатор лучше всего может показать осмысленность знаний и умение самостоятельно работать.