Психолого–педагогические проблемы семейного воспитания

В настоящее время семью все чаще рассматривают как единую социальную систему. Это открытая система, т.е. находящаяся в постоянном взаимообмене со средой. И, кроме того, это самообразующаяся система, т.е. ее поведение целесообразно, а источник ее преобразования лежит внутри ее самой. То есть люди, составляющие семью поступают так или иначе, исходя из своих потребностей и мотивов. Но поступки отдельных людей в то же время подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы.

Любую семейную систему можно описать шестью параметрами:

Стереотипы взаимодействия.

Многие события в семье являются повторяющимися, стереотипными. Любое событие во взаимодействии людей является сообщением, понятным для других. Эти сообщения могут быть одноуровневыми или многоуровневыми. Первый уровень –вербальный, остальные – невербальные. Если все уровни совпадают – сообщение конгруэнтное. Неконгруэнтные сообщения нарушают семейное взаимодействие.

Семейные правила Закон гомеостаза требует сохранения семейных правил в постоянном виде. Их изменение – болезненный процесс для членов семьи. Но дисфункциональность семьи как раз и задается ригидностью. Там, где возможенпередоговор, дисфункции встречаются реже.

Семейные мифы – это сложное семейное знание: «Мы – это…». Это знание актуализируется, когда посторонний человек приходит в семью, либо в моменты серьезных социальных перемен. Формируется миф примерно в течение трех поколений. Люди, находящиеся внутри мифа, обычно видят реальность в категориях мифа.

Границы Если границы самой семьи закрыты, границы подсистем обычно размыты. Вертикальные коалиции дисфункциональны.

Стабилизаторы Функциональные стабилизаторы: общее место проживания, общие деньги, общие дела, общие развлечения. Дисфункциональные – дети, болезни, нарушения поведения.

Семейная история Многие стереотипы поведения воспроизводятся в поколениях.

Стиль семейного воспитания

Демократический (авторитетный) стиль характеризуется высокой степенью вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

 

Многие практические психологи руководствуются классификацией стилей семейного воспитания, предложенной Э.Г.Эйдмиллером и В.В. Юстицкисом. Онивыделяют 6 основныхстилей.

1. Потворствующая гиперпротекция (потворствование + повышенная протекция). Ребенок в центре внимания семьи и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию истероидных и гипертимных черт характера у ребенка.

2. Доминирующаягиперпротекция (доминирование + гиперпротекция). Ребенок в центре внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных детей такое воспитание усиливает реакцию эмансипации. При психастенической, сензитивной акцентуации характера оно усиливает астенические черты.

3. Жесткое обращение складывается из большого количества требований, предъявляемых к ребенку, числа запретов на действия и жестких санкций за невыполнение требований. При таком типе воспитания усиливаются черты эпилептоидного и психастенического характера.

4. Эмоциональное отвержение образуется сочетанием пониженной протекции, игнорированием потребностей ребенка и нередко проявляется в жестком обращении с ним. В крайнем варианте это воспитание по типу «золушки». При таком типе воспитания усиливаются черты эпилептоидного, сензитивного и астенического характеров.

5. Повышенная моральная ответственность образуется сочетанием высоких требований к подростку с пониженным вниманием к нему родителей, меньшей заботой о нем. Этот тип воспитания стимулирует развитие психастенического характера.

6. Безнадзорность. Пониженная протекция + повышенный уровень удовлетворения потребностей+ пониженный уровень требований к ребенку, малое число запретов. Ребенок предоставлен сам себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание стимулирует развитие гипертимного типа характера.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: