Теория о «делении людей на два разряда»

Истоки образа Раскольникова

Раскольников – ц.герой романа. Достоевского интересует его психология, душевные качества и истоки его преступления – социальные, философские и религиозные.

Образ Р соотносится с более ранними произведениями Д, он восходит к образам «униженных и оскорбленных» героев). Достоевский показал в герое «Пре­ступления и наказания» один из вариантов «подпольного человека» — эгоцентриста, болезненно воспринимающего все, что делает его заурядным «винтиком» бездушного общественного «механизма», человека, озлобленного на весь мир.

С «униженными и оскорбленными» Раскольникова сближают гордость, большие амбиции, неудовлетворенность своим местом в жизни, чувство «ущемленности». Индивидуальными душевными качествами Раскольникова являются благородство, великодушие, доброта, жалость и сострадание. Он образован, умен и наблюдателен, способен к фило­софским обобщениям. Сочетание в личности Раскольникова столь различных свойств де­лает ее сложной и противоречивой. Герой ведет себя так, «точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются».

Главный герой «Преступления и наказания» — человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали «большинства». Однако, отрицая традиционные нрав­ственные ценности, он в то же время испытывает потребность в вере, в новой морали. Поэтому Раскольников и создает теорию, в которой пытается не только объяснить мир, но и выработать для себя новую мораль. Но его теория не способна объяснить истинные причины возникновения и сущность зла, не может дать герою твердых основ жизни. Она сама становится одним из бесчисленных вариантов мирового зла: словно бес, теория «вселяется» в Раскольникова, ведет его за собой, опре­деляет его поведение.

Переживая разлад с окружающим миром, страстно отрицая его несправедливость, такие герой сам несет груз порожденных этим же миром ложных идей, иллюзий, яд отравил их сердце, самым страшным своим врагом являются они сами. Он восстает против буржуазной морали посредством простого выворачивания наизнанку ее ценностей, но это ни к чему не ведет. Принципы: «укради», «все дозволено» - направлены против лицемерия буржуазного общества, но объективно они являются апологией того же зла, только в еще более агрессивной и злобной форме.

Герой-интеллигент, получивший образование, - это уже не «мечтатель», а «теоретик». Он является создателем и распространителем «ротшильдовских» (барон Ротшильд - один из самых известных в 19 веке американских богачей) и «наполеоновских» теорий, т.е. герой стремится утвердить себя через деньги и власть. Рано или поздно «теоретик», чьи идеи были выношены в одиноких размышлениях, оторванных от реальной жизни (Достоевский в повести «Записки из подполья» говорит о мертворожденных теориях, противопоставленных «живой жизни»; понятие «живая жизнь» было использовано и Л.Н.Толстым), решается воплотить свои теории в действительность.

Героя захватывает особое душевное и умственное состояние: он становится фанатиком изобретенной им идеи.

Теория

Истоки теории Раскольникова — в его особом взгляде на мир, на человека, на исто­рию человечества. Размышляя о прогрессе, о преступлениях и преступниках, о моральных запретах и их нарушителях, герой приходит к выводу, что человечество делится на два «разряда»: большинство, «тварей дрожащих», составляющих «материал» истории, и мень­шинство, «сильных личностей», «имеющих право» совершать любые деяния, идущие вразрез с моралью большинства. Первые не способны совершать великие деяния, не приносят пользы человечеству. Вторые — двигатели прогресса, без них историческое развитие было бы невозможным.

Главный критерий разграничения людей этих двух типов для Раскольникова — их отношение к нравственности. «Твари дрожащие» повинуются моральному закону, на­ходясь в сфере действия общественной нравственности, и в силу этого не способны к свершениям, так как, по мнению Раскольникова, это лишает их необходимой свободы действий. На людей, относящихся ко «второму разряду», моральный закон не распро­страняется. Они «имеют право» на преступление потому, что результатом их деятельнос­ти, по убеждению Раскольникова, является общественный прогресс, благо человечества. Страдания и беды отдельных людей не останавливают их. Раскольников приходит к выводу, что «великие люди» даже обязаны пойти на преступление, если от этого зависит «всеобщее благо».

Даже психология «великих людей» отличается от психологии «тварей дрожащих». В статье, написанной за полгода до преступления, Раскольников сравнивает различные типы преступников «на известном материале», пытается проанализировать, как ведет себя человек до, во время и после преступления. У людей разных «разрядов», отмечает герой, формы поведения в такой ситуации резко различаются. Обычный человек совершает пре­ступление в состоянии «аффекта», а возвратившись в нормальное состояние, испытывает мучительные угрызения совести. «Сверхчеловек», наоборот, не испытывает ни сомнений в своей правоте, ни угрызений совести, так как он находится вне сферы действия общей морали.

 «Необыкновенные» люди, по словам Раскольникова, всегда преступники, хотя бы потому, что они дают человечеству новые законы. «Разрешая» «кровь по совести» людям «высшего типа», он фактически ставит их вне сферы действия нравственных законов.

Смысл теории Раскольникова, по Достоевскому, состоит в том, что герой, отвергнув идею равенства всех людей перед моральным законом, порывает и с человечеством, и с Богом. Ведь, пересматривая основы христианской морали, он «отпадает» от нее, а следовательно, и от Бога. Писатель подчеркивает фанатизм Раскольникова: «этот мрачный катехизис стал его верой и законом». Идея порабощает душу героя, изменяет его отношение, к людям: любое общение, с ними становится для него мучительным.

Достоевский внимательно прослеживает истоки и основные мотивы преступления Раскольникова, придавая особое значение его философским корням. Социальные мотивы убийства старухи процентщицы отходят на второй план: они лишь сопутствуют преступлению, повышая решимость героя «переступить», «подталкивая» его. Бедность и нищета — питательная среда, способствующая вызреванию и осуществлению идеи преступления, но не его решающий фактор.

Раскольников убил не «из-за куска хлеба». На первый взгляд кажется, что он находится в социальном тупике (исключение из университета за невзнос платы, безденежье, жизнь на грани нищеты). Но этот тупик — мнимый, из него всегда можно найти выход — это доказывает пример Разумихина, готового довольствоваться самым скудным заработ­ком. Но Раскольников — совсем другой человек: с непомерными амбициями, максима­лист в своем отношении к жизни. Он хочет сразу решить все проблемы, в том числе самую главную — нравственно-психологическую.

Убийство старухи процентщицы — трагический эксперимент Раскольникова. Он «идейный убийца», совершающий преступление «для себя одного», чтобы себя проверить. Подчеркнем, главный мотив преступления — не испытание теории: она не подвергается сомнению, примеры из истории человечества подтверждают ее незыблемость в глазах Раскольникова, а испытание себя: «я захотел... убить без казуистики, убить для себя, для себя одного!» Раскольников хочет определить, к какой категории людей он принадлежит: «... Мне надо было узнать тогда,... вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я пере­ступить или не смогу!... Тварь ли я дрожащая или право имею...»

Философский смысл преступления в том, что Раскольников убеждается в ошибочности своей гипотезы. Его предположение о том, что он относится к разряду «избранных», оказалось ложным. Испытав сомнения и нравственные муки — признаки «обычного» преступника, — герой приходит к выводу, что он — «тварь дрожащая».

Однако неудача, которую потерпел Раскольников, не вызвала у него сомнений в правильности его теории: ведь он убежден, что открыл новый нравственный закон, который его преступление «подтверждает» независимо от результата.

«Бес» предубеждений и после преступления не отпускает героя. Все время, пока ложная теория определяет его поступки и внутренний мир, он находится в крайне болезненном состоянии: его мучат горячка, бред, сны-кошмары. Духовные силы Расколь­никова напряжены до предела, он становится раздражительным, мнительным, порой даже агрессивным. Сон Раскольникова о «трихинах» — также проявление мотива «умственной заразы», которая делает людей «бесноватыми». «Выздоровление» Раскольникова, его духовное возрождение, возвращение к Богу невозможно до тех пор, пока ложные пред­ставления о людях не будут изгнаны из его сознания.

Теория о «делении людей на два разряда»

  «твари дрожащие» «сильные личности»
Определение большинство, составляющие «материал» истории. Не способны совершать великие деяния, не приносят пользы человечеству. мень­шинство, «имеющие право» совершать любые деяния, идущие вразрез с моралью большинства. Двигатели прогресса, без них историческое развитие было бы невозможным.
Главный критерий разграничения людей этих двух типов - отношение к нравственности. «Твари дрожащие» повинуются моральному закону, на­ходясь в сфере действия общественной нравственности, и в силу этого не способны к свершениям, так как, по мнению Раскольникова, это лишает их необходимой свободы действий. На людей, относящихся ко «второму разряду», моральный закон не распро­страняется. Они «имеют право» на преступление потому, что результатом их деятельнос­ти, по убеждению Раскольникова, является общественный прогресс, благо человечества. Страдания и беды отдельных людей не останавливают их. Раскольников приходит к выводу, что «великие люди» даже обязаны пойти на преступление, если от этого зависит «всеобщее благо».
Даже психология «великих людей» отличается от психологии «тварей дрожащих». В статье, написанной за полгода до преступления, Раскольников сравнивает различные типы преступников «на известном материале», пытается проанализировать, как ведет себя человек до, во время и после преступления. Обычный человек совершает пре­ступление в состоянии «аффекта», а возвратившись в нормальное состояние, испытывает мучительные угрызения совести. «Сверхчеловек», наоборот, не испытывает ни сомнений в своей правоте, ни угрызений совести, так как он находится вне сферы действия общей морали. «Необыкновенные» люди, по словам Раскольникова, всегда преступники, хотя бы потому, что они дают человечеству новые законы. «Разрешая» «кровь по совести» людям «высшего типа», он фактически ставит их вне сферы действия нравственных законов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: