Лекция как основная форма учебных занятий

В образовательных учреждениях

Общая характеристика лекционного занятия

Лекция – монологический способ изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога со студентами. Она вовлекает студентов в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное учебное занятие. В обучающем аспекте преимущество лекции проявляется в возможности обеспечить законченность восприятия – усвоения студентами объемного учебного материала в его взаимосвязи. В воспитательном смысле лекция формирует трудолюбие, устойчивое произвольное внимание, навыки конспектирования устной речи, умения ставить вопросы и выяснять непонятные. Развивающий эффект лекции состоит в вовлечении студентов в поток логического мышления. Студенты непосредственно прослеживают движение мысли преподавателя от конкретного к абстрактному, и наоборот, обращения к анализу и синтезу, т. е. наблюдают индукцию и дедукцию.

Методика проведения лекции включает в себя следующие этапы:

1. Определение темы лекции. Название – лаконичное, краткое, четкое

2. Выделение главных вопросов

3. Определение объема материала по каждому вопросу (в результате определяется объем всей лекции)

4. Отбор и изучение всего литературного материала

5. Подбор наглядного и дидактического материала

6. Составление плана лекции

7. Написание полного текста лекции

Требования, предъявляемые к лектору:

1. Владение риторикой, т. е. искусством умения убеждать людей.

2. Правильная постановка техники речи: язык, дикция, голос, дыхание, интонации, паузы, логические акценты.

3. Грамотность и соблюдение языковых норм.

4. Использование вспомогательных средств: жесты, мимика и т.п.

5. Соблюдение темпа лекций: 50 - 60 слов в минуту на старших курсах, на младших - меньше.

 

Хронокарта лекционного занятия

Продолжительность занятия - 70 минут.

№ п/п Этапы и содержание занятия Время
1 Организационный момент Проверка присутствующих. Объявления. 3 минуты
2 Вступительная часть занятия Содержит мотивацию темы, цель занятия, план лекции, литературу по теме, активизирующее задание. 5 минут
3 Основная часть занятия Раскрытие учебного материала в соответствии с планом занятия. 50 – 55 минут
4 Заключительная часть занятия Обобщение, выводы по теме, контроль качества усвоения и осмысления материала, краткий анализ выставленных оценок. 5 – 10 минут
5 Домашнее задание Оповещение и краткий инструктаж 2-3 минуты

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: