Рабочая программа дисциплины
Б1.Б.10 Возрастная психология
Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль: психология в образовании
Курс – 2
Семестр 3, 4
Всего часов – 252
Лекции – 52 час.
Практические занятия – 86 час.
Самостоятельная работа – 60 час.
Форма отчетности: экзамен – 3,4 семестр (54 ч.).
Программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)
Программу разработали
доктор психологических наук, профессор Селиванов В.В., кандидат психологических наук, доцент Петрова Е.М., В.В. Терещенко
Одобрена на заседании кафедры
«30»_ августа 2016 г., протокол № 1
Заведующий кафедрой _________
Смоленск
Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.Б.10 «Возрастная психология» входит в обязательную (базовую) часть программы бакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование».
В ходе ее изучения формируется категориальный аппарат и основы психологического мышления, которые будут использованы как в дальнейшем освоении других психологических дисциплин, так и в последующей практической профессиональной деятельности. Назначение данного курса в учебном плане заключается в обеспечении бакалавров фундаментальными знаниями в области возрастной психологии, в знакомстве их с основными закономерностями психического развития личности в онтогенезе.
|
|
В ходе освоения дисциплины актуализируются и углубляются знания, полученные студентами в процессе предшествующего изучения таких дисциплин образовательной программы, как «Введение в специальность», «Анатомия и возрастная физиология», «Общая психология», «Профессиональная этика».
Формирование психики по возрастам рассматривается в рамках нескольких содержательных блоков, которые образуют учебные модули дисциплины: «физические и психофизиологические изменения», «интеллектуальное развитие», «становление нравственности», «сексуальное развитие», «сенсорное развитие», «психосоциальное развитие» и др. Каждый из блоков знаний содержит основные сведения по диагностике уровня развития психических свойств и процессов.
Содержание дисциплины включает анализ жизненного пути личности как полного цикла: от рождения до смерти. Наряду с отечественными периодизациями, большое внимание уделяется зарубежным периодизациям психического развития (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Ш. Бюллер, З. Фрейд, Л. Кольберг, К. Гиллиган, А. Валлон, Г. Крайг и др.)
Отличительной особенностью данного курса является рассмотрение личности в качестве субъекта, как основных видов деятельности, так и собственных психических процессов, свойств, состояний на различных возрастных стадиях онтогенеза. Студентами изучаются основные стадии развития субъекта в течение жизненного пути.
|
|
Цель освоения дисциплины: изучение студентами базовых, фундаментальных знаний в области возрастного развития психики, рассмотрение основного понятийного аппарата современной психологии развития, формирование практических навыков взаимодействия с различными возрастными группами населения.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО бакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование»
профессиональные (ПК):
готовностью применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПК-22);
способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПК-23);
способностью осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей (ПК-25).