Вводная лекция должна давать представление о содержании всего курса, его взаимосвязях с другими дисциплинами, раскрывать структуру и логику развития конкретной области науки, техники или культуры.
Методическое решение вводной лекции должно быть направлено на развитие у студентов интереса к предмету, создание у них целостного представления о дисциплине, способствующего ее творческому усвоению.
Проблемная лекция отличается от обычной прежде всего отсутствием монологического, информационного характера сообщения готовых знаний и выводов. Особенность проблемного изложения в том, что преподаватель не все знания дает в готовом виде, а в ходе лекции ставит вопросы, создает проблемные ситуации, направляет внимание студентов на их сущность и необходимость решения, добивается вовлечения их в активную учебную деятельность по решению минутных проблем, т.е. проблемная лекция активна, если в ходе ее обеспечивается самостоятельная творческая работа студентов контролирующими вопросами, обсуждениями и другими способами.
Обзорная лекция проводится с целью систематизации занятий студентов, полученных ими в ходе самостоятельного изучения учебного материала. Основным в обзорной лекции является умение преподавателя так отразить и сгруппировать факты, чтобы в ходе ее проведения студенты логически осмысляли закономерности тех или иных явлений, фактов изученной темы или раздела.
Обобщающая лекция проводится в завершении изучения раздела или темы для закрепления полученных студентами знаний. При этом преподаватель вновь выделяет узловые вопросы, широко использует обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы, позволяющие выполнить усвоенные знания, умения и навыки в новые связи и, зависимости, переводя их на более высоком уровне усвоения, способствуя тем самым применению полученных знаний, умений и навыков в нестандартных и поисково-творческих ситуациях.
Мини-лекция может проводится преподавателем в начале каждого учебного занятия в течении десяти минут по единому из вопросов изучаемой темы. Мини-лекция может быть использована как занятие творческого уровня, когда студент выступает с самостоятельно подготовленных сообщений по изучаемой проблеме.
Кино (видео) лекция способствует развитию наглядно-образного мышления у студентов. Преподаватель осуществляет подбор необходимых кино-видео материалов по изучаемой теме. Перед началом просмотра кино-видео материалов преподаватель комментирует происходящие на экране события.
Инструктивная лекция проводится с целью организации самостоятельной работы последующей работы студентов по углублению, систематизации и обобщению изучаемого материала на практических занятиях. В ходе лекции студенты получают методические рекомендации по работе с учебной литературой, с содержанием темы, выполняют инструктивные задания.
Парная лекция читается двумя преподавателями. Каждый из них играет определённую роль, например, основной докладчик и критик или эксперт.
Лекция – консультация проводится по предварительно сформулированным вопросам обучаемых.
Лекция пресс – конференция сходна с лекцией – консультацией, но проводится с несколькими преподавателями.
Лекция – провокация, или лекция с запланированными ошибками. Формирует у студентов умение внимательно слушать, оперативно ориентироваться в информации, анализировать и оценивать её.
Лекция – диалог, где содержание передаётся через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать по ходу лекции.
В заключительной лекции необходимо подытожить изученный материал по данной дисциплине в целом, выделив узловые вопросы курса и сосредоточив внимание на практическом значении полученных знаний в дальнейшем обучении студентов и их будущей профессиональной деятельности. Специальной дидактической задачей заключительной лекции выступает стимулирование интереса студентов к более глубокому дальнейшему изучению соответствующей дисциплины, указание путей и методов самостоятельной работы в данной области.
Контроль качества проверки лекции
1. Соответствие содержания лекционного курса рабочей учебной программе.
2. Учёт вклада отечественных и зарубежных учёных в данное направление.
3. Качество чтения лекций.
4. Содержание и профессионально-воспитательная направленность лекции.
5. Глубина освещения темы.
6. Методически обоснованное применение наглядных пособий, демонстрационного оборудования, технических средств обучения; их эффективность.
7. Построение системы проблемных ситуаций во время чтения лекций и её эффективность.
8. Рациональное сочетание принципов проблемного обучения с методами традиционного иллюстративно-пояснительного обучения.
9. Прослеживание внутрипредметных и межпредметных связей как по конкретной дисциплине, так и по конкретной теме.
10. Дидактические формы и методы изложения лекционного материала.
11. Осуществление контакта лектора с аудиторией.
12. Посещаемость лекций студентами, соблюдение ими дисциплины, их активность.