Иконография образа Казанской Богоматери

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

«Технологическое исследование и реставрация иконы «Богоматерь Казанская», начало  XVII века. Материалы: дерево, масло».
 

 

Специальность 54.02.04 «Реставрация»    
54.02.04.42.05 ПЗ

(шифр работы)

 

 

Студент:         Горбатенко Е.В.
  (подпись) (дата) (Ф.И.О.)
Руководитель:         Щербакова Д.С.
  (подпись) (дата) (Ф.И.О.)

 

Москва 2020



СОДЕРЖАНИЕ

 

     Введение. 3

1. Теоретическая часть. 7

1.1. Иконография образа Богоматери Казанской………………………………………………8

1.2. История появления чудотворного образа Казанской Богоматери……10

1.3. Краткое житие Богоматери Марии и сына Её Иисуса Христа…….12

1.4. Особенности данной иконы…………………………………………..16

2. Технологическая часть……………………………………………………

            2.1. Технология изготовления иконы…………………………..18

       2.2. Основа темперной живописи……………………………….23


 


Введение.

Профессия реставратора  складывалась  постепенно.  Она  отражает  древнюю традицию,  характерную  для  всей  европейский  культуры  в  прошлом.  Реставрацией  и  починкой  художники  всегда  занимались  сами.  В  России  издавна  иконописцы  восстанавливали  стенописи  и  иконы.  Икона  в  древней  Руси  играла  значительную  роль. Сосредоточенное  предстояние  перед  иконой  –  моленным  образом  в  храме,  монашеской  келье  или  личной  домашней  молельне  было  исключительно  важным  в  русском  Православии.  Древнюю  Русь  называли страной  икон.  Документы  сообщают,  что  Андрей  Рублев, а  затем  и  Дионисий  восстанавливали  поврежденные  временем  иконы. Затем,  приехавшие  в  Россию  иностранные  художники - живописцы, такие как Пфанцельт  и  Иофан-Фридрих  Грот  принесли  с  собой  искусство  реставрации  картин,  написанных  на  холстах  масляными  красками.

Современная  концепция  профессии  реставратора,  признанная  международными  документами,  заметно отличается  о  представлений  о  реставраторе  как  о  кудеснике.  Образ  чудотворца, который  обладает  тайными  знаниями, как  восстановить  из  пепла  утраченные  произведения,  как  вернуть  их  первозданный  вид  ушло  глубоко  в  прошлое.

Его  функция  состоит  в  сохранении  культурных  ценностей  в   их  историческом  и  эстетическом  значении  и  физической  целостности  ради  будущих  поколений.

Реставратор,  как  врач,  хирург  на  операции -  возвращает  к  жизни  бесценные  произведения  искусства, кропотливо,  по  крупицам  собирая  и  оживляя  творения  великих  мастеров  и  художников.

Художник,  архитектор,  геолог,  историк,  строитель  –  это  все  о  реставраторе.  Редкая  профессия  становиться  все  более  популярной.

В  услугах реставраторов  нуждаются  все  структуры  –  картинные  галереи, музеи, исторические хранилища,  антикварные магазины,  частные  –  аукционные  дома  и  научные лаборатории.

Однако  разбираться  во  всем  невозможно,  каждый  отдельный  предмет  требует  специальных  технологий  реставрации,  поэтому  обычно  реставраторы специализируются  на  определенном  виде  реставрационных  работ.

Реставратору  книг  нужно  разброшюровать  книгу,  провести  биологическую расчистку,  подобрать  состав  для  чистки  переплета  востолнить  утраченые части.  При  этом  требуется  особая осторожность:  бумага,  которой  более  100  лет  –  хрупкий  материал.

Художник - реставратор,  работающий  с  декоративными  покрасками  и  лепниной,  в  совершенстве  знает  материалы  как  настоящего,  так  и  прошлого.

Реставратор,  работающий  с  живописью  с  помощью  специальных  растворов,  из - под  толстого  слоя  пленки  возвращает  на  свет  картину, казавшуюся темным  размытым  пятном  в  раме.

Чтобы  работать  реставратором,  нужно  обладать  энциклопедическими  знаниями,  безграничным  терпением  и  хорошо  знать  химию.

Икона  «Богоматерь  Казанская»  была  передана  в  реставрацию  из  частного собрания.  Была  приобретена  у  скупщика.  Последние  3  года  находилась  в стабильных  условиях,  до  этого  неизвестно.

Издавна  на  Руси  очень  почитали  Пресвятую  Богородицу.  К  Божьей  матери мы  каждый  день  возносим  молитвы,  прося  ее  о  помощи  и  спасении.  Церковь  ставит  Царицу  небесную  превыше  всех  святых  и  всех  ангелов,  ведь ближе  всего  к  богу  -  его  мать.

Пресвятая  Богородица  является  Путеводительницей  людей  к  Богу.  С  одной стороны,  это  выражено  в  том,  что  Она является  Матерью  Господа  по  плоти,  тем  самым  низводя  на  людей  благодать  Божию,  заступаясь  за  них пред  Христом.  С  другой  стороны,  будучи  человеком  по  природе,  Богородица  ведет  каждого  ко  Христу.

Казанская  Чудотворная  икона,  которую  прозвали  по  месту  ее  обретения Казанской, стала  на  Руси  одной  из  самых  почитаемых  икон  Пресвятой  Богородицы.  По  иконографическому  типу Казанская  икона  относиться  к  Одигитрии ( Путиводница),  правда  в  сокращенном  варианте  изображение не  поясное,  а  оплечное, в  характерных  для  богородичных  икон  одеждах. Голова  Богородицы  слегка  наклонена  к  младенцу  Иисусу,  поднявшему  руку со сложенными  в  благословляющим  жесте  перстами. Выражение лика Богородицы  скорбное  в  преддверии  мук,  ожидающих  ее  сына,  а  лик  младенца поражает  своей  взрослостью  и  серьезностью.  Их  взгляды  обращены  прямо к молящемуся, от чего появляется ощущение, будто они заглядывают прямо в душу.

●  Основные  элементы  иконографии:

Туника -  нижняя  одежда,  большей  частью  с  узкими  рукавами,  длинная,  доходящая  до  пола.  Ее  цвет  на  иконах  Пресвятой  Девы  установлен  голубой  как  символ  девственной  чистоты. Он  может  быть  разных оттенков.

Мафорий  -  верхняя  одежда,  большой  четырехугольный  плат,  покрывающий голову  и  окутывающий  всю  фигуру.  Надевался  поверх  туники  и  по  длине опускался  немного  ниже  колен.  Мафорий  Богородицы  с  474  года находится  во  Влахернском  храме  в  Константинополе.

Женщины  того  времени  всегда  должны  были  прикрывать  голову,  и  на  иконах  Матери  Божией  мы  всегда  видим  на  Ее  голове  легкий  плат  (чепец),  подбирающий  и  закрывающий  волосы.

Непременной  принадлежностью  мафория  Матери  Божией  являются  три звездочки,  которые  всегда  пишутся  на  обоих  плечах  и  на  челе.  Эти  звездочки  -  символ  Ее  приснодевства.  Она  -  Дева  до  Рождества  Христова (звездочка  на  правом  плече),  Дева  -  в  самый  момент  непостижимого  Рождества  Сына  Божия  (звездочка  на  челе)  и  остается  Девой  по  Рождении Своего  Божественного  Сына (звездочка  на  левом плече покрывала),  кроме того  это  символ  Святой  Троицы,  поэтому  одну  из  звёзд  закрывает  Собой Богомладенец.

Нимб  вокруг  головы  Божией  Матери  в  отличие  от  нимба  Богомладенца  не  содержит  вписанный  крест.

На  иконах  Божией  Матери  обязательно  присутствует  наименование  -  сокращенное  начертание  слов  " Матерь  Бога "  -  греческие  буквы  MPOY,  а над  Богомладенцем  " Иисус  Христос "  -  ISXS. Кроме  того,  в нимб  Богомладенца  вписаны  буквы   Сущий,  означающие  Сущий  (Яхве), Исх.3:14.

Обычно  именно  этой  иконой  благословляют  молодых  к  венцу,  именно  ее вешают  у  детских  кроваток,  чтобы  кроткий  лик  Богородицы  с  любовью смотрел  на  юных  христиан.

Ныне  в   Москве  на   Красной  площади  вновь   стоит  посвященный  этой  иконе   Казанский   собор,  разрушенный  в  середине  1930 – х  и  возрожденный  уже  в   наши   дни  по   чертежам,  сохраненным  замечательным  реставратором  Петром   Дмитриевичем  Барановским.  Вновь  в  нескольких  шагах  от  Воскресенских    ворот  и   неподалеку  от  памятника  спасшим  Русь  гражданину   Минину  и   князю  Пожарскому   возносятся  пред  ликом   Казанской  иконы   молитвы.

 

Возвращен  Церкви  и  Казанский  собор  в  Санкт - Петербурге,  в  котором  покоится  прах  фельдмаршала  М.  И.  Кутузова,  отстоявшего  Россию  два  века  спустя.

Казанская  икона  — незыблемое  напоминание  о  милости  Богородицы  к  Русской  земле,  о  заступничестве  Ее  за  нашу  страну  в  тяжелейшие  для России  годы.

Объектом   исследования  дипломной  работы  является  икона  XVII века,  икона  выполнена  в  технике  темперной  живописи  размером  30х24,5 см., имеющая  прямоугольную  форму.  В  следствии  временного  фактора  икона  потеряла  свой  экспозиционный  вид.

Предметом   дипломной  работы  является  техническое  исследование,  а  так же  реставрация  рассматриваемой  иконы, получившей  значительные  разрушения  и  утраты  в  результате  нарушений  правил  хранения.

Поэтому   целью  данной  работы  является  разработка  и  проведение  технологических  исследований  и  необходимых  реставрационных  мероприятий,  направленных  на  восстановление  экспозиционного  вида  иконе.  Согласно  реставрационному  заданию,  данные  процессы  будут  включать  в  себя:  расчистки  иконы,  раскрытие,  устранения  загрязнений  на  лицевой  стороне,  укрепление  красочного слоя  и  грунта  с  устранением  деформаций  основы,  восполнение  небольших  и  крупных   утрат  древесины,  подведение  грунта  в  местах  утрат, пробы  на  утоньшение  потемневшего  лакового  покрытия,  тонирование  вставок  грунта  акварельными  красками  в  тон  авторской  живописи,  и иконографическое  исследование.пшгрнгнн6акева5аа 

Комплекс  исследований  является  одной  из  важнейших  составляющих  процессов  изучения  конкретных  произведений  и  их дальнейших  реставраций. Он  проводится  до,  после  и  в  процессе  реставрации  и  консервации.  При  проведении  исследований  можно  узнать  максимальное  количество  информации  о  предмете реставрации:  его  физическое  и  химическое  состояние  на  данный  момент. Эта информация  необходима  для  выявления  культурно - исторической  ценности предмета.

Задачи  дипломной работы в соответствии с указанной целью являются:

- Иконографическое исследование иконы

-   Пробы  на  утоньшение  лака

- Последовательность  раскрытия  живописи

- Разработка  методик  по  реставрации

- Проведение  комплекса  реставрационных  мероприятий  по  возвращение экспозиционного  вида  иконе.

Придание целостного вида иконе для последующей передачи ее храму и исследованием истории  иконы. Cбор необходимой  тематической  исторической  литературы. Выявление  исторического  значения  данного  памятника. Изучение  публикаций  по  данной  иконе.

Актуальность    и значимость  данной   работы   заключается   в   том,   чтобы   в   соответствии   с  Конституцией    Российской   Федерации   содействовать   сохранению   и   восстановлению   наследия   культуры   нашей   страны,   применив   методы   современной   консервации  и   реставрации.   Объект   реставрации   представляет   собой произведение   искусства  иконописи,   существовавшего   на   Руси   с   истоков   ее  существования.


 


Иконография образа Казанской Богоматери.

Иконографически  Казанскую  икону  принято  относить  к  сокращенному  оплечному  (то  есть  изображение  по  плечи)  варианту  Одигитрии  ,что  в переводе  с  греческого  означает  «Путиводница». В  этом  названии  заложен определенный  глубокий  смысл.  Присвятая  Борогродица  является  нашей путеводительницей  ко  Христу.  С  одной  стороны, это  выражено  в  том,  что она  является  Матерью  Господа  во  плоти,  тем  самым  низводя  на  нас  благодать  Божию,  заступаться  за   нас  перед  Христом. С  другой  стороны,  являясь  человеком  по  природе,  Матерь  Божия  ведет  и  каждого  из  нас  по христу.

Фигура  Божией  матери  представлена  фронтально,с  небольшим наклоном  головы  в  сторону  Богомладенца. Это  символ  милости, любви, материнской  нежности  и  в  то  же  время  преклонение  перед  Спасителем  человеческого  рода.

На одной руке Богородицы восседаем младенец Иисус Христос. Младенец правой рукой благословляет Матерь Божию, а в ее лице и всех христиан. Вторая рука Богомладенца скрыта под одеждой.

Взгляды Матери Божией и Богомладенца обращены непосрдственно к смотрящим. Это особо акцентирует человека на духовный диалог с Господом и Его Пречистой матерью. Взгляды, обращенные Богородицей и Христом на молящегося, выражают собой полноту общения двух личностей - Бога и его творения, человека.

Богословский смысл иконы заключатся в ходотайстве о нас Пречистой Богородицы перед своим Сыном - Господом Иисусом Христом. Ведь именно Христос - это Путь,  Жизнь и Истина  для  каждого  христианина. Являясь Матерью Господа и в то же время человеком по природе, Матерь Божия имеет возможность наиболее сильно молить Своего Сына о каждом из нас. Этот смысл наиболее просматривается в иконах типа «Одигитрия», где Богородица указует рукой на Христа. Казанский образ – оплечненый, поэтому указания рукой мы не видим. Однако,  несмотря  на  это, смысл  остается  таким  же,  только  в  Казансом  образе  он  скрыт  от  поверхностного  взгляда.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: