На уроках естественнонаучного и гуманитарного циклов

Самой активной формой организации экологического образования и воспитания в основной и старшей школе, также как и в начальной является урок, так как он проводится систематически на протяжении всех лет обучения и охватывает всех учащихся. На уроках решаются не только познавательные, развивающие, но и воспитательные задачи. Важное место в экологическом воспитании и образовании школьников занимают уроки природоведения, окружающего мира, биологии, географии, экологии, ОБЖ.

Знания по современной экологии формируются на стыке именно этих наук. Интеграция экологического компонента с базовыми предметами расширяет область естественнонаучных знаний, показывает их связь с жизнью.

Учитывая особую значимость экологических вопросов в обучении школьников важно определить возможности каждого курса.

Предмет «Окружающий мир» представляет широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Данный курс, имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт школьникам материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

В рамках же данного предмета, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, могут быть решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» должен лежать проблемно-поисковый подход, обеспечивающий учащимся  новые знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом необходимо использовать разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся могут вести наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполнять практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. На уроках окружающего мира возможны дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений природы. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Уроки могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

Предмет «Природоведение» входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы. Курс «Природоведения» является пропедевтическим по отношению к естественным наукам. Содержание курса интегрировано и включает понятия по основам биологии, физики, химии, географии. Обучение природоведению необходимо проводить с учетом психологических особенностей детей 10-11-летнего возраста, которые воспринимают природу как нерасчлененное единое целое. Следует исходить из того, что учащиеся данного возраста наряду с присущим им образно-практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия.

На уроках природоведения формируются такие компетенции как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные  и компетенции личностного самосовершенствования.

В стандарт по природоведению включены следующие требования: определение природных объектов, наблюдение, опыты, измерения, ориентирование на местности, конструирование моделей и установок для наблюдений и опытов, использование справочной литературы, участие в социально–ориентированной деятельности по изучению экологических проблем своей местности.

Систематическое изучение основ экологии происходит в курсе биологии. Начальные экологические знания на первых уроках биологии раскрываются в виде понятий. Овладение экологическими понятиями – главный путь вооружения школьников основами экологии. Глубокие экологические знания, на основе которых формируется мировоззрение, связаны с усвоением системы понятий, так как в системе отражаются теории, основные идеи науки, движение и взаимосвязь понятий.  Экологические знания имеют многоаспектный характер. Прежде всего, они несут большой мировоззренческий потенциал, являющийся средством формирования правильного научного миропонимания. На примере экологического содержания школьники уже в разделе «Растения» знакомятся с фактическим материалом, который вместе с другими биологическими понятиями курса способствует выработке диалектико-материалистического понимания процессов и явлений, происходящих в природе. Интеллектуально-развивающий аспект экологических знаний связан с развитием навыков к наблюдению и выявлению экологических явлений в природе.

На уроках биологии в 7 классах происходит совершенствование и закрепление имеющихся знаний и представлений о природе как общественной и государственной собственности и правовом механизме охраны и регулирования эксплуатации естественных богатств, а также формируются эколого-правовые убеждения школьника. Это обусловлено, с одной стороны, резким возрастанием в подростковый период психофизиологических возможностей учащихся, а с другой - значительным расширением тем экологического содержания. Уроки биологии несут не только определенный заряд разнообразия информации, касающейся правового аспекта экологической проблемы, но и развивают логику причинно-следственного мышления, учат школьников анализировать, синтезировать и сравнивать воспринимаемые ими явления и факты общественной жизни, регулируемые нормами природоохранного права. В результате дифференцируется усваиваемый учащимися эколого-правовой материал, они начинают расчленять приобретенные ими знания в области правовой охраны природы на относительно однородные группы:

- основные виды охраняемых законом естественных ресурсов и территорий, их значение в хозяйственной жизни общества;

- способы отрицательного антропогенного воздействия на природу, последствия их применения;

- элементы правовой системы контроля над природопользованием и охраной окружающей природной среды;

- содержание, формы и методы деятельности по сохранению, восстановлению и рациональной эксплуатации природных богатств.

Роль раздела «Человек и его здоро­вье» в экологическом образовании уча­щихся имеет большое значение, так как именно на человека, его здоровье и благополучие наибольшее влияние оказывает сложившаяся экологиче­ская ситуация. Традиционная проблема ох­раны природы переросла сегодня в бо­лее широкую проблему охраны окружаю­щей человека среды. В связи с этим уроки данного раздела приобретают особую значи­мость в экологическом образовании школь­ников, и усовершенствованная программа по биологии предусматривает расширение экологических знаний в его содержании.

Обучение биологии в средней (полной) школе характеризуется повышением теоретического уровня и усилением практической направленности занятий по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека и общей биологии. В результате обобщения этих разделов биологии, углубляются и систематизируются природоохранительные знания и представления учащегося, продолжается формирование структуры его экологического сознания и мировоззрения.

Экологическое образование и воспитание школьников в процессе обучения физике связано, прежде всего, с формированием у школьников представлений о целостности природы, взаимосвязи протекающих в ней явлений и их причинной обусловленности, о взаимодействии человека и природы и нарушении вследствие этого некоторых природных процессов; с выработкой убеждения в необходимости рационального использования окружающей среды и защиты ее от всякого рода загрязнений, в возможности применения научных идей и открытий для «нейтрализации» отрицательных последствий научно-технического прогресса, например, таких вредных физических факторов, как шум, вибрации, электромагнитные поля различных частот, обусловленные широким использованием электроприборов на производстве и в быту, ростом числа и мощности радио- и телестанций, радиолокационных установок. На уроках физики необходим показ возможных путей выхода из назревающего экологического кризиса, основанных на достижениях в области современной физики и техники. Развитие атомной энергетики и использование возобновляемых источников энергии, применение магнитогидродинамических установок, новейшей измерительной аппаратуры и электронно-вычислительной техники, космических методов контроля за окружающей средой - представляет собой другой важный аспект экологического образования школьников при обучении физике.

Изучая курс физики, ученики должны получить четкое представление о взаимосвязи общества и природы, о значении атмосферы для существования жизни на Земле. Важно говорить о главных источниках загрязнения, влиянии этих загрязнений на окружающую среду и жизненные процессы, о мерах охраны живой природы от воздействия вредных физических факторов, о возможных пагубных последствиях преобразования природной среды. Сделать это можно, не расширяя и не перегружая программу, а акцентируя внимание учеников на проблемах экологии тесно связанных с учебным материалом, и организуя соответствующую внеклассную работу.

Химия - это предмет, при изучении которого экологические аспекты можно отражать практически на каждом уроке. В основе экологического воспитания лежат представления о взаимосвязи состава, строения, свойств веществ и их биологических функций, двойственной роли в живой и неживой природе, биологической взаимозаменяемости химических элементов и последствиях этого процесса для организмов.

Курс химии дает возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитать у них чувство личной ответственности за ее сохранение.

Например, при изучении темы «Первоначальные химические понятия», учащиеся должны получить начальные представления о химическом элементе и связанных с ним понятиях. Помимо теоретических знаний учащиеся приобретают практические умения по проведению химического эксперимента, например при очистке веществ и разделении смесей. В связи с этим представляется возможным знакомить учащихся с рядом понятий: «загрязнители», «источники загрязнений», «современные способы очистки веществ и отходов в промышленности».

Главная воспитательная цель темы «Кислород. Оксиды. Горение» - подвести учащихся к восприятию здоровья человека как общественной ценности, к оценке роли зеленых насаждений в улучшении состояния окружающей среды, научить их определять масштабы загрязнения и предвидеть возможные последствия этого процесса для природы и человека.

При изучении темы «Общие свойства металлов» можно показать двойственную роль ионов металлов в природе в зависимости от их концентрации. Рассмотреть коррозию как фактор загрязнения окружающей среды.

Изучая металлы, необходимо говорить о влияние алюминия на нервную систему человека. Отрицательное действие алюминия на дыхательную систему рыб, токсическое действие солей двухвалентного железа на организм человека.

При изучении свойств и применения углерода и его соединений следует обращать внимание учащихся на одну из современных экологических проблем – возникновение «парникового эффекта», приводящего к потеплению климата.

В условиях экологизации химического образования возрастает роль расчетных и творческих задач с экологическим содержанием. Использование на уроках химии таких задач направлено на изучение богатств родного края, способствует пониманию сущности экологических проблем, способствует гуманитарному воспитанию.

География занимает одно из основных мест в экологическом образовании школьников. Общеизвестно, что предмет географии дает возможность изучать экосистемы на всех уровнях – от планетарного до ландшафтного. В настоящее время усилена экологическая направленность содержания всех курсов школьной географии, что вызвало необходимость увеличения сведений о многогранной значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии его на природу, о взаимосвязях в природе, о природе как едином целом. Экологическое образование и воспитание на уроках географии заключается, прежде всего, в формировании экологического мышления, умении делать экологические выводы и заключения на основе имеющегося материала.

Экологическое содержание школьной географии может быть успешно раскрыто разными способами, прежде всего путем прямого расширения экологической информации, введения дополнительных сведений при изучении ряда тем и разделов.

Физическая география широко освещает все компоненты окружающей среды и их взаимосвязь. В начальном курсе физической географии необходимо знакомить учащихся  с понятием «экология». Закрепляется термин «экология» при изучении темы «Литосфера», а затем знакомстве с понятиями «исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы». При изучении темы «Разнообразие рельефа земной поверхности» необходимо обращать внимание детей на характер изменения природы человеком на конкретном участке местности, выяснять причины этих изменений. Изучение темы «Воды суши» предоставляет большую возможность расширить представление детей об экологии. География материков и океанов предполагает дальнейшее изучение экологической науки, чтобы продолжить формирование у детей значимости экологических знаний, представлений об экологии биосферы, о функциях живого вещества биосферы.

Изучая тему «Типы климата», ученики знакомятся с антропогенным влиянием на глобальные и региональные климатические процессы. Хороший результат в экологическом образовании дают различные мониторинги: «Определение запылённости воздуха вокруг школы в разных местах», «Подсчёт количества машин, проходящих за день около школы» и многие другие, посильные школьникам.

На уроках географии при изучении темы природопользования, старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде проектов, презентаций, публикаций.

В филологической образовательной области особое внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию при изучении предметов гуманитарного цикла, перед которым поставлена задача – сформировать блок необходимых знаний для духовно-нравственного образования, воспитания и развития школьников, усвоения основ здорового образа жизни.

Экологическое образование в курсах истории, обществознания обогащает знаниями об этнических и мировых традициях возникновения человеческих поселений и градостроения, о развитии отношений человека с природой, раскрывает губительное влияние для народов и государств технократической политики и войн, дает понятие о правовых нормах природопользования.

Работа по экологическому образованию и воспитанию школьников может быть организована и на уроках литературы.  В 5-9 классах на уроках, посвященных изучению лирики важно не только знакомить учащихся с замечательными русскими поэтами, но и показывать, что у каждого из поэтов свое видение окружающего мира и природы. Необходимо учить школьников способности восхищаться красотой природы, которую увидели и запечатлели в своих стихах поэты.

В 10 классе тема «Человек и природа» рассматривается при анализе романа «Отцы и дети». В частности, на уроке «Проблемы вечных человеческих ценностей в романе Тургенева «Отцы и дети», наряду с другими, ставятся вопросы: «В чем прав, в чем не прав Базаров в своих высказываниях о природе?», «Как решается эта проблема в наши дни?» Учащиеся анализируют пейзажи, помогающие понять не только отношение Базарова к природе, но и отношение самого Тургенева к природе. Говорить об экологии сегодня необходимо, изучая произведения Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Уроки литературы экологической направленности предполагают следующую работу:

- анализ произведений пейзажной лирики,

- исследовательскую деятельность экологической направленности,

- конференции по произведениям писателей и поэтов,

- проектную деятельность, защита презентации, творческая работа, сочинения, стихи, рассказы, дискуссии ролевые и ситуационные игры экологического содержания.

Уроки русского языка экологической направленности предполагают следующую работу:

- разработку и внедрение в учебный процесс заданий по русскому языку с экологическим наполнением,

- экологический диктант;

- ведение и оформление экологического словаря и словаря природы;

-работа с текстами о природе, об экологических проблемах,

- наблюдение за своим любимым уголком природы,

- оформление стенда «Природа и мы»,

- работа с картинами русских художников-пейзажистов,

- оформление классного альбома «Наши питомцы».

 Литературно-филологическое образование имеет богатейшие возможности нравственно-эстетического осмысления действительности и экологических проблем. Язык и речь, усваиваемые на этих уроках, – главные элементы среды обитания людей, отдельных коллективов и целых народов, вербальное средство закрепления культурных достижений о традициях природопользования и здорового образа жизни как составной части экологической и общей культуры человека.

Уроки иностранных языков  также способствуют экологическому образованию и воспитанию школьников. Изучая культуру различных стран на уроках иностранного языка, ученики знакомятся с позитивным опытом сохранения и защиты природных богатств и положительными экологическими установками носителей языка. В любом учебнике по иностранному языку обязательно присутствует один или несколько разделов, посвященных проблеме окружающей среды и раскрывающих различные аспекты этой темы в соответствии с возрастом обучающихся и их уровнем владения языком. Материал уроков дополняется освещением экологических проблем глобального характера по разным странам и континентам, примерами целесообразного их решения, активности экологических организаций, общественных движений и опытом природоохранной работы.

Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основано на идеях сохранения среды обитания и природных ресурсов, формирования у школьников активной жизненной позиции в вопросах обеспечения личной безопасности, безопасности общества. В содержании этого курса вопросы экологической безопасности занимают важное место.

В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» предусмотрены такие темы, как «Изменение среды обитания человека в городе», «Нарушение экологического равновесия», «Нарушение экологического равновесия в местах проживания», «Экология и безопасность». В программах основного общего образования стандартов второго поколения в модуле «Основы безопасности личности, общества и государства» предусмотрена тема «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Экология и безопасность».

Часть 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: