Использование мультимедийных средств обучения на лекционных занятиях

 

Мультимедийные средства обучения – интерактивные средства, позволяющие одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, видеофильмами, анимированными графическими образами, текстом, речевым и звуковым сопровождением.

Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение студентами. Требование обеспечения наглядности в случае мультимедийных средств обучения реализуется на принципиально новом, более высоком уровне. Распространение систем виртуальной реальности, позволит в ближайшем будущем говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения.

 Методические требования к мультимедийным средствам обучения предполагают учет своеобразия и особенности конкретной учебной дисциплины, на которую они рассчитаны, специфики соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; возможностей реализации современных методов обработки информации.

Мультимедийные средства обучения применяемые на лекциях, должны обеспечивать возможность иллюстрации излагаемого материала видеоизображением, анимационными роликами с аудиосопровождением, предоставлять преподавателю средства демонстрации сложных явлений и процессов, визуализации создаваемых на лекции текста, графики, звука.

 

Лекции в системе дистанционного образования

Лекции в системе дистанционного образования могут проводиться в реальном и отсроченном времени, фронтально и индивидуально. Для фронтальных лекций в реальном времени может использоваться телевидение или видеоконференция, для индивидуальных лекций — видеокассеты, CD-диски, видеоконференции.

Телевизионные лекции. Учебное телевидение давно известно в нашей стране. В последнее время телевизионные лекции начинают активно использоваться и в дистанционном образовании.

К достоинствам телевизионных лекций можно отнести:

· возможность записи на видеокассету;

· доступность (не нужно специального оборудования — мультимедийного компьютера);

· возможность повторной трансляции.

Лекция через видеоконференцию. Её целесообразно использовать, если приглашается действительно выдающийся лектор. В последнее время, связи с возрастанием скорости каналов телекоммуникационных сетей подобные лекции могут быть широко востребованы.

Достоинства данных лекций:

· живое общение студентов и преподавателя;

· нет ограничения количества студентов — их может быть от одного до нескольких тысяч человек;

· возможность записи в виде файла на компьютер и многократный ее просмотр в случае необходимости;

· возможность обратной связи — студенты могут задавать вопросы лектору в режиме реального времени.

Лекция на видеокассете. Современные лекции на видеокассетах включают следующее:

· заставку курса, к которому относится лекция;

· представление лектора;

· план лекции;

· богатый иллюстративный материал, который появляется на экране в случае необходимости. Это компьютерная графика, компьютерные модели, которые отчетливо видны на экране в отличие от записей мелом на доске;

· лекции снимаются в «живой» аудитории, и у студентов создается эффект присутствия. Они могут слышать вопросы, которые задает лектор, видеть реакцию зала.

Электронная лекция. Это набор учебных материалов в электронном виде: текст лекций, дополнительные презентационные материалы, выдержки из научных статей, других учебных пособий и т. д., оформленные в виде файлов. Существуют два вида таких лекций: линейный и комплексный.

Линейные лекции дают материал в виде веб-страницы со ссылками — студент может, щелкнув на ссылку, открыть другой документ или мультимедийный файл, когда посчитает нужным. Данный вид лекции широко используется в Интернет-курсах.

Текстовая лекция имеет следующие преимущества:

· возможно многократное обращение к непонятным при чтении местам;

· возможно чередование чтения с обдумыванием, анализом;

· легче увидеть общую структуру содержания;

· больше глубина проникновения в содержание лекции;

· могут быть использованы мультимедийные элементы;

· учащийся имеет возможность распечатать любой ее фрагмент;

· в ходе изложения каждой лекции студенту должны ставиться проблемные вопросы, даваться задания разных уровней сложности.

Другой вариант — лекция является специально созданным программным продуктом на компакт-диске. В этом случае материал автоматически разворачивается на экране по мере продвижения записи лекции. Экран в данном случае разделен на несколько секторов:

· видеозапись лекции (с возможностью отключения видеоизображения, звук при этом остается);

· основные тезисы лекции;

· качественный иллюстративный материал (схемы, рисунки, таблицы, графики и т. п.), который возникает на экране по мере продвижения по лекции;

· возможность перемотки лекции, возврата к нужной части;

· проблемные вопросы;

· возможно постепенное появление формул с той же скоростью, с какой пишет лектор на доске — создается эффект присутствия.

Именно этот вид лекции имеет хорошие перспективы в дистанционном обучении, так как включает в себя достоинства реальной лекции и помогает преодолеть ее недостатки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: