Экспертиза качества медицинской помощи – это управленческая процедура однозначного определения ее приемлемости или неприемлемости со стимулирующим управленческим воздействием на субъекты оказания медицинской помощи.
Виды экспертизы КМП:
По кратности – первичная и повторная;
По цели – текущая, целевая, аналитическая;
По времени – проспективная и ретроспективная;
По численности и составу исполнителей – единоличная, комиссионная, комплексная.
Первичная экспертиза КМП – это первое исследование состояния КМП для заключения об обеспечении гражданина гарантиями медицинской помощи надлежащего качества. Целесообразно учитывать мнение нескольких экспертов, т.е. обеспечивать проведение метоэкспертизы. Метоэкспертиза КМП осуществляется параллельно или последовательно с первой теми же методами, но другим специалистом с целью сопоставить мнения экспертов о принципах лечения и диагностики, для выработки согласованного заключения о качестве медицинской помощи в конкретном случае.
|
|
Повторная экспертиза КМП проводится в случаях, когда заключения, выводы и рекомендации эксперта признаны необоснованными или вызывают сомнения. Проведение повторной экспертизы КМП также должно обеспечиваться метаэкспертизой.
Текущей экспертизе подвергается определенная доля документов лиц, закончивших лечение или находящихся еще в процессе оказания медицинской помощи. Для получения репрезентативных результатов текущей экспертизе следует подвергать не менее 10% историй пациентов. Отбор медицинских технологических документов осуществляется случайным образом.
Целевая экспертиза КМП. Поводом для проведения целевой экспертизы являются какие-либо действия пациентов. Этот вид экспертизы проводится по единичным случаям оказанной медицинской помощи. Исследования медицинского документа самого больного проводятся двумя и более экспертами независимо друг от друга с последующим обсуждением результатов. Проведение метаэкспертизы избавляет исполнителя от обвинения в субъективной оценке КМП.
Аналитическая экспертиза представляет собой исследование совокупности случаев оказания медицинской помощи, имеющей какой-либо общий признак: вид осложнений, особенности течения заболевания. Поводом для проведения аналитической экспертизы обычно служат результаты текущей и целевой экспертиз
Текущая, целевая и аналитическая экспертизы КМП могут проводиться как во время нахождения пациентов на лечении, так и после оказания помощи.
Проспективная экспертиза имеет целью проконтролировать обеспечение гарантий КМП в процессе оказания медицинской помощи и, при необходимости, ограничить влияние врачебных ошибок на КМП до момента завершения оказания медицинской помощи конкретным больным.
|
|
Ретроспективная экспертиза имеет целью оценить использование учреждением его возможностей для оказания медицинской помощи надлежащего качества и определить условия предотвращения типичных врачебных ошибок в будущем.
Единоличную экспертизу проводит один эксперт КМП. Проводится при анализе совокупности технологических медицинских документов. Каждому члену группы экспертов КМП предоставляется определенное их качество. Не менее 10% медицинских документов для обеспечения объективности подвергаются метаэкспертизе.
Комиссионная экспертиза КМП проводится группой специалистов, которые анализируют один случай оказания медицинской помощи. Членами этой группы могут быть врачи-эксперты разных или одной специальности.
Комплексной является экспертиза КМП, когда для подготовки обоснованного заключения присоединяются специалисты немедецинских специальностей.
Любой из видов экспертизы КМП должна предварять оценка материально-технического, лекарственного и кадрового обеспечения на момент оказания анализируемой медицинской помощи.
Контроль КМП может быт разделен на две большие составные части: ведомственный и вневедомственный.
В настоящее время контроль качества медицинской помощи проводится в соответствии с приказом № 363/77 МЗ РФ ФФОМС от 24.10.96 г. «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации».
Ведомственный контроль качества медицинской помощи. Целью контроля является обеспечение прав пациента на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества.
Порядок проведения ведомственной экспертизы:
1 ступень экспертизы – заведующий отделением – экспертная оценка не менее 50 % законченных случаев в месяц;
2 ступень – зам. главного врача по лечебной работе – 30-50 законченных случаев в квартал;
3 ступень – КЭК – объем определяется конкретно ЛПУ или вышестоящими органами управления здравоохранением.
Обязательной экспертизе подлежат:
· Жалоба, заявление застрахованного;
· Летальный исход;
· Случаи с расхождением диагнозов;
· Внутрибольничные инфекции и осложнения, возникшие при лечении;
· Повторная госпитализация по поводу одного и того же заболевания в течение года;
· Случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения.
Вневедомственный контроль качества медицинской помощи, понимается оценка качества медицинской помощи субъектами, не входящими в государственную систему здравоохранения, в пределах своей компетенции.
Субъектами вневедомственного контроля качества медицинской помощи являются:
· Лицензионно-аккредитационные комиссии;
· Страховые медицинские организации;
· Территориальные фонды;
· Страхователи;
· Исполнительные органы Фонда социального страхования;
· Профессиональные медицинские ассоциации;
· Общества защиты прав потребителей.
Вневедомственный контроль качества осуществляется по следующим направлениям:
· Анализ результатов оказания медицинской помощи населению, соответствие лечебно-диагностического процесса стандарту;
· Проверка выполнения договорных обязательств между учреждениями здравоохранения и страховыми медицинскими организациями;
· Проверка выполнения договорных обязательств между страхователем и страховщиком;
· Изучение удовлетворенности пациентов;
· Оценка возможностей медицинского учреждения гарантировать требуемый уровень качества медицинской помощи;
· Правильность применения тарифов и соответствие предъявленных к оплате счетов выполненному объему медицинской помощи.
|
|
Вневедомственный контроль может осуществиться в виде:
- предупредительного контроля;
- контроля результата;
- целевого контроля;
- планового контроля.
Предупредительный контроль осуществляется лицензионно-аккредитационной комиссией перед проведением лицензирования и аккредитации медицинского учреждения или физического лица. Предупредительный контроль призван оценить качество и уровень безопасности работы медицинского учреждения для пациента до получения им разрешения на оказание медицинских услуг населению. Осуществляется на основе стандартов.
Контроль результата – оценка качества выполненной медицинской услуги конкретному пациенту. Качество лечебно-диагностического процесса оценивается по стандарту, включающему в себя основные элементы:
- качественный сбор информации о больном;
- правильную постановку и обоснование диагноза;
- качественно выполненные лечебные мероприятия.
Целевой контроль с привлечением внештатных экспертов проводится в случае необходимости для разрешения спорных случаев в системе обязательного медицинского страхования.
Плановый контроль качества медицинской помощи осуществляется в соответствии с договором на предоставление лечебно-профилактической помощи. Каждое медицинское учреждение должно подвергаться плановому контролю не реже 1 раза в год.