Ступени школьного экологического образования и общие требования к уровню подготовки учащихся

Общие требования к уровню экологического образования школьников изложены в методических рекомендациях по реализации экологического образования в ФГОС второго поколения, авторами которых являются Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю.

Рассмотрим требования, предъявляемые на каждой ступени образования.

В начальной школе ключевые задачи экологического образования связаны с усвоением учащимися социально поощряемых стереотипов поведения в окружающей среде. Учащиеся усваивают социальные нормы экологически безопасного поведения, они мотивируются на действия в интересах безопасности жизни, здоровья человека и окружающей его среды.

Ведущими источниками отбора содержания являются экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания. В начальной школе формируется коллективный опыт совместного применения учащимися универсальных учебных действий для практических действий по организации экологически безопасных условий учебы и быта. Учащиеся на первой ступени образования учатся осуществлять рефлексию предметных результатов своих действий для окружающей среды и здоровья человека.

На первой ступени экологического образования формируются ценности, связанные с понятиями Родина, природа, усваиваются нормы экологической культуры, многонациональный опыт экологической культуры в России. В ходе учебного процесса идет экологическое воспитание личности. Основное педагогическое средство на данном этапе, используемое педагогом - это развивающие ситуации игрового и учебного типов. [1]

В основной школе ключевые задачи связаны с формированием основ экологической грамотности учащихся, становлением экологической познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений, и на этой основе идет формирование экологического стиля мышления. У учащихся на данной ступени образования развивается рефлексия внутреннего плана своей деятельности, а также навык применения универсальных учебных действий, предметных знании и умений в решении разных экологических проблем.

В этом возрасте накапливается опыт исследований по проектированию экологически безопасной среды жизни, формируются ценностные ориентации на устойчивое развитие.

Ведущие источники отбора содержания – экологическая наука, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей. Формируется рефлексивно-оценочный опыт решения психологических противоречий при принятии решения. Основными видами внеурочной деятельности являются исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, личностно- и социально значимого проектирования, учебного и социального позиционирования, профильной, трудовой и профессиональной ориентации, деятельностных проб трудовой направленности. Формируются такие ценности, как гражданская, этнокультурная и общероссийская идентичность; экологическая этика; социальное партнерство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; эколого-культурные духовные и культурные традиции многонационального народа России. Основное педагогическое средство: развивающие ситуации учебно-проектного типа. [1]

В старшей школе ключевые требования связаны с расширением опыта творческой и познавательной модели, рефлексивно-оценочных действий в ситуациях профессионального самоопределения. Источниками отбора экологического содержания являются научные закономерности, теории, модели экологических связей в системе «человек – общество – природа». Формируется опыт социализации учащегося в качестве субъекта проектирования своего жизненного пути, профессионального самоопределения с учетом проблем экологии, здоровья, безопасности жизни. [1]

Система экологического обучения и воспитания рассматривается как часть системы школьного образования, поэтому    общие требования к уровню экологического образования школьников основываются на общих педагогических принципах.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения обеспечивает взаимодействие между овладением знаниями, способами деятельности и формированием ценностных отношений к природе, обществу, личности. В экологической подготовке из данного принципа вытекают требования создания предпосылок для адаптации учащихся в быстро меняющихся условиях окружающей среды.

Принцип природосообразности, который впервые сформулировал Ян Коменский в своем главном сочинении «Великая дидактика». Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в человеческом обществе. Этот принцип выражает требование строить образование с учетом законов развития и взаимодействия с природной и социальной средами. Законы и закономерности развития природы требуют отражения в содержании образования. В этом смысле требования к экологическому обучению и воспитанию школьников зависят от социального заказа общества.

Принцип научности требует, чтобы предлагаемый учебный экологический материал отвечал современным достижениям науки. Упрощение сложных научных положений не должно приводить к искажению их научной сущности.

Одновременно, необходимо предусмотреть доведение теоретических положений до стадии действий. Это требование подходит к экологическому обучению и воспитанию, одним из конечных результатов которого выступает формирование у учащихся активной жизненной позиции, готовности действовать.

Принцип систематичности предполагает, чтобы изложение учебного материала учителем доводилось до уровня системности в сознании учащихся, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными. Экологическое обучение и воспитание является неотъемлемым компонентом образования, способствующим формированию у учащихся целостной естественнонаучной картины мира.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении. На основании этого принципа строятся требования к учащимся глубоко и самостоятельно формировать осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности Целенаправленная активность, стимулирует формирование сознательного отношения к экологическому образованию.

Принципы доступности и учета возрастных и психологических особенностей регулирует соотношение понятности с познавательными трудностями и определяет меру трудности, целесообразной в обучении. Соответствие учебного материала возрастным особенностям учащихся приобретает особое значение при осуществлении экологической подготовки в значительной степени из-за его абстрактного характера.

Принцип положительной мотивации предполагает создание благоприятной образовательной среды и формирует у учащихся оптимистическое видение, перспектив развития, путей решения проблем взаимоотношения общества и природы.

Главные педагогические принципы позволяют определить цели и требования к экологическому образованию и воспитанию школьников. Отсюда вытекают требования к экологическому образованию. Знаниевыйкомпонент содержания экологического обучения и воспитания представлен экологическими теориями, закономерностями, принципами, понятиями, научными фактами.

Деятельностный компонент содержания экологической подготовки представлен различными видами деятельности: учебной, исследовательской, творческой. Усвоенные субъектом и ставшие его навыками способы деятельности, обусловливают его готовность к реальному участию в сохранении и воспроизводстве окружающей среды.

Эмоционально-ценностный компонент содержания экологического обучения и воспитания регулирует избирательное отношение к объектам и способам деятельности, определяет соответствие деятельности и объектов потребностям, оценивает степень удовлетворения потребностей, создает мотивы деятельности.

Часть 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: