Как изготовить основу из дерева?

Для  изготовления  досок  основы  предпочитали  мелкослойную  древесину  — липу,  южный  тополь,  иву. Использовали  также  дуб,  бук,  кипарис,  орех, иногда  березу.  Применение  различной  древесины  для  изготовления  досок связано  как  с  произрастанием  тех  или  иных  пород  в  различных  климатических  зонах,  так  и  с  местными  традициями.  Наиболее  употребляемой  породой  при  изготовлении  досок  в  русской  иконописи  была  липа,  а  в  северных  районах  России  довольно  часто  хвойные  породы  —  сосна,  ель, лиственница,  кедр. Доски  под живопись  изготовляли  специалисты  по  обработке  дерева  —  древоделы,  редко  сами  художники. Доски,  сделанные  неспециалистами,  отличаются  низким  качеством  обработки.

Уже  в  XI — XII  веках  в  России  появляются  иконы,  высота  которых  иногда  достигает двух  метров  и  более.  Размеры  их  обусловливались  величиной  церковных  помещений.  Например,  икона  XI —  XII  веков  с  изображением  Петра  и  Павла,  написанная  для  новгородского  Софийского  собора, имеет  размер  236 х 147 см,  «Благовещение»  XII  века  для  Георгиевского собора  Юрьева  монастыря  в  Новгороде  —  229 х 144 см,  «Георгий»  из  того  же  собора  —  230 х 142 см;  первая  икона  хранится  в  Новгородском  историко – художественном  музее,  две  другие  —  в  Государственной  Третьяковской  галерее. Для  военных  походов  и  путешествий  с  дипломатическими целями  русские  люди  заказывали  иконы  малого  и среднего размеров. Например,  икона  «Спас»  начала  XIII  века (Ярославский  художественный музей),  принадлежавшая  ярославскому  князю  Василию,  имеет  размер  44,5 х 37 см.

Доски вытесывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольную распиловку бревен на доски в России, вероятно, начали производить  только  с  XVII века  (к этому времени  относятся сведения  в  письменных  источниках). При археологических раскопках в Чернигове и Новгороде в культурном слое  XI века найдены пилы типа современной ножовки. Эти пилы могли быть использованы для поперечного опиливания досок.

Следы инструмента при обработке доски являются надежным признаком в определении времени создания иконы. Различные инструменты, использованные при изготовлении доски, оставляют различные по характеру следы. От  топора  остаются  зарубки,  от  скобеля -  лункообразные  борозды,  от  рубанка -  плоские  борозды. При  позднейших  поновлениях  икон  тыльную  сторону  их  могли  неоднократно  выравнивать  -  перетесывать. Поэтому  судить  об  их  первоначальной  обработке  по  тыльной  стороне  нужно  с  осторожностью. Зато  на  обнаженных  частях  лицевой  стороны  доски,  где  левкас бывает  местами  утрачен,  можно  видеть  первичную  обработку  поверхности. На  примере  обработки  лицевой  стороны  иконы XI - XII  веков  с  изображением  Петра  и  Павла  видно,  что  после  вытесывания  досок  топором  их  протесывали  вдоль  волокон  скобелем,  а  после  соединения  их  в  один  щит лицевую  сторону  дополнительно  протесывали  в  поперечном  направлении, чтобы  сгладить  неровности  по  месту  соединения  досок.

На лицевой стороне доски делали углубление, которое называется ковчегом. Возвышающиеся над ковчегом края доски – поле, а скос между ковчегом и полем – лузга. Основу  для  иконы  малого  размера  вырезали  из  одной доски;  чтобы  изготовить  икону большого размера,  соединяли  несколько  досок  в  один  щит.

Для  большей  прочности  между  внутренними  боковыми  сторонами  досок врезали  небольшие,  короткие  планочки.  Планочки  различной  конфигурации  врезали в  тыльную или  лицевую сторону доски. Называли  их  в  зависимости  от формы -  «карасиками», «сковородниками» или «ласточками». Врезанные  в  лицевую  сторону  доски  «ласточки»  изготовлялись с XVI  века.

С тыльной стороны иконы или с торцевых ее сторон доски дополнительно скреплялись длинными рейками с различными поперечными сечениями - шпонками. В разное время применялись различные как по своей конфигурации, так и по способам крепления шпонки. Для византийских и русских иконных досок XI и последующих двух веков характерно прикрепление шпонок на торцевых частях и тыльной стороне доски посредством деревянных шипов или кованых железных гвоздей. Такие шпонки называются накладными торцевыми и накладными с тыльной стороны.

С XIV века накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально прорезанные пазы с тыльной стороны иконы, что давало возможность ссыхающимся или набухающим доскам скользить вдоль шпонок и не лопаться. В XIV - XV веках пазы чаще всего прорезали от одного края иконы до другого. Паз и шпонку обычно делали в сечении не прямыми, а клиновидно срезанными, что удерживало шпонку при усыхании. В XV веке пазы для шпонок стали делать короче ширины иконной доски на 5 - 10 см. Шпонки, слегка сужающиеся по длине, при этом начали вставлять навстречу - одна под другой, Однако форма поперечного сечения шпонки оставалась по – прежнему трапециевидной, а сама довольно толстая шпонка высоко выступала над тыльной стороной доски. В XVI веке шпонки изготовлялись уже более тонкими и менее выступавшими над плоскостью доски. В XVII веке их также делали плоскими, мало выступающими над тыльной поверхностью, но зато широкими, чтобы еще более усилить их сопротивляемость деформации (выгибу) доски.

 

С самого конца XVII века появились шпонки, врезанные в торцы доски. Такие шпонки хорошо обеспечивают сопротивление деформации только досок малого и среднего размеров. В иконах большого размера их не применяли.

При осмотре тыльной стороны икон нередко приходится встречаться с покраской ее масляными красками. Это делалось в более позднее время с целью предохранения досок от коробления и поражения жучками -точильщиками. Тыльные стороны досок  часто имеют специфический коричневатый или черноватый налет. Предполагают, что это следы специальных обработок досок олифой или чесночным соком (применение последнего для защиты от жучков – точильщиков описано в западно - европейских манускриптах XVII века).

Уже в древности было известно (энциклопедические записки римского ученого Плиния, I век), что доски из кипариса, пинии и некоторых других деревьев не поражаются жучками - точильщиками, так как их древесина пропитана кедровым, лавандовым маслами и другими отпугивающими веществами. Со второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля некоторые небольшие иконки писали на кипарисовых досках, а к липовым иконным доскам с тыльной стороны иногда приклеивали кипарисовые доски. С этого же времени вплоть до начала XX века изготовлялись иконы небольших размеров, написанные на привозных кипарисовых досках. Со второй половины XIX века в  России появляются иконы на кипарисовых досках, вывезенные из монастырей Афона (Греция).

Судить  о  времени  написания  икон  можно  по  особенностям  ковчега  и  полей. Например,  поля  икон XI - XII  веков,  как  правило,  широкие,  а  ковчег глубокий. С  XIII  века  поля  делали  более  узкими. Начиная  с  XIV  века иконные  доски  иногда  делали  без  ковчегов.  С  XIV  по  XVI  век  доски  под иконы  со  средником,  окруженным  клеймами  (сценами)  жития,  изготовляли  с  двойным  ковчегом.  Во  внутреннем  углублении  размещали  главное изображение  иконы;  на  окружающей  его  более  высокой  плоскости  писали сцены  жития  или  избранных  святых,  а  на  полях  также  иногда  помещали избранных  святых  и  посвященные  им  тексты.  В  XVI  веке  ковчег  обычно был  неглубоким  и  лузга  плавно  переходила  в  углубление  ковчега. В  XVII веке  переход  между  полем  и  лузгой  вновь  становится  более  резким.  В XVIII - XX  веках  существовали  все перечисленные  виды  обработки  лицевой  стороны  доски.  Их  выбор зависел  от  вкусов  заказчиков.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: