Переход от обычной организации к обучающей

 

Обучение нельзя свести целиком к заданиям, выполняемым студентами по требованию преподавателя. Многие из нас связывают этот процесс с познанием интересных или сложных вещей: например, обучение верховой езде, вождению автомобиля, игре на гитаре. Однако на сознательном уровне мы не замечаем непрерывности повседневного процесса обучения. Что такое обучение? И почему одни организации и индивидуумы обучаются быстрее других?

Обучение – это изменение поведения или деятельности в результате приобретения опыта. Современные лидеры стремятся развить способности к обучению отдельных людей и организации в целом. Цикл адаптивного обучения, включающий в себя действие, обратную связь и синтез, что характерно для всех живых организмов. Любой организм поддерживает свое существование благодаря восприятию внешней среды, а также благодаря ответной реакции и коррекции. Последняя возникает, когда обратная связь и синтез указывают на неприемлемость предыдущих действий. Для человека восприятие окружающей среды может включать в себя наблюдение за другими людьми, чтение, использование различных источников информации. Затем человек совершает действия, исходя из своих наблюдений, увиденного или услышанного. Обратная связь может быть позитивной или негативной; оценивая обратную связь и последствия своих действий, человек определяет, могут ли эти действия привести к желательным результатам. Когда обратная связь заставляет растение, животное или человека изменить свою активность, можно говорить об обучении. Иными словами, щенок может перестать навещать ванную комнату, если видит, что это приводит к наказанию; так же и ребенок учится не дотрагиваться до горячей плиты, когда понимает, что такие прикосновения вызывают болезненные ожоги.

Обучающиеся организации ежедневно «проживают» адаптивный цикл обучения. Лидеры таких организаций поддерживают постоянное экспериментирование, принятие рисков, совершение ошибок, изменения. Адаптивное обучение позволяет создавать новые продукты и услуги и находить новые, более совершенные способы ведения бизнеса, что невозможно в компаниях, пытающихся сохранить существующее положение вещей и избегающих риска.

Арье де Геус изучал компании, просуществовавшие более века, и обнаружил, что их «секретом долголетия» является адаптивное обучение. По его мнению, компании, входящие в список пятисот лучших, в среднем существуют лишь 50 лет, так как концентрируют внимание в основном на получении прибыли, а не на обратной связи, поддерживающей обучение и изменения. Обучающиеся организации имеют отлаженные механизмы обратной связи, они помогают им эволюционировать, расти и изменяться.

Для создания обучающейся организации необходимо изменить ее дизайн. В условиях стабильной среды лидеры могут эффективно использовать методы рационального менеджмента, чтобы контролировать корпоративную деятельность. Они распределяют ресурсы, чтобы реализовать планы и достичь определенных целей. Когда экономика основывалась на технологии массового производства, однообразные специализированные задания и стандартные процедуры контроля давали хорошие результаты. В наши дни организация, созданная для достижения эффективности производства, не может добиться существенного успеха. Знания и информация стали более значимыми, чем промышленное оборудование. Таким образом, организациям более необходим интеллект сотрудников, чем их физический труд.

Чтобы стать современным лидером, поддерживайте экспериментирование, принятие рисков и возможное совершение ошибок; это позволит вам организовать адаптивное обучение. Сохраняйте постоянную обратную связь, чтобы сотрудники оценивали свой опыт и учились на нем.

Пять принципов обучающегося лидера

Ниже указываются пять принципов, которые лидеры могут использовать для поддержания адаптивного обучения:

1)неудача – это возможность начать все сначала, имея за плечами более богатый опыт;

2)старайся забраться на верхушку дерева, потому что там растут самые сочные плоды;

3)человек, говорящий, что задание невыполнимо, не должен мешать тем, кто его выполняет;

4)возможности выявляются, если стучишься в открытую дверь;

5)лучше пытаться совершить великое дело и потерпеть неудачу, чем стараться ничего не делать и преуспеть.

В условиях новой среды многие лидеры трансформируют свои компании, превращая их в обучающиеся организации, где каждый сотрудник участвует в распознавании и решении проблем. Обучающаяся организация – это идеальная модель организации будущего. Такая организация возникнет, когда люди избавятся от привычных способов мышления и раскроются новым идеям и методам, и когда каждый сотрудник будет постоянно обучаться. Обучающаяся организация способна накапливать знания, которые позволяют ей постоянно экспериментировать, а также улучшать и расширять свою деятельность. Она основывается на равенстве, открытости информации, минимальной иерархии и общей культуре – это усиливает ее способность к адаптации, необходимой для преодоления кризисов. Лидеры обучающейся организации наделяют подчиненных властными полномочиями, поддерживают сотрудничество между отделами своей компании и даже с другими организациями. Более всего здесь ценится совместное решение корпоративных проблем, тогда как в традиционных компаниях на первом месте стоит повышение эффективности.

На рис. 2 по пяти характеристикам сравниваются обучающаяся и эффективная организации. Характеристики таковы: структура, задания, системы, стратегия и культура. Организации, созданные для достижения эффективности работы, основываются на прочной рациональной модели; для них характерны вертикальная структура, однообразные задания, формализованные системы, стратегия конкуренции, косная культура. Обучающаяся организация, напротив, основывается на динамичной, интуитивной концепции. Для нее характерны не столько вертикальные, сколько горизонтальные структуры, независимость и самостоятельность сотрудников, творческие задания, гибкие системы, позволяющие осуществлять информационный обмен, стратегия, направленная на поддержание сотрудничества, и культура, в которой высоко ценятся экспериментирование и способность к адаптации.

Структура традиционной организации имеет форму пирамиды, наверху которой находится главный исполнительный директор. Эти структуры воспроизводятся уже около ста лет. Они эффективны в период стабильности, однако становятся помехой в условиях динамичной и быстро изменяющейся среды. Иерархические вертикальные структуры создают дистанцию между менеджерами и рабочими и барьеры между отделами, что не позволяет быстро и координировано реагировать на изменения внешней среды. Современные организации трансформируют свои структуры в горизонтальные, приспосабливая их более к рабочим процессам, нежели к функциям отделов. Однако большинство компаний все еще находятся на промежуточном этапе этой трансформации, и лишь немногие из них сумели создать организационные структуры, основанные полностью на горизонтальных процессах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: