Содержание
Введение
Глава I. Воспитание детей в семье
1.1 Семья и роль семьи в воспитании ребенка
1.2 Методы воспитания детей
1.3 Воспитание нравственности
1.4 Воспитание честности и откровенности
1.5 Совесть и стыд
1.6 Хорошее поведение
1.7 Наказание
1.8 Похвала и поощрение
1.9 Выдвижение и обоснование гипотезы
Вывод к Главе 1
Глава 2. Практическая часть
2.1 Диагностика семьи
2.2 Анкетирование родителей
2.3 Тестирование детей
Вывод к Главе 2
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Данная работа предназначена семьям в целях психолого-педагогической помощи в воспитании детей.
На протяжении многих лет эта проблема была и остается актуальной. Влияние семьи на воспитание детей очень велико. Как известно, никто кроме семьи не может воспитать ребенка в любви и заботе, и никто другой не может нанести столько вреда в воспитании ребенка, сколько может семья.
Меня обеспокоило то, что в последнее время факты того, что дети стали жертвами собственных родителей, становятся уже обыденными и это вселять тревогу.
|
|
Вопрос воспитания детей встречается в огромном количестве книг известных нам психологов и педагогов, таких как В.А. Сухомлинский, Н. Некрасова, С.Л. Соловейчик, А.В. Шестакович, Дж. Грэй и др.
Таким образом, решение данной проблемы носит не только теоретическое, но и важное практическое значение, что и определяет актуальность темы данной работы.
Целью работы является исследование взаимосвязи методов воспитания в семье и внутрисемейных отношений.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что существует взаимосвязь между методами родительского воспитания и эмоциональным состоянием ребенка в семье.
Нами была предпринята попытка решить следующие задачи:
· определить само понятие "семейное воспитание" и его роль в формировании личности ребёнка;
· описать воспитание различных нравственных качеств;
· проанализировать основные методы и средства семейного воспитания;
· проанализировать методы поощрения и наказания детей;
воспитание семья эмоциональное состояние
· выявить взаимосвязь определенных методов воспитания, поощрения и наказание на развитие и психоэмоциональное состояние ребенка.
Проблема нашей работы заключается в том, что существует неудовлетворенность в методах воспитания детей в процессе семейного воспитания.
В исследовании мы использовали следующие методы предназначенные для сбора:
. Q-данных (анкетирование);
. Т-данных (анализ продуктов деятельности). [8]
Мы провели анкетирование родителей, с целью узнать какими методами воспитания, поощрения и наказания они пользуется. А так же, провели и проанализировали отношение в семье детей этих же родителей, используя "Кинетический рисунок семьи" Дж. Дилео. [3]
|
|
Глава I. Воспитание детей в семье
Семья и роль семьи в воспитании ребенка
Семья - ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. [Н.Я. Соловьев]
Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная. Можно сказать, что репродуктивная функция самая важная.
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Важность семьи как института воспитания заключается в том, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки и дедушки не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек, и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
В семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно критикуют ребенка, или ставят перед ним слишком высокие задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки.
В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу. [11]
|
|
Таким образом, для того, чтобы увеличить положительное и уменьшить отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
. Принимать активное участие в жизни семьи;
. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
. Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
. Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
. Уважать право ребенка на собственное мнение. [9]