Методические рекомендации
«Современные требования к лекционному занятию»
Основные термины и понятия
Вербальный – способ передачи информации в устной, словесной форме.
Дедукция – переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отдельном предмете этого класса.
Индукция – переход от единичного знания об отдельных предметах данного класса к общему выводу о всех предметах данного класса.
Конспектирование – краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя основные положения и их обоснование фактами, примерами.
Лекция – систематическое, последовательное монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера.
Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и студента, обеспечивающих усвоение содержания образования.
Систематичность и последовательность в обучении предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определённой логической связи, когда ведущее значение имеют существенные черты изучаемого и когда оно, взятое в совокупности, представляет собой целостное образование, систему.
|
|
Лекция как монологический метод обучения
Определение: монологический метод – это обусловленная принципами обучения система правил подготовки и изложения преподавателем материала с целью объяснения обучающимся готовых выводов науки в форме рассказа или лекции с применением аудиовизуальных средств и формирования знаний и умений на уровне их восприятия и понимания.
Признаки монологического метода обучения: наличие вербального изложения педагогом учебного материала, описательное объяснение фактов и т. п., периодическое возникновение проблемных ситуаций. Доминирует исполнительская деятельность обучающихся: наблюдение, слушание и запоминание, выполнение действий по образцу; контроль и оценка по качеству воспроизведения знаний.
Основные функции: передача обучающимся готовых выводов науки в виде фактов, законов, принципов, правил и положений; организация повторения и закрепления пройденного материала, углубление знаний; совершенствование репродуктивного мышления.
Правила монологического метода обучения
1. Сообщить учебный материал, дать его описание или объяснение для запоминания или применения в упражнениях.
2. Выбрать и применить приемы побуждающего воздействия.
3. Показать образцы действий на примерах.
4. Контроль и оценку знаний и умений проводить по качеству воспроизведения усвоенного материала.
Применение. Монологический метод применяется в форме рассказа, лекции с использованием таких приемов, как описание фактов, демонстрация явлений, напоминание, указание и др. Этот метод предполагает деятельность обучающихся копирующего характера: наблюдать, слушать, запоминать, выполнять действия по образцу, работать с таблицами, приборами, решать типовые задачи и пр. На первый взгляд кажется, что использовать монологический метод довольно просто: рассказал, показал, прочитал, объяснил, повторил. Однако каждому преподавателю известно, как это трудно сделать. Трудно удержать активное внимание, поддержать интерес к нередко скучным для обучающихся явлениям и фактам. Монологический метод, как уже отмечалось, предполагает в общем-то пассивную деятельность обучающихся: они должны слушать, наблюдать, выполнять и т. д. Но не всегда они это осознают, и потому могут и не слушать, и не наблюдать, и не выполнять. Поэтому при этом методе необходимо обращать особое внимание на приемы, усиливающие его возможности. Следует прежде всего подготовить студентов к предстоящей деятельности, направить их мысль на восприятие ее цели, сконцентрировать внимание на учебной ситуации. То есть необходимо реализовать все возможности мотивационного обеспечения учебного процесса.
|
|