Два пересекающихся круга

В. Е. Баранов

ФИЛОСОФИЯ

КУРС  ЛЕКЦИЙ

Учебное пособие

Санкт-Петербург

Издательство Политехнического университета

2014

УДК 1 (075.8)

ББК 87.3

Ф 56

 

Баранов В. Е. Философия. Курс лекций. Учебное пособие. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. 2015. – 208 с.

 

 

Курс лекций создан на основе чтения автором лекций по философии для  бакалавров СПбГПУ и программой, подготовленной кафедрой философии СПбГПУ (СПб., 2012)

Для студентов, обучающихся по техническим, гуманитарным и естественно-научным специальностям.

 

 

  © Санкт-Петербургский государственный
    Политехнический университет, 2013

РАЗДЕЛ  1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

 

Тема 1. 1. Философия, ее предмет и место в культуре

А.   Место и роль философии в культуре

          Наверное, ни одна другая область духа так не озабочена проблемой предмета своего внимания, как философия. Чем занимается философия,  какую роль она играет в обществе? Каков ее социальный смысл (и умысел, и замысел, и промысел)? Эти вопросы всегда волновали философов.

     Наиболее распространенное мнение по этому поводу: философия — это «наука о наиболее общих закономерностях природы, общества и мышления». То есть философия — это наука среди наук. И даже — наука над науками, «наука наук». Традиция такого понимания философии идет от Аристотеля. Все науки хороши, а философия прекрасна – говорил этот древний мыслитель. Потому что отдельные науки изучают причины предметов, а философия – причины причин, или «первые причины». Подобное представление поддерживалось на протяжении всех столетий существования философии, распространено оно и сегодня. Однако наряду с этим всегда существовало и другое понимание философии – как размышлений человека о самом себе, о своей судьбе, о смысле жизни, о счастье или о том, что дороже счастья и т. п. Одним из первых такое понимание философии высказал Сократ. Сегодня эту традицию продолжает современный экзистенциализм, который заявляет, что философия может не иметь никакого отношения к науке, она принципиально вне- научна и не- научна. Наука-де изучает лишь внешний мир, философия же постигает внутренний мир человека. Духовная жизнь общества (и отдельного человека), согласно этим философским позициям может быть наглядно представлена как два непересекающихся круга.

Противоположность двух этих точек зрения должна быть синтезирована в понимании философии как перекрестия, поля взаимоналожения двух кругов, двух сфер культуры: рационально-теоретической и эмоционально-практической, мировоззренческой.

 

Два пересекающихся круга.

 

 

 


Полюс знаний,                                                                    Полюс эмоций,

Научно-рацио-                                                                     ценностно-миро-

нальная сфера                                                                      воззренческая

                                                                                             сфера

 

 

   Философия, философствование — это одновременно, стопроцентно и знание, и эмоции, и теоретическое сознание, и практическое. При этом она функционирует не для самой себя, ее идеи циркулируют в ней не ради ее самой. Она открыта в порождающие ее перекрещивающиеся сферы. В сфере науки, знания, рациональности она представляет компоненты мировоззренчески-практического, эмоционально-ценностного, императивно-повелительного сознания; она не дает науке оторваться от интересов человека и общества и превратиться в никому не нужное схоластическое умствование. Это и есть ее методологическая функция. А в сфере эмоционально-мировоззренческой она представляет знание, рациональность и тем самым не позволяет этой сфере превратиться в произвольное волюнтаристское своеволие, обеспечивает мировоззрение мыслительной, научной основой.И это есть ее мировоззренческая функция.

     Отсюда можно сделать вывод о предмете философии, то есть о поле ее внимания, о том, с чем она непосредственно имеет дело. Философия — это обобщение данных всех конкретных наук с целью выработки рациональных оснований мировоззрения, всей эмоционально-практической, ценностно-императивной сферы общественного сознания; и одновременно философия — это мировоззренческий контроль, определение социально необходимых путей, способов и методов конкретнонаучного познания мира, общества и человека.

Общество, таким образом,  преодолевает «независимость» друг от друга рациональной и практической сфер собственной духовной жизни. Этот ценностно-эмоциональный, мировоззренчески-практический контроль над рассудочной рациональностью есть разум. Древние называли его результатом единства истины, добра и красоты, или мудростью. А стремление к мудрости, любовь к мудрости – фило-софией.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: