Основные направления и содержание экологического воспитания и образования в основной и старшей школе

 Современный этап экологического образования в основной и старшей школе связан с моделью естественнонаучной картины мира и нашел свое отражение в Концепции общего экологического образования для устойчивого развития.

 В Концепции современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности и воспитанности, которое включает в себя:

 - экологическое мышление,

- опыт экологически рефлексивных, оценочных и проектных действий,

 - формирование экологической культуры и общественных ценностей,

- формирование оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем,

- исполнение своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека,

- понимание рационального потребления природных ресурсов.

Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация учащихся средней и старшей школы, которая обеспечивает такие умения как:

- ориентация в системе нравственных категорий экологической этики,

- приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором,

- освоение познавательной модели, воспитание экологической ответственности,

- формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях,

- накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни.

Целью экологического образования в основной и старшей школе становится формирование экологического мировоззрения. Трактовка понятия «экологическое мировоззрение» может быть описана следующими основными качественными характеристиками:

- экологические методы научного познания, информационные технологии, компьютерное моделирование;

-экологические критерии оценки знаний и практического опыта;

-осознание и утверждение приоритета всех форм жизни на Земле;

-обогащение мирового научного и практического опыта человека в социальной и природной среде;

-ответственное отношение к природе, материальным, социальным и духовным ценностям.

Основными направлениями экологического образования в основной и старшей школе являются: естественнонаучное, натуралистическое, этическое, этническое, гуманистическое.

  Естественнонаучное направление предполагает обучение через знания по таким учебным предметам, как география, биология, экология, химия, физика, основы безопасности жизнедеятельности.

  Натуралистическое направление направлено на изучение природы в природе; в основе этого направления лежит стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.

Этическое направление пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе: экономия воды, энергии, вторичное использование ресурсов.

Этническое включает стремление использовать опыт народов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой.

Гуманистическое направление – это знание того, что решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.

Процесс обучения в основной и старшей школе в соответствии с ФГОС реализуется через системно-деятельностный и культурно-исторический подходы, и должен строиться с учетом основных принципов, обозначенных в данном документе. Принцип междисциплинарности экологического знания, которое базируются на комплексном подходе к развитию человека, общества, природы. Центрический принцип, который предполагает отбор наиболее актуальных знаний для учащихся разных типов образовательных учреждений, необходимых для индивидуального личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы. Культурологический принцип, направленный на воспитание ценностей в соответствии нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края. Краеведческий принцип, связанный с изучением культурно-исторического наследия малой Родины.

При формировании содержания экологического образования должны быть выяснены методологические основы и принципы, которые разрабатываются на основе философии, педагогики, психологии, антропологии, естественных наук. Методологической основой экологической грамотности как части экологического образования является диалектико-материалистическое понимание проблемы взаимоотношения человека и природы, способных жить в полной гармонии друг с другом.

На общеобразовательном уровне в содержание учебных дисциплин в старшей школе должно быть включено рассмотрение всех сторон взаимодействия общества и природы: идеологической, экономической, нравственно-эстетической, научно-теоретической и практической. Являясь основой и предпосылкой научного мировоззрения, именно естественнонаучные знания должны отражать в своем содержании четкое миропонимание, которое постоянно меняется от уровня научных знаний человечества.

Формирование экологической грамотности в процессе изучения естественнонаучных дисциплин предполагает экологизацию всего процесса обучения. Назовем основные требования к содержанию экологического образования:

- формирование у учащихся представлений о единой картине мира, природы с точки зрения самого предмета, методов и форм описания;

- формирование представлений о процессе научного познания, включая не только систему знаний о природе, но и теоретико-познавательные принципы, методы и средства;

- формирование у подростков элементов научного мышления, предлагая учащимся приводить экологические примеры из повседневной жизни и будущей профессии,

- формирование личностного отношения к окружающей природной среде и место человека в ней.

Определяя содержание естественнонаучных дисциплин при их экологизации, необходимо придерживаться главных принципов в стратегии образования в области окружающей среды.

При организации экологического образования и воспитания учащихся средней и старшей школы необходимо учитывать возможность более широкого и глубокого изучения природы, общества людей и себя как личности.

Согласно классического университетского учебника «Устойчивое развитие человечества»,  в современном понимании содержание полного экологического образования должно включать следующие разделы:

«- основные сведения по общей экологии: это реакции организмов популяций и сообществ на факторы внешней среды, а также внутрипопуляционные процессы и закономерности развития сообществ;

- учение о биосфере, круговороте веществ, эволюции биосферы;

- демографические закономерности роста численности человечества;

- основные этапы эволюции хозяйственной деятельности человечества;

- знакомство с основными научными прогнозами дальнейшего развития человечества в связи с ограниченностью природных ресурсов и опасностью снижения устойчивости биосферы в результате значительного антропогенного нарушения природных механизмов саморегуляции, уменьшения биологического разнообразия;

- анализ проблемы исчерпаемости невозобновимых ресурсов, возможностей ресурсосберегающих технологий;

- энергетические ресурсы и проблема глобального изменения климата Земли в результате дальнейшего увеличения энергопотребления; стратегия экономии энергии;

- проблема загрязнения окружающей среды, неблагоприятного воздействия на людей; способы снижения загрязнения окружающей среды; малоотходные технологии;

- законодательные, экономические и организационные методы предотвращения экологического кризиса и обеспечения экологической безопасности;

- значение международного сотрудничества, образования и просвещения, участия общественности и роль каждого человека в решении экологических проблем;

- концепция устойчивого развития человечества, гармоничного сочетания экономического роста, экологической устойчивости и социального благополучия».

Все перечисленные выше разделы экологического образования выстроены в строгой логической последовательности так, что каждый следующий опирается на предыдущие и отвечает на возникающие в ходе обучения главные вопросы. Например, для выяснения характера и силы воздействия человечества на биосферу, необходимо прежде всего, иметь ясные представления о закономерностях изменения численности народонаселения. Затем о скорости исчерпания природных ресурсов по мере развития человечества. Потом отдельно о возможных запасах энергетических ресурсов, благодаря которым можно в значительной мере компенсировать недостаток того или иного материального ресурса. После этого возникает вопрос о трансформации потребляемых ресурсов в отходы и их воздействии на живое. Пытаясь получить затем ответы на вопросы: что делать? как сохранить ресурсы, избавиться от опасных загрязнений, обеспечить экологическую безопасность, устойчивость биосферы? Осуществляется переход к организационным, экономическим и правовым аспектам совершенствования природопользования.

Порядок и основное содержание экологического образования структурировались постепенно и параллельно на протяжении последних сорока-пятидесяти лет. В школах России экологическое образование осуществляется комплексно - через различные дисциплины, имеющие прямое отношение к изучению природы и всевозможных воздействий на нее. Соответствующие разделы после долгих дискуссий были включены в программы курсов природоведения, биологии, географии, экологии, химии, физики, основ безопасности жизнедеятельности.

Содержание экологического образования и воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности и реализуется через компетентностный подход в экологическом образовании.

Компетентностный подход в экологическом образовании - новое направление исследований в теории и практике педагогики, отражающее основные идеи Концепции модернизации российского образования. Отличие экологически компетентного учащегося от экологически образованного учащегося, заключается в том, что первый не только достиг определённого уровня экологических знаний, умений, навыков, но и способен реализовать их в повседневной жизнедеятельности. Основой формирования экологической компетентности школьника являются экологические компетенции. В самом общем виде под экологическими компетенциями подразумеваются способности учащегося понимать окружающую социоприродную среду и рационально взаимодействовать с ней.

 Формировать у школьников экологические компетенции можно через подготовку его к самостоятельному ответственному действию по решению экологических проблем, осуществляемому на основе экологически ценностного самоопределения, и через активное взаимодействие с окружающим социоприродным миром, в ходе которого он учится понимать, изменять себя и окружающий мир.

Образовательный процесс, нацеленный на формирование экологических компетенций школьников, должен быть ориентирован на создание ситуаций и поддержку действий, которые для учащихся имеют практический смысл и могут опираться на жизненный опыт.

Часть 5.

 Экологическое воспитание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: