Российское телевидение, как и телевидение всего мира, существует за счет рекламы, так как телевизионный бюджет практически на 100% состоит из рекламных поступлений (за исключением государственных каналов и каналов, финансируемых за счет подписчиков).
Привлекательность для рекламодателя, а следовательно, и доход канала, зависят от того, насколько велик у него объем аудитории телезрителей. «Первый канал» и «Россия 1», по оценкам исследователей, в сумме «забирают» в последние годы примерно 50% рекламного бюджета всего российского телевидения. Доля НТВ и СТС составляет 20—22%, оставшиеся проценты достаются третьей группе, состоящей из малых дециметровых каналов —ТНТ, ТВЦ, REN и др.
С января 2008 г. вступили в силу поправки к Федеральному закону «О рекламе», согласно которым количество эфирного времени, отведенного на рекламу на телеканалах в течение часа, ограничено до 15% (т.е. до 9 минут), а максимальная продолжительность блока ограничивается четырьмя минутами.
На нашем телевидении крупнейшие рекламодатели — зарубежные компании. Больше четверти рекламных бюджетов приходится на первую десятку рекламодателей, которая начиная с 1996 г. практически не меняется. Лидирующие позиции в нашем телевизионном рекламном бюджете занимают компании «Прок-тер энд Гэмбл», «Лореаль-Гарнье», «Шварцкопф», «Юнилевер», «Нестле», "«Пепси» и др. Сегодня почти все важнейшие мировые рекламодатели присутствуют на рынке телерекламы России. Бюджеты крупнейших зарубежных рекламодателей на нашем телевидении оцениваются в десятки миллионов долларов в год.
|
|
Российские рекламодатели в последние годы только начинают конкурировать с зарубежными. По оценкам исследователей телерекламы, доля отечественных брендов в рекламных бюджетах крупнейших телеканалов составляет,сегодня около 25%.
В региональном телерекламном бизнесе ситуация другая: там на долю российских рекламодателей приходится около 90% бюджета.
Важнейшие товарные категории на национальном телерекламном рынке — товары повседневного спроса (косметика, парфюмерия, бытовая химия, напитки, корма для животных, туалетные принадлежности). «Звездами» российского телеэкрана стали пиво и лекарственные препараты.
Характеристика телевидения как средства рекламы 89
Вместе с тем в европейских странах в последние годы такая реклама перестает быть преобладающей. И ведущими поставщиками телерекламы становятся строительные общества, банки, страховые компании, рестораны, авиалинии, туристические фирмы, железные дороги, сети мобильной связи, магазины. На первое место выходит потребительская реклама сферы услуг1.
|
|
Преимущества телерекламы заключаются в следующем:
■ занимает первое место по силе воздействия на аудиторию. Ни одна другая реклама не обладает такими богатыми возможностями: уникальным сочетанием изображения, звука, движения, цвета, мимики, жестов. Благодаря этому телереклама является самой наглядной, выразительной, эмоциональной и зрелищной;
ш охватывает практически все слои населения, а в ряде случаев, при условии грамотного размещения, может дать ] хорошую географическую и демографическую избирательность.
Однако несмотря на эти неоспоримые преимущества телерекламы ей присущи и определенные недостатки:
ш высокая стоимость изготовления и проката. Телевидение — это очень эффективное, но и самое дорогое средство распространения рекламы. По данным Американской ассоциации рекламных агентств, производство 30-секунд-ного ролика стоит в США в среднем 222 000 долл. Расценки на изготовление телерекламы в России несколько ниже.
Очень велика во всем мире и стоимость трансляции телерекламы. Максимальные расценки на размещение рекламы — традиционно на «Первом канале», и наиболее дорогим является размещение в субботних и воскресных фильмах, шоу-программах и информационных программах (до 90 000 долл. за минуту).
Нет смысла проводить рекламную кампанию на всю страну, не имея как минимум 300 000 долл. в год. Следовательно, реклама на центральных каналах доступна и целесообразна для крупных фирм, выпускающих массовую продукцию и продающих ее по всей стране. Бизнес-реклама на телевидении, учитывая ее стоимость
Глава 4. Телевизионная реклама
и большой процент лишней аудитории, практически не используется.
На региональных телеканалах расценки на несколько порядков ниже, поэтому рекламу местного характера целесообразно давать по региональным или городским каналам;
* короткое время демонстрации ввиду высокой стоимости и в результате низкая информативность;
ш низкая оперативность;
1 телезритель с помощью пульта может переключиться на другой канал во время рекламной паузы (это явление называют «зеппинг»).
4.2. Виды телевизионной рекламы
Сегодня на телевидении присутствует разнообразная рекламная продукция. Ее можно классифицировать по способу изготовления и жанрам.
В зависимости от способа изготовления выделяют следующие классы телерекламы:
т рекламные клипы;
т фотофильмы;
■ прямые дикторские объявления;
т телетекст;
ш телезаставки;
м бегущую строку;
т нетрадиционную (косвенную) и скрытую рекламу.
Рекламные клипы — это основная рекламная продукция на телевидении. На их долю приходится более 90% телерекламного времени. Они делятся на киноролики и видеоролики.
Киноролики снимают на кинопленку. Их производство требует специальной дорогостоящей техники. Изготовление киноролика может обойтись в несколько сотен тысяч долларов.
Видеоролики — это рекламные клипы, снятые на видео. Это более простая и дешевая рекламная продукция по сравнению с кинороликами. Видеоролик менее качественный, хуже передает цветовые оттенки, чем киноролик.
Рекламные клипы могут быть игровыми и анимационными. Игровые клипы снимают с участием приглашенных артистов.