Тема № 13. Контроль как функция управления

Контроль (мониторинг) – процесс получения информации о сложившейся ситуации и сопоставление достигнутого результата с запланированным. Цель контроля – содействовать эффективному достижению целей организации.

Классификация контроля:

а) по временному критерию различают контроль предварительный, текущий и итоговый;

б) по критерию целей – оперативный, тактический и стратегический контроль;

в) по предметной ориентации – контроль качества управленческих решений, контроль исполнения документов;

г) по субъекту контроля – контроль государственный, контроль административный, контроль социальный, общественный контроль;

д) по объему – контроль сплошной, эпизодический, выборочный;

е) по области контроля – финансовый, контроль качества продукции и прочее.

Функции контроля:

1. диагностическая функция – главная, ведущая функция контроля, т.к. прежде чем осуществляют какую-либо управленческую деятельность необходимо четко представить подлинное состояние дел, т.е. поставить диагноз;

2. функция обратной связи – без информации о ходе выполнения поставленных задач руководитель, менеджер лишается возможности оказывать влияние на ход работы;

3. ориентирующая функция – она проявляется в том, что те вопросы, которые чаще всего контролируются руководством, как бы сами собой приобретают особое значение в сознании исполнителей;

4. стимулирующая функция – она нацелена на вовлечение в процесс труда всех неиспользованных резервов и в первую очередь резервов человеческого фактора;

5. корректирующая функция связана с теми уточнениями, которые вносятся в процесс труда на основе состоявшегося контроля;

6. педагогическая функция – контроль, если он умело построен, порождает у исполнителей сильные побуждения к добросовестному труду.

Основные этапы процедуры контроля:

1. Выбор контрольных параметров.

2. Назначение стандартов и масштабов допустимых отклонений.

3. Установление меры контроля.

4. Осуществление измерений фактических значений контролируемых параметров.

5. Определение отклонений факта от стандартов.

Мера контроля.

Мера контроля характеризуется количеством контролируемых параметров, частотой проверок и точностью измерений. Чем выше мера контроля, тем он дороже и тем больше помех создает он для работы.

Эффективность

организации

                           Зона 1                                     Зона 2

 


Мера контроля

Рисунок 8. Зависимость эффективности организации от меры контроля

Зона 1. Рост меры контроля увеличивает эффективность организации до тех пор пока затраты на контроль и создаваемые им помехи не превосходят собственно положительный эффект контроля.

Зона 2. Контроль отвлекает на себя такое количество ресурсов, которое не компенсируется его положительным влиянием на результаты деятельности организации.

Меру контроля следует выбирать на основе принципа разумной приблизительности.

Если для достижения целей организации требуется значительная мера контроля внутренних переменных, значит, данная организация неэффективна и ей нужны радикальные изменения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: