Биологические основы физической культуры

 

Учебные вопросы:

 

1. Организм человека как единая система

2. Утомление при физической и умственной работе

3. Гиподинамия (гипокинезия), ее неблагоприятное влияние на организм. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека. Средства ФК в совершенствовании организма, обеспечении его устойчивости к физической и умственной деятельности.

4. Регуляция деятельности организма: нервная и гуморальная. Понятие рефлекса.

5. Рефлекторная природа двигательной деятельности. Образование двигательного навыка.

 

 1) Организм человека как единая система

Человеческий организм – сложная саморегулируемая и саморазвивающаяся, единая биологическая система.

Группы органов, выполняющие совместно общие функции, называют функциональными системами (нервная, кровеносная, пищеварительная, выделительная, система органов дыхания, опорно-двигательный аппарат, железы внутренней секреции, сенсорные системы).

Организм человека находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой.

Факторы внешней среды:

· Физическая окружающая среда (атмосфера, вода, почва, солнечная энергия);

· Биологическая окружающая среда (животный и растительный мир)

· Социальная окружающая среда (человек и человеческое общество);

· Производственная среда (производство, труд человека).

Организм и внешняя среда:

1) Окружающая среда постоянно и многообразно влияет на организм. Организм должен своевременно реагировать на все воздействия среды соответствующими приспособительными реакциями. Эти реакции не должны выходить за рамки пределов физиологических колебаний.

Гомеостаз – способность сохранять постоянство химического состава и функций организма.

2) За последнее время окружающая среда, сильно изменилась (экология, гиподинамия). Человеческий организм генотипически не изменился в силу того, что естественный отбор сейчас «не работает». На физиологическом уровне в человеке заложена потребность в движении. Поэтому без выполнения должного объема двигательной активности, организм человека не может нормально функционировать.

 

Утомление при физической и умственной работе

При любой деятельности, если она достаточно интенсивна, или продолжительна, рано или поздно возникает особое физиологическое состояние – утомление

Биологическое значение утомления:

1) Защитный физиологический механизм. Он не только является предупредительным сигналом, но и автоматически приводит к торможению в нервных клетках, обеспечивая защиту организма от перенапряжения.

2) Утомление – фактор развития и совершенствования организма. В ответ на многократно возникающее утомление организм адаптируется, мобилизует свои резервные мощности и за счет феномена сверхвостановления повышает уровень переносимости утомления.

Утомление бывает: физическое и умственное, острое и хроническое

Физическое утомление.

Развивается, проходя через 3 фазы.

1) Фаза скрытого утомления

На данной фазе работа поддерживается на прежнем уровне (утомление компенсируется, скрадывается). Внешне такое утомление может не определяться. Чем более опытен и тренирован спортсмен, чем больше развиты у него волевые качества, тем продолжительнее эта фаза

2) Фаза явного утомления.

Несмотря на максимальные волевые усилия, спортсмен не в состоянии поддерживать работу на прежнем уровне (снижается скорость, сила; нарушается координация движений, появляются многочисленные ошибки в технике их выполнения)

3) Фаза изнеможения.

Здесь исключается дальнейшие выполнения любой мышечной деятельности.

При занятиях физической культурой (но не спортом) не рекомендуется достигать значительного утомления (особенно при самостоятельных занятиях).

Умственное утомление.

Можно сказать, что в общем механизмы физического и умственного утомления похожи. В основе лежит индукционное торможение (последовательная смена возбуждения торможением).

Особенности умственного утомление:

1) По мере накопления усталости наступает состояние, при котором еще возможно совершить умственную работу, но в ней уже не обнаруживается творческого начала.

2) После прекращения интенсивной умственной работы мысли о ней не покидают человека, «рабочая доминанта» полностью не угасает. Здесь незаменимы физические упражнения, которые помогают «переключится» с рабочей доминанты.

 

Гиподинамия (гипокинезия), её неблагоприятное влияние на организм. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека. Средства ФК в совершенствовании организма, обеспечении его устойчивости к физической и умственной деятельности.

Гиподинамия (гипокинезия) - резкое ограничение физической активности, обусловленное особенностями жизни и труда

Она развивается при малоподвижном образе жизни (например при длительных занятиях умственным трудом) и является существенным фактором риска возникновения заболеваний.

 Исходя из постулата целостности нашего организма можно увидеть тесную взаимосвязь умственной и физической деятельности. Одно из основных проявлений этой связи – наличие моторно-висцеральных рефлексов. Суть этого явления состоит в том, что от работающих мышц в ЦНС поступают нервные импульсы, которые по механизму рефлекса изменяют в положительную сторону состояние нервной системы и внутренних органов.

Можно сказать, что универсальным средством ФК в совершенствовании организма выступает тренировка.

 

р                                                           ответный эффект

нагрузка
а                                                                                                            t

б

о

т

о

с

п

 

Средства ФК в обеспечении устойчивости организма к физической и умственной деятельности:

1)Оптимальная физическая тренированность является базой для увеличения общей работоспособности человека, его устойчивости как к физической, так и к умственной деятельности.

2) Физическая культура и спорт незаменимы в обеспечении активного отдыха и переключения на другие виды деятельности (что позволяет снизить темпы развития утомления и более рационально организовать производственную, учебную, или тренировочную деятельность).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: