В образовательных учреждениях
Общая характеристика лекционного занятия
Лекция – монологический способ изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога со студентами. Она вовлекает студентов в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное учебное занятие. В обучающем аспекте преимущество лекции проявляется в возможности обеспечить законченность восприятия – усвоения студентами объемного учебного материала в его взаимосвязи. В воспитательном смысле лекция формирует трудолюбие, устойчивое произвольное внимание, навыки конспектирования устной речи, умения ставить вопросы и выяснять непонятные. Развивающий эффект лекции состоит в вовлечении студентов в поток логического мышления. Студенты непосредственно прослеживают движение мысли преподавателя от конкретного к абстрактному, и наоборот, обращения к анализу и синтезу, т. е. наблюдают индукцию и дедукцию.
|
|
Методика проведения лекции включает в себя следующие этапы:
1. Определение темы лекции. Название – лаконичное, краткое, четкое
2. Выделение главных вопросов
3. Определение объема материала по каждому вопросу (в результате определяется объем всей лекции)
4. Отбор и изучение всего литературного материала
5. Подбор наглядного и дидактического материала
6. Составление плана лекции
7. Написание полного текста лекции
Требования, предъявляемые к лектору:
1. Владение риторикой, т. е. искусством умения убеждать людей.
2. Правильная постановка техники речи: язык, дикция, голос, дыхание, интонации, паузы, логические акценты.
3. Грамотность и соблюдение языковых норм.
4. Использование вспомогательных средств: жесты, мимика и т.п.
5. Соблюдение темпа лекций: 50 - 60 слов в минуту на старших курсах, на младших - меньше.
Хронокарта лекционного занятия
Продолжительность занятия - 70 минут.
№ п/п | Этапы и содержание занятия | Время |
1 | Организационный момент Проверка присутствующих. Объявления. | 3 минуты |
2 | Вступительная часть занятия Содержит мотивацию темы, цель занятия, план лекции, литературу по теме, активизирующее задание. | 5 минут |
3 | Основная часть занятия Раскрытие учебного материала в соответствии с планом занятия. | 50 – 55 минут |
4 | Заключительная часть занятия Обобщение, выводы по теме, контроль качества усвоения и осмысления материала, краткий анализ выставленных оценок. | 5 – 10 минут |
5 | Домашнее задание Оповещение и краткий инструктаж | 2-3 минуты |