Горизонтальная структура

В обучающихся организациях происходит разрушение вертикальной структуры, создающей дистанцию между отделами. В них структуры выстраиваются вокруг основного процесса, а не вокруг отдельных функций. Все участники одного производственного процесса могут свободно общаться друг с другом, обмениваться информацией, знаниями и координировать свою работу. Яркий пример использования такой системы представляет собой обработка заявлений о выплате страховки в страховой компании. В прошлом клиент сообщал о несчастном случае агенту, который передавал информацию представителю отдела обслуживания. Тот, в свою очередь, сообщал о случившемся менеджеру по рассмотрению запросов о страховых выплатах. Менеджер рассматривал запрос вместе с другими аналогичными запросами и назначал эксперта, который проверял страховые случаи в порядке очередности. В настоящее время эксперты собраны в команду, самостоятельно ведущую процесс выплаты от начата до конца. Один участник команды принимает запросы, поступающие в офис, а его коллеги ведут работу вне офиса. Эксперт, принимая запрос по телефону, старается получить максимально полную информацию. При необходимости он связывается с другим участником команды, работающим вне офиса, который оперативно уточняет информацию и проводит экспертизу. Все это позволило сократить срок выплаты страховки с 7-10 дней до нескольких часов.

Саморегулирующиеся команды являются основной единицей горизонтальной структуры. Вспомним, что саморегулирующиеся команды состоят из сотрудников, обладающих различными навыками и осуществляющих ротацию работы, чтобы производить конечный продукт или услугу. Здесь устраняются границы между отделами. В горизонтальной структуре вертикальная иерархия «сглаживается»: остается лишь несколько директоров с их традиционными функциями (финансовой, производственной и т. д.). Традиционные задания менеджеров передаются на нижние уровни – командам, решающим теперь вопросы обучения, безопасности, рабочего расписания и даже оплаты труда. Участники команд владеют необходимыми навыками и информацией, и им предоставляется право принимать самостоятельные решения в случае возникновения проблем. В обучающейся организации эффективность оценивается по следующим критериям: конечный результат основного процесса, достижение общей цели (связанной с предоставлением ценностей потребителям), удовлетворение запросов потребителей и сотрудников, финансовый вклад.

В обучающихся организациях экспериментирование с командами часто начинается на нижнем иерархическом уровне. И все же в настоящее время лишь немногие компании структурируют свои производства, филиалы и отделы по горизонтальному принципу. Разрушение границ между отделами и иерархическими уровнями позволяет предприятию быстро и качественно выполнять заказы своих клиентов.

Обучающаяся организация стремится также к разрушению границ между различными компаниями. Чтобы расширить свои возможности и более эффективно распределить ресурсы, компании, как никогда раньше, налаживают тесное сотрудничество. В настоящее время наблюдается появление новых организационных форм. К ним относятся сетевые и виртуальные организации, горизонтальные команды, состоящие из различных компаний, а не отдельных людей. Такие объединения очень динамичны; при необходимости они могут включать в свой состав новых участников или устранять прежних. В сетевой структуре компании осуществляют свой основной вид деятельности, а остальные функции (продажи, бухгалтерию, производство) передают партнерам или отдельным специалистам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: