Вариативный компонент экологического образования

 

Учитывая большое значение экологической подготовки школьников, образовательные учреждения за счет часов вариативной части базисного учебного плана могут вводить отдельные предметы или элективные курсы экологической направленности.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав вариативной части учебного плана основной и старшей ступени школы, которые, позволяют школьникам развить интерес к экологии. В тоже время элективные курсы - новый элемент учебного плана, дополняющий содержание основных учебных базовых предметов, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников.

Элективные курсы экологической направленности могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее. Элективные курсы в современной школе - это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения, через вариативную часть учебного плана.

 Выделяют три типа элективных курсов. Первые могут дополнять содержание базисного учебного предмета. Вторые могут развивать содержание одного из базисных учебных предметов, изучение которого может осуществляться на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку. Третий тип элективных курсов направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников, выходящих за рамки учебных планов.

Элективные курсы – это подготовка к профильному экологическому обучению.  Учитель глубже, чем на обычных уроках, раскрывает отдельные экологические темы, подбирает интересные материалы, учит и организует исследовательскую деятельность обучающихся. Цель элективных экологических курсов – раскрыть потенциал каждого учащегося, помочь ему определиться с выбором будущей профессии. Ученики углубленно изучают интересующий их предмет или область деятельности.

Вариативный компонент в образовательном процессе может быть представлен экологическими учебными модулями, практикумами, проектами. Это позволяет, не дублируя содержания базовых учебных предметов, расширить экологическое образование учащихся. При этом реализовать модель экологического образования мировоззренческой направленности на основе регионального содержания, с учетом уникального этнокультурного опыта местных народов, истории, экономики, традиций территории. Это согласуется с интересами государства по воспитанию у подрастающего поколения общенациональных ценностей, укоренению в культуре народов России и соответствует рекомендациям Программы духовно-нравственного развития.  Институт содержания и методов обучения РАО считает, экологический компонент может быть более эффективным, если он реализуется через образовательные области. Примером этого может быть вариант кооперации вопросов экологии, здоровья и безопасности жизни в одной образовательной области «Экология. Здоровье. Безопасность жизни» с 1 по 11 класс. Предлагаемая образовательная область по своей сущности имеет интегрированный характер, опирается на принципы ФГОС. Ее планируемые результаты комплексно отражают главные результаты общего образования – обучение, воспитание и развитие личности школьника. Образовательная область «Экология. Здоровье. Безопасность жизни» имеет социально-проблемный, практико-ориентированный характер. Она охватывает широкий комплекс общекультурных и общеобразовательных проблем, не сводимых ни к одной из действующих в школе предметных областей знания. В то же время эта образовательная область в своем содержании опирается на традиционные предметные знания, используя их для объяснения жизненно важных экологических ситуаций с целью формирования у подрастающих поколений социально значимых гуманистических ценностей и ориентиров. Предлагаемая образовательная область – это внутренне скоординированная и целенаправленная система учебных модулей, интегрированных уроков, элективных курсов, интегрированных предметов вариативного компонента, факультативов, школьных экологических проектов, классных часов, летних экологических практикумов, интегрированных программ общего и дополнительного детского образования, экологического просвещения родителей с проблемной социально-экологической направленностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: