Лекция как монологический метод обучения

Методические рекомендации

«Современные требования к лекционному занятию»

Основные термины и понятия

 

Вербальный – способ передачи информации в устной, словесной форме.

Дедукция – переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отдельном предмете этого класса.

Индукция – переход от единичного знания об отдельных предметах данного класса к общему выводу о всех предметах данного класса.

Конспектирование – краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя основные положения и их обоснование фактами, примерами.

Лекция – систематическое, последовательное монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера.

Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и студента, обеспечивающих усвоение содержания образования.

Систематичность и последовательность в обучении предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определённой логической связи, когда ведущее значение имеют существенные черты изучаемого и когда оно, взятое в совокупности, представляет собой целостное образование, систему.

 

 

Лекция как монологический метод обучения

Определение: монологический метод это обусловленная принципами обучения система правил подготовки и изложения преподавателем материала с целью объяснения обучающимся готовых выводов науки в форме рассказа или лекции с применением аудиовизуальных средств и формирования знаний и умений на уровне их восприятия и понимания.

Признаки монологического метода обучения: наличие вербального изложения педагогом учебного материала, описательное объяснение фактов и т. п., периодическое возникновение проблемных ситуаций. Доминирует исполнительская деятельность обучающихся: наблюдение, слушание и запоминание, выполнение действий по образцу; контроль и оценка по качеству воспроизведения знаний.

Основные функции: передача обучающимся готовых выводов науки в виде фактов, законов, принципов, правил и положений; организация повторения и закрепления пройден­ного материала, углубление знаний; совершенствование репро­дуктивного мышления.

Правила монологического метода обучения

1. Сообщить учебный материал, дать его описание или объяснение для запоминания или применения в упражнениях.

2. Выбрать и применить приемы побуждаю­щего воздействия.

3. Показать образцы действий на примерах.

4. Контроль и оценку знаний и умений проводить по качеству воспроизведения усвоенного материала.

Применение. Монологический метод применяется в форме рассказа, лекции с использованием таких приемов, как описание фактов, демонстрация явлений, напоминание, указание и др. Этот метод предполагает деятельность обучающихся копирующего характера: наблюдать, слушать, запоминать, выполнять действия по образцу, работать с таблицами, приборами, решать типовые задачи и пр. На первый взгляд кажется, что использовать монологический метод довольно просто: рассказал, показал, прочитал, объяснил, повторил. Однако каждому преподавателю известно, как это трудно сделать. Трудно удержать активное внимание, поддержать интерес к нередко скучным для обучающихся явлениям и фактам. Монологический метод, как уже отмечалось, предполагает в общем-то пассивную деятельность обучающихся: они должны слушать, наблюдать, выполнять и т. д. Но не всегда они это осознают, и потому могут и не слушать, и не наблюдать, и не выполнять. Поэтому при этом методе необходимо обращать особое внимание на приемы, усиливающие его возможности. Следует прежде всего подготовить студентов к предстоящей деятельности, направить их мысль на восприятие ее цели, скон­центрировать внимание на учебной ситуации. То есть необходимо реализовать все возможности мотивационного обеспечения учеб­ного процесса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: