Тема 1. Введение в историю музыкальной педагогики

Музыкальная педагогика как область музыкальной культуры, обеспечивающая ее сохранение и развитие. Основные задачи музыкальной педагогики. Задачи музыкальной педагогики. Два аспекта музыкальной педагогики.

Музыкальная педагогическая деятельность представляют собой органичное единство воспитания и обучения.

Под музыкальным воспитанием следует прежде всего понимать формирование музыкального эстетического чувства, воображения, художественного мышления, вкуса как механизма ориентировки в музыкальной среде и средства эстетической оценки музыки. Сюда входит также развитие музыкального слуха как инструмента, позволяющего проникать в материально-звуковую ткань музыки, постигать ее структуры.

Под обучением музыке следует понимать формирование умений и навыков конкретной музыкальной деятельности, связанной прежде всего с исполнением и сочинением музыки, а также сообщение знаний о музыке и музыкальной культуре. Обучение музыке, составляющее задачу музыкального образования, ориентировано, в основном, на подготовку музыкантов-профессионалов.

Противопоставляя понятия воспитания и обучения (образования), нужно видеть и их близость, сопряженность и неразрывность. В связи с этим небезынтересным может оказаться небольшой этимологический анализ. В немецком языке слова Bildung (образование) производно от Bild (образ, изображение) и может означать также "оформление", "формирование" и даже "создание". Слово "педагог" греческого происхождения, буквальный его смысл – руководитель, воспитатель детей (paidos = дитя + agogos = ведущий). Старославянское "образовать" производно от "образ" (подобие) и означает "создать", "составить".

Теоретическое знание, получаемое музыкально-педагогической наукой, используется в практической работе для обоснования содержания и форм обучения, выбора соответствующих его задачам методов, для оптимальной организации учебного процесса. Вместе с тем музыкально-педагогическую деятельность можно считать своеобразным видом искусства, требующим от учителя не только глубоких знаний, но и яркой индивидуальности, проявлений творческой интуиции и психологического чутья. Это необходимо как для постижения содержания музыкального произведения, так и для творческих контактов с учащимися, которые могут осуществляться лишь при условии личностной эмпатии, совместного художественного переживания. Значение отмеченных моментов для музыкальной педагогики особенно велико, поскольку они совпадают с коренными признаками музыкальной одаренности, имеющей, как известно, коммуникативную природу.

В целом музыкальная педагогика может рассматриваться как часть эстетического воспитания. Поэтому актуальной представляется разработка общих основ художественной педагогики, применимых ко всем формам профессионального художественного образования, а также к общехудожественному воспитанию молодежи.

Если же обратиться к внутреннему строению музыкально-педагогического процесса, то в нем нужно выделить три взаимосвязанных компонента: формирование личности музыканта, его художественно-эстетическое и профессионально-техническое воспитание. В центре этой триады стоит художественное воспитание. Выше мы определили его принципиальные задачи. Добавим, что современное понимание художественного воспитания предполагает формирование творчески активного музыканта, опирающегося в своей деятельности на разнообразные явления музыкального и других видов искусства, способного охватить широкий круг культурных ценностей. Широко понимаемое художественное мышление включает в себя духовное и нравственное начала, а следовательно, приобретает при соответствующих условиях общественное идеологическое, а порою и политическое значение. Как весьма важную функцию музыкальной педагогики следует рассматривать приобщение учащихся к тем формам общественной активности, которые выражаются в просветительской, гуманитарной деятельности. При этом гражданские качества музыканта проявляются не в стороне от его непосредственного профессионального дела, а в нем самом. Долг художника и долг гражданина становятся нравственной основой его деятельности.

Тесно связано с художественным воспитанием техническое вооружение музыканта. Без него невозможна художественная деятельность. Исполнительская и композиторская техника оказываются не внешними средствами воплощения художественного замысла, в известном смысле они включаются в него, регулируют творческий процесс. Повторяя эту тривиальную в сущности мысль, мы хотим еще раз подчеркнуть неразрывность всех указанных нами компонентов музыкально-педагогического процесса.

                  Из истории музыкальной педагогики. Основные этапы.

Педагогика – одно из древнейших искусств, которыми владеет человечество. Оно рождалось вместе с человеческим родом. Все, что является достоянием взрослых членов общества, должно быть передано следующим поколениям. Становление музыкальной культуры привело к возникновению музыкальной педагогики. Существуя на первых порах в латентных, невычлененных из других видов деятельности формах, музыкальная педагогика со временем выделилась в самостоятельную область деятельности. Социальная цель музыкальной педагогики – сохранение и развитие культурно-художественных традиций, накопленного художественного мастерства, культуры музыкального слуха путем формирования как музыкантов-профессионалов, так и любителей музыки (1).

Наконец, зарождается и наука, исследующая эту форму человеческой деятельности, наука об искусстве музыкального воспитания и обучения – "музыкальная педагогика". Долгое время она существовала в единстве с другими разделами педагогики и лишь в относительно недавнем прошлом выделилась в самостоятельную область знаний, впрочем, переживающую до сих пор период своего становления. И все же мы с полным правом можем говорить о том, что музыкальная педагогика как практическая деятельность и как область научного знания имеют длительную и богатую историю.

Изучая историю музыкальной педагогики, следует, с одной стороны, иметь в виду ее теснейшую связь с развитием искусства, культуры, общества в целом. Вместе с тем нужно видеть и другую сторону явления: музыкальная педагогика имеет свою особую жизнь, свою логику. Она постоянно накапливает опыт, хранит и развивает художественные и педагогические традиции.

Между различными историческими этапами музыкально-педагогической практики устанавливаются отношения преемственности, приемы и методы музыкальной педагогики становятся историческим достоянием и живут как явления культуры. Вступая во взаимодействие с новыми явлениями музыкальной действительности, они испытываются ими, сохраняют действенность, если отвечают новым культурно-историческим условиям, или отмирают, если приходят в противоречие с ними. Этим, в частности, определяется борьба различных тенденций в музыкальной педагогике. Музыкально-педагогический процесс определенного исторического периода, его содержание и формы представляют собой органичное единство, обусловленное как воздействием внешних по отношению к нему факторов (ответ на запросы музыкальной культуры), так и имманентных законов развития музыкальной педагогики. Этим, в частности, обусловлен известный консерватизм музыкального образования, не поддающегося каждодневным веяниям, влияниям краткосрочной моды, но отвечающего на действительные запросы времени. Тот, кто имеет возможность в течение достаточного срока наблюдать развитие музыкального образования, может заметить, что многие казалось бы прогрессивные начинания в этой области нередко отмирают, не принимаются так называемой педагогической рутиной. И в этом процессе нужно видеть не только отрицательные, но и положительные стороны.

Исторические формы музыкальной педагогики определяются степенью развития музыкальной культуры, ее типом, характером музыкальной активности членов того или иного общества. Они зависят также от культуры общества в целом, от строя жизни, от организации труда и быта, от содержания духовной жизни общества. На музыкальную педагогику оказывают влияние организация общественной жизни, социальные отношения, устанавливающиеся как между музыкантами, так и между музыкантами и теми, кого обслуживает их искусство, например, придворной аристократией, буржуазной городской средой и пр. Еще один фактор (и вместе с тем сторона) развития музыкальной педагогики – степень ее вычлененности (или невычлененности) из других форм музыкальной деятельности. Мы имеем в виду возможность обучения музыке как в специфических условиях школы, так и в процессе совместного музицирования, например, в музыкальных исполнительских коллективах.

Короче говоря, на развитие музыкальной педагогики оказывает влияние сложное переплетение социальных, культурных факторов. В ней отражаются, с одной стороны, процессы развития музыкального искусства, музыкальной жизни, музыкальной культуры в ее совокупности, а с другой стороны, – сказывается воздействие других областей педагогики. Воздействия эти осуществляются на разных уровнях. В музыкально-педагогическую сферу переносится, прежде всего, общий дух отношений учитель-ученик, характерный для определенного времени, для той или иной культурной среды. В нем содержатся и более общие моменты, такие, например, как стиль отношений между людьми различного возраста. Воздействуют зарождающиеся и реализующиеся в различных формах обучения методы, не буквально переносимые в музыкальную педагогику, но трансформирующиеся в ней согласно специфике музыкального обучения. Например, актуализация проблемного метода обучения в области музыкальной педагогики не может буквально совпадать с теми формами работы, которые имеют место в других сферах образования. Но установка на самостоятельное решение проблем, на поиск индивидуальной исполнительской концепции, что лежит в русле указанного метода и составляет его принципиальную отличительную, более того, сущностную черту, несомненно может найти отражение в музыкальной педагогике. На музыкально-педагогический процесс.



Тема 2. Современные тенденции развития отечественной и зарубежной музыкальной педагогики. Профессиональные образовательные системы (ДМШ-ССУЗ-ВУЗ): практика и теория, проблемы и перспективы

            Общая характеристика отдельных звеньев образовательной системы. Особенности начального музыкального образования: проблемы эстетического воспитания, современные формы организации учебного процесса (межпредметные связи, проблемные ситуации, ролевые игры). Признаки и критерии оценки действующей модели ДМШ, пути совершенствования.

       Музыкальные ССУЗы и их роль в профессиональном обучении. Музыкально-теоретические дисциплины в среднем звене профессионального образования. Концепция «Музыкальный язык - речь-мышление» и ее роль в воспитательном и образовательном процессе. Проблемы преодоления узкограмматической ориентации в обучении.

       ВУЗовская модель обучения. Госстандарты и модель специалиста. Проблемы профилизации в преподавании музыкально-теоретических дисциплин, авторские программы и альтернативные методики.

Педагог-исследователь – современная модель специалиста-музыковеда. Новые специализации музыковеда, академическая и прикладная направленность деятельности.

       Проблемы интенсификации и оптимизации учебного процесса в современном музыкальном ВУЗе.

       Западные модели профессионального обучения.

       Проблема преемственности и непрерывности образования музыканта: современные концепции и эксперименты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: