Регуляция деятельности организма: нервная и гуморальная. Понятие рефлекса

Различают два основных механизма регуляции функций организма: гуморальный и нервный, они взаимосвязаны и вместе осуществляют единую нейрогуморальную регуляцию.

Гуморальный механизм осуществляется за счет химических веществ, находящихся в циркулирующих в организме жидкостях (крови, лимфе, тканевой жидкости).

Отличительные черты гуморальной регуляции:

· химический регулятор через кровь попадает ко всем органам, и только избирательное отношение тканей к нему обеспечивает процесс регуляции;

· небольшая скорость распространения химического регулятора (соответствует скорости кровотока).

Нервный механизм.

Нервные импульсы наоборот распространяются быстро (практически мгновенно), и идут по определенным нервным волокнам к строго определенным органам.

Основным нервным механизмом регуляции является рефлекс - ответная реакция организма на раздражение.

Он реализуется по рефлекторной дуге - пути, по которому пробегает возбуждение от рецепторов до исполнительных органов (мышц, желез), осуществляющих ответную реакцию на раздражение.

Существуют два вида рефлексов: безусловные – врожденные, наследственно передающиеся реакции организма, и условные- приобретенные организмом в течении жизни.

 

Рефлекторная природа двигательной деятельности. Образование двигательного навыка.

Прежде, чем приступить к рассмотрению данного вопроса необходимо вспомнить:

1) Всеми произвольными, сознательными действиями человека управляет кора головного мозга.

2) Группу нервных клеток, выполняющих совместно общую функцию называют нервным центром.

3) Все мышцы человека иннервируются нервными волокнами, по которым осуществляется передача информации в виде нервных импульсов.

Все движения человека по своей природе являются рефлексами.

При занятиях ФК и спортом в результате систематических многократных повторений специфических движений формируются прочные условные рефлексы – двигательные навыки. Они составляют основу техники спортсмена.

Выделяют три фазы образования двигательного навыка:

1) Фаза иррадиации.

 При выполнении разучиваемых движений в коре головного мозга преобладает процесс иррадиации возбуждения (распостранение возбуждения на другие, неработающие, нервные клетки). Это явление сопровождается генерализованой двигательной реакцией, так как в процессе сокращения вовлекаются дополнительные, не нужные в данный момент нервно-мышечные единицы, а движения кажутся нечеткими, неуклюжими, неточными.

2) Фаза концентрации.

В результате многократных повторений, в коре головного мозга начинает преобладать процесс концентрации возбуждения именно в тех нервных клетках, которые необходимы для данного движения. Окружающие этот центр участки коры находятся в состоянии торможения. Движения становится четным, точным, экономным.

3) Фаза автоматизации.

Многократные систематические, повторения сформировавшегося движения приводят к переключению управления его элементами с коры больших полушарий на подкорковые центры.

При выполнении двигательного навыка сознание концентрируется на его конечной цели – лучше, сильнее, быстрее, точнее, а частные детали движения не осознаются, они выполняются автоматически.

 

Здоровье. ЗОЖ.

 

Вопросы:

 

1. Понятие «здоровье», критерии его оценки. Факторы, влияющие на здоровье.

2. Содержательные характеристики составляющих ЗОЖ.

3. Здоровый образ жизни студента

Понятие «здоровье», критерии его оценки. Факторы, влияющие на здоровье.

Существуют различные подходы к определению понятия "здоровье":

1) здоровье – это отсутствие болезней;

2) "здоровье" и "норма" понятия торжественные;

3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант.

Итоговое определение: Здоровье – это целостное, многомерное, динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала, в условиях конкретной экономической и социальной среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Критериями оценки здоровья могут являться:

1. Уровень физической работоспособности и морфологического развития

2. Наличие хронических заболеваний, физических дефектов

3. Возможность адаптироваться к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды (физической, биологической, социальной)

Основным критерием соматического (телесного здоровья) выступает аэробная производительность организма (показатели – равномерный бег 2-3 км)

Происхождение болезни имеет два источника:

1) состояние человеческого организма (внутреннее основание)

2) внешние причины, на него воздействующие.

Следовательно, для предупреждения болезней повышения жизнеустойчивости организма есть два способа: или удаление внешних причин, или оздоровление, укрепление организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать эти внешние причины.

Первый способ мало надежен, поскольку человеку невозможно устранить внешние факторы болезни (эта проблема решается только государством).

Второй способ более результативен. Он заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни, и в то же время закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов.

Факторы, влияющие на здоровье:

Образ жизни 50%

Генетика 20%

Внешняя среда 20%

Здравоохранение 10%

 

Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни.

Основные составляющие здорового образа жизни:

1. оптимальная двигательная активность;

2. правильный режим труда и отдыха;

3. рациональное питание;

4. выполнение требований санитарии, гигиены,

5. закаливание;

6. отсутствие вредных привычек;

7. наличие культуры межличностного общения;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: