Воспитание честности и откровенности

 

Правдивость - это качество человека, который не скрывает от самого себя и других людей истину, действительное положение дел. Это потребность иметь правильное представление о природе, обществе, собственных поступках и поведении окружающих людей, о жизненных обстоятельствах, в которые мы попадаем.

Под откровенностью мы понимаем высказывание правды, истины.

Если мы хотим воспитать честного и правдивого ребенка, то, прежде всего, должны отказаться ото лжи и неискренности перед воспитуемым, должны требовать от него быть всегда честным и искренним.

Откровенность и правдивость следует воспитывать с самого раннего детства. В этой связи родителям следует подумать о мере, границах проявления отцовской и материнской любви, так же как и о дистанции, которая должна соблюдаться в отношениях ребенка с родителями и старшими.

Очень важно использовать для воспитания правдивости конкретные примеры честного и нравственного поведения самих детей. Особенно в старшем дошкольном возрасте такие примеры могут стать предметом для беседы, они могут вызвать ребенка на разговор, направить его размышления.

Следует знать, что ребенок более откровенен лишь до определенного возраста. Подростки, как правило, скрытны, у них уже накоплены определенные знания и опыт, они по-своему оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

В воспитании правдивости и откровенности очень важную роль играет единство нравственных требований семьи и школы. Практика показывает, что там, где семейные нравственные устои совпадают с требованиями школы и общества, ребенок растет нравственно здоровым. В противном случае создается благоприятная почва для появления всевозможных противоречий.

Единство нравственных требований семьи и школы, откровенность в процессе воспитания способствуют устойчивости нравственных убеждений ребенка. [16]

Совесть и стыд

 

Как заметил В.А. Сухомлинский, воспитание совести - это одна из тончайших сфер процесса формирования духовного мира человека, ибо здесь мы имеем дело с внутренним миром личности, с чувствами, мотивами поведения. Первоисточником, побудительным толчком каждого поступка человека являются внутренние духовные силы - убеждения и эмоции.

Цель воспитания совести состоит в том, чтобы моральная истина стала личным стремлением, желанием.

Чувство совести в детстве формируется на основе простых норм жизнедеятельности. В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок совершает то или иное действие, руководствуясь, прежде всего, требованиями родителей. [12]

Воспитание совести невозможно без воспитания в семье, детском саду, школе чувства коллективизма, потому что в коллективе формируются такие благородные качества личности, как взаимопомощь, дружелюбие, взаимопонимание и, конечно же, чувство нравственной ответственности перед другими людьми.

Чувство совести воспитывается в семье не только приобщением детей к труду и соответствующей оценкой их деятельности. Важно все, начиная с самых, казалось бы, незначительных, порой незаметных, поступков самих родителей, их отношений между собой, между старшими и младшими детьми и кончая суждениями и делами общественной значимости.

Чтобы ребенка мучила совесть, чтобы он знал, что такое стыд, его нельзя стыдить. Каждый раз, когда ребенок набедокурит, просто огорчимся, вместо того чтобы наказывать и стыдить. Совесть пробуждается от любви, при виде причиненных страданий. Сила стыда зависит не от того, насколько часто мы стыдим, а от того, насколько мы близки и дороги ребенку. Стыд внушить нельзя, природа стыда не позволяет внушать его. [13]

Хорошее поведение

 

Дети, по своей природе, хотят вести себя таким образом, чтобы и они сами, и родители чувствовали себя комфортно. Секрет стимуляции хорошего поведения ребенка заключается в том, чтобы использовать эту врожденную тягу доставлять удовольствие.

В каждой семье существуют собственные правила и требования к поведению детей.

Как установить правила? Сначала определитесь с ограничениями, которые касаются поведения у вас дома. Эти принципы не меняются по мере того, как ребенок растет. Они могут и должны соответствовать возрасту ребенка и обстоятельствам, поэтому, со временем, возможно их преобразование. И правила, и ограничения необходимо объяснять, если хотите, чтобы ребенок понял, что от него требуется. Это залог хорошего поведения, поскольку очевидно, что ребенок, знающий, чего от него хотят, и понимающий, почему это важно, более склонен выполнять ваши требования.

Будьте готовы снова и снова напоминать ребенку о правилах, пока они не усвоены.

Иногда дети протестуют против правил или игнорируют их, поскольку им не нравится их суть, иногда потому, что они их подзабыли, а иногда потому, что так и не поняли правило до конца. [1]

Важно, чтобы правил и ограничений было не слишком много. Если вам удалось установить и закрепить эти правила, то по мере взросления ребенка вам будет достаточно лишь изредка напоминать об их существовании.

Но главное помнить, что наиболее эффективный и важный стимул - это ваше одобрение при соблюдении правил и строгость при их нарушении.

Жизнь ребенка полна указаний о том, что нельзя делать. Есть два основных принципа того, как акцентировать внимание на хорошем:

.   Говорить ребенку больше о том, что делать можно, и меньше о том, чего нельзя;

. Акцентировать внимание на хороших поступках вместо того, чтобы обращать внимание только на плохие.

Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики. Дисциплина представляет собой систему воспитания, основанную на хороших взаимоотношениях, похвалах и обучении, что позволяет ребенку выработать хорошее поведение.

Разбор поведения - это ключевое умение в исправлении поведения ребенка. Для этого нужна практика. Способ основан на принципе, что большинство детей перестает вести себя неприемлемо, если им говорят в понятных выражениях, как это влияет на других, и дают возможность изменить поведение, не теряя лицо. [10]



Наказание

 

Первое, что необходимо знать родителям - наказание это не месть, не обида, не унижение. Наказание - это урок в воспитательных целях. Постарайтесь сделать так, чтоб ваш урок был максимально доходчив для ребенка.

Наказывать нужно в уравновешенном состоянии, а не в порыве неудержимого и неуправляемого гнева. Помните, что наказание - это крайняя мера, когда уже все другие воспитательные действия перепробованы.

Наказание должно быть адекватным по отношению к поступку. Не будьте слишком жестким родителем, который за всякую шалость готов наказать ребенка на неделю, лишив его любимого занятия. Кроме того, нельзя забывать о том, что наказание должно соответствовать возрасту.

Виды наказаний могут быть абсолютно разные. В большей степени на выбор наказания влияет темперамент ребенка. Например, если вы запретите застенчивому и тихому ребенку выходить во двор, он нисколько не обидеться, ведь для него намного интереснее проводить время в своей комнате.

Не прибегайте к телесным наказаниям, если их можно избежать. Если же решили воспользоваться ремнем, то не стоит вешать его на видном месте для запугивания, и ни разу не прибегнуть к его помощи. [2]

В своей книге "Чтобы ребенок рос счастливым" Д. Паркер и Д. Стимпсон откровенно выступает против порки, говоря, что порка:

. имеет обратный эффект;

. не нужна;

. потенциально наносит вред;

. является злоупотреблением силой.

Большое количество исследований во всем мире показывает, что физические наказания могут привести к краткосрочному послушанию, но не дают детям информации и не учат их так, чтобы они моги исправлять и контролировать собственное поведение в будущем. [10]

Многие европейские страны, такие как Швеция, Финляндия, Норвегия, Германия, США и др., уже давно запретили физическое наказание детей.

Согласно теории известного российского психотерапевта доктора Андрея Курпатова, "благодаря" телесному наказанию ребенка, "воспитание" которого заключается в порке ремнем, розгой или всем тем, что под руку попадется, из него в конечном итоге вырастает человек, предпочитающий в жизни:

) вступать в открытую конфронтацию (враждебное отношение, столкновение или борьба);

) врать и лгать всем подряд о чем угодно, лишь бы избежать наказания.

То есть, взрослому человеку, которого лупили в детстве, труднее добиться в жизни успеха, а именно - сделать успешную карьеру. Потому что он из опыта детства знает, что человеку, который применяет к нему наказание - "кнут", объяснить что-либо невозможно - язык переговоров здесь бессилен. [7]

Похвала и поощрение

 

Воздействовать на формирование характера, нормальных психологических качеств ребенка можно, разумеется, не только при помощи наказаний. Многим родителям стоит использовать систему поощрения,

чтобы помочь детям разорвать сценарий неправильного поведения. Но это не достаточно способ, который дает только краткосрочный результат. Поэтому одних поощрений недостаточно, чтобы укреплять самодисциплину.

Д. Паркер и Д. Стимпсон в своей книге "Чтобы ребенок рос счастливым" выделяют четыре основных вида поощрения за поведение:

. Материальные поощрения.

Прибегать к этому виду поощрения следует с осторожность. Это рисковый вариант, потому что ребенок, которого подкупают, быстро становится ребенком-требующим.

. Знаки отличия.

Они используются как осязаемое свидетельство родительской оценки, но больше всего ценна сама оценка, а не знак (предмет) отличия.

. Позитивное влияние.

Когда детям говорят о позитивном влиянии их поступков на других и на них самих. Вследствие этого у них возникнет мощный стимул снова вести себя так же.

. Внутреннее.

Это поощрение за что-то, что было сделано по собственной инициативе, потому, что ребенок знает, что так делать правильно, и ему хорошо, когда он так делает.

Любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное - отметить старание.

В качестве награды нельзя освобождать ребенка от выполнения домашней работы, в противном случае он будет воспринимать любой труд как нечто неприятное и будет лишен радости от хорошо выполненного дела.

Похвала складывается из двух компонентов - наших слов и выводов детей.

Приведем несколько примеров как можно и как нельзя хвалить детей.

Правильно: " Большое спасибо за то, что ты вымыл сегодня всю посуду!", " Скворечник, который ты смастерил, такой красивый!"

Неправильно: "Ты помыл посуду лучше, чем бы это сделала мама!", "Ты хороший плотник!" [13]

Но, кроме того, нельзя забывать и о добром взгляде, нежном прикосновении, объятия - словом, обо всем том, на чем строится настоящий язык любви и доверия. [5]




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: