Мы рассмотрели различные методы и формы семейного воспитания, поощрения и наказания. Возникает вопрос, как взаимосвязаны эти методы, формы и эмоциональное состояние ребенка.
Каково психоэмоциональное состояние ребенка, воспитуемого в семье с помощью метода положительного подкрепления или метода физического наказания? А как взаимосвязаны способы поощрения и наказания ребенка с его эмоциональным состояние и отношением в семье?
Нами была выдвинута следующая гипотеза: существует взаимосвязь между методами родительского воспитания и эмоциональным состоянием ребенка в семье.
Вывод к Главе 1
Таким образом, семья является воспитательной колыбелью человечества. В семье у ребенка развивается умение ценить и уважать труд, он приобретает опыт заботы о родных и близких.
Кроме того, от условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.
Родители и другие члены семьи воспитывают в детях нравственные нормы, честность, откровенность. Стараются заложить хорошее. При этом используют различные способы воспитания.
|
|
Для отметки хорошего или плохого поведения, родители применяют различные методы поощрения и наказания.
Знание и умение воспитывать детей носит практический характер для семьи, потому что то, что ребенок приобретает в детские годы, он сохраняет в течение всей своей жизни. Поэтому на членов семьи ложится огромная ответственность за то, как они воспитают своего ребенка.
Глава 2. Практическая часть
Диагностика семьи
Название: Психологическая диагностика членов семьи и "Кинетический рисунок семьи”.
Цель данного исследования заключается в определении методов воспитания, поощрения и наказания членов семьи и психоэмоционального состояния ребенка, воспитуемого в этой семье.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что существует взаимосвязь между методами родительского воспитания и эмоциональным состоянием ребенка в семье.
Нами была предпринята попытка решить следующие задачи:
· проанализировать основные методы и средства семейного воспитания;
· проанализировать методы поощрения и наказания детей;
· выявить взаимосвязь определенных методов воспитания, поощрения и наказание на развитие и психоэмоциональное состояние ребенка.
Мы провели следующие этапы исследования:
. анкетирование родителей и других членов семьи;
2. тестирование детей посредством рисунка семьи.
Исследование проходило в семьях с одним или двумя детьми. В большинстве семей присутствовали бабушки и дедушки.
Средний возраст родителей составляет 30 лет. Все дети в исследуемых семьях были от 4 до 7 лет.
|
|
Нами было опрошено 10 семей, всего 40 человек. Среди взрослых было: 10 матерей, 7 отцов, 8 бабушек, 3 дедушек. Среди детей было 6 мальчиков и 6 девочек.
В исследовании мы использовали следующие методы предназначенные для сбора:
. Q-данных (анкетирование);
. Т-данных (анализ продуктов деятельности). Для анализа результатов мы использовали "Кинетический рисунок семьи" Дж. Дилео. [3]
Отметим, что при интерпретации результатов мы сопоставим результаты анкетирования родителей с результатами тестирования детей в этой же семье, чтобы проследить взаимосвязь методов семейного воспитания на ребенка.